город Ростов-на-Дону |
|
13 июня 2018 г. |
дело N А01-190/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноплевым И.А., при участии:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - представитель Манагаров А.В., доверенность от 09.01.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кантри-Строй" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.04.2018 по делу N А01-190/2018 по иску Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (ИНН 2308113667, ОГРН 1052303716772) к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Кантри-Строй" (ИНН 2311146856, ОГРН 1122311007610) о приостановлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, принятое в составе судьи Шефрукова А.З.
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кантри-Строй" (далее - ООО "Кантри-Строй", ответчик) о приостановлении на 12 месяцев осуществление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а именно: "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 2" - 3-этажный жилой дом Литер "2", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 3" - 3-этажный жилой дом Литер "3", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 4" - 3-этажный жилой дом Литер "4", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 5" - 3-этажный жилой дом Литер "5", 2 "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 6" - 3-этажный жилой дом Литер "6", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 7" - 3-этажный жилой дом Литер "7", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 8" - 3-этажный жилой дом Литер "8", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 9" - 3-этажный жилой дом Литер "9", расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.04.2018 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "КантриСтрой" о привлечении к участию в деле дольщиков в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора отказано. Исковые требования Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края удовлетворены, осуществление обществом с ограниченной ответственностью "Кантри-Строй" деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а именно: "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 2" - 3-этажный жилой дом Литер "2", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 3" - 3-этажный жилой дом Литер "3", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 4" - 3-этажный жилой дом Литер "4", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 5" - 3-этажный жилой дом Литер "5", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 6" - 3-этажный жилой дом Литер "6", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 7" - 3-этажный жилой дом Литер "7", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 8" - 3-этажный жилой дом Литер "8", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 9" - 3-этажный жилой дом Литер "9", расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236 приостановлено на 12 месяцев. С общества с ограниченной ответственностью "Кантри-Строй" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Кантри-Строй" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Обществом в материалы дела представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по выявлению и недопущению нарушений, представлены документы, подтверждающие продление разрешения на строительство, а также иные документы, подтверждающие доводы общества. Приостановление деятельности общества существенно затруднит финансово-экономическое положение общества, приведет к срыву взятых обязательств перед физическими и юридическими лицами по договорам долевого участия в строительстве. Апеллянт полагает, что удовлетворение заявленных требований приведет к необратимым последствиям, в виде нарушения нормальной финансово-хозяйственной деятельности общества, что непосредственным негативным образом повлияет на возможность общества осуществлять нормальную хозяйственную деятельность. У общества может возникнуть проблема отсутствия финансирования строительства и, как следствие, проблема "долгостроя". Кроме того, апеллянт указывает, что производство по настоящему делу подлежало приостановлению до вступления в законную силу судебного акта по гражданскому делу, рассматриваемому Прикубанским районным судом г. Краснодара, о внесении изменений в договор долевого участия в строительстве в отношении Румянцева М.Ф. и Рюмина Л.И. Апеллянт указывает на наличие оснований к привлечению к рассмотрению настоящего спора в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, дольщиков.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как следует из отзыва, срок исполнения обязательств по передаче объектов долевого строительства на момент обращения департамента в суд с соответствующим заявлением ООО "Кантри-Строй" задержало более чем на три месяца. Приостановление деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не нарушает прав застройщика, поскольку является инструментом установления баланса интересов участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и мерой государственного воздействия на нарушителей, для защиты слабой стороны данных отношений пользующихся особой защитой государства. Застройщик сохраняет право на завершение строительства и привлечение инвестиций в строительство иным легальным путем, а не за счет привлечения денежных средств от новых участников долевого строительства.
Истец в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил вместе с отзывом ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного лица.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика, просил решение суда первой инстанции отменить, ходатайствовал о приобщении дополнительных доказательств и отложении судебного разбирательства.
В удовлетворении ходатайства ответчика о приобщении дополнительных документов надлежит отказать на основании ч. 2, ч. 3 ст. 268 АПК РФ, поскольку ответчик не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
В удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства также надлежит отказать ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, общество "Кантри-Строй" осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и является застройщиком многоэтажных жилых домов:
1) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 2" - 3-этажный жилой дом Литер "2", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236, находящимся в собственности согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с разрешением на строительство от 08.04.2014 N RU 23306000-3291-р выданным департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.
2) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 3" - 3-этажный жилой дом Литер "3", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236, находящимся в собственности согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с разрешением на строительство от 08.04.2014 N RU 23306000-3292-р выданным департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.
3) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 4" - 3-этажный жилой дом Литер "4", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236, находящимся в собственности согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с разрешением на строительство от 08.04.2014 N RU 23306000-3293-р выданным департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.
4) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 5" - 3-этажный жилой дом Литер "5", расположенного по адресу: Краснодарский край, 5 23:43:0107001:33236, находящимся в собственности согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с разрешением на строительство от 08.04.2014 N RU 23306000-3294-р выданным департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.
5) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 6" - 3-этажный жилой дом Литер "6", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236, находящимся в собственности согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с разрешением на строительство от 08.04.2014 N RU 23306000-3295-р выданным департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.
6) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 7" - 3-этажный жилой дом Литер "7", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236, находящимся в собственности согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с разрешением на строительство от 08.04.2014 N RU 23306000-3296-р выданным департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.
7) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 8" - 3-этажный жилой дом Литер "8", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236, находящимся в собственности согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с разрешением на строительство от 08.04.2014 N RU 23306000-3297-р выданным департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.
8) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 9" - 3-этажный жилой дом Литер "9", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236, находящимся в собственности согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с разрешением на строительство от 08.04.2014 N RU 23306000-3298-р выданным департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.
Согласно отчетностям застройщика за 4 квартал 2016 года срок передачи вышеуказанных объектов долевого строительства участникам долевого строительства предусмотренный условиям договоров участия в долевом строительстве, заключенных ООО "Кантри-Строй" с участниками долевого строительства, устанавливался 08.06.2017.
Названные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Основанием для обращения Департамента в арбитражный суд послужило нарушение обществом "Кантри-Строй" пунктов 3 и 4 части 15 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ.
Так, 02.02.2017 Департаментом выдано ООО "Кантри-Строй" предписание N АДС-118-ТК об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, согласно которому предлагалось устранить нарушения части 4, 6 статьи 19 и статей 20, 21 Федерального закона N 214-ФЗ, путем представления в департамент изменения в проектные декларации в редакции по состоянию на 05.04.2017 по форме, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр.
05.07.2017 Департаментом выдано ООО "Кантри-Строй" предписание N ГКН-70-АН об устранении нарушения по части 15 статьи 15.2 Федерального закона N 214-ФЗ, а именно заключить договоры страхования с другой страховой организацией или участвовать в обществе взаимного страхования либо в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона N 214-ФЗ заключить договор поручительства в отношении жилых помещений, гражданская ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче которых, обеспечивается страхованием гражданской ответственности ООО "Кантри-Строй" путем заключения договоров страхования гражданской ответственности с ООО "СИК" и по части 3 статьи 6 Федерального закона N214-ФЗ, а именно: уведомить участников долевого строительства о невозможности завершения строительства объекта, в установленный договорами срок, 61 участнику долевого строительства жилых домов литер "3", "4", "5", "6", "8" ЖК "Италия" в установленный договорами срок, направить предложения об изменении срока передачи объектов долевого строительства и установить его единым для всех участников долевого строительства.
10.11.2017 Департаментом выдано ООО "Кантри-Строй" предписание N ГКН-121-АН устранить нарушения по части 15 статьи 15.2 Федерального закона N 214-ФЗ, а именно заключить договоры страхования с другой страховой организацией или участвовать в обществе взаимного страхования либо в соответствии со статьей 15.1 8 Федерального закона N 214-ФЗ заключить договор поручительства в отношении жилых помещений, гражданская ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче которых, обеспечивается страхованием гражданской ответственности ООО "Кантри-Строй" путем заключения договоров страхования гражданской ответственности с ООО "СИК".
01.12.2017 Департаментом вынесено постановление о назначении административного наказания N 127-вп/2017/586 в отношении ООО "Кантри-Строй" по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылаясь на неоднократное нарушение обществом положений Федерального закона N 214-ФЗ, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Судом установлено, что обществом осуществляется строительство следующих объектов:
1) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 2". Первый договор участия в долевом строительстве по указанному объекту зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 05.09.2014, что подтверждается ежеквартальной отчетностью ООО "Кантри-Строй" предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";
2) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 3". Первый договор участия в долевом строительстве по указанному объекту зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 18.12.2014, что подтверждается ежеквартальной отчетностью ООО "Кантри-Строй" предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";
3) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 4". Первый договор участия в долевом строительстве по указанному объекту зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 22.08.2014, что подтверждается ежеквартальной отчетностью ООО "Кантри-Строй" предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";
4) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 5". Первый договор участия в долевом строительстве по указанному объекту зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 13.10.2014, что подтверждается ежеквартальной отчетностью ООО "Кантри-Строй" предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";
5) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 6". Первый договор участия в долевом строительстве по указанному объекту зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 20.02.2015, что подтверждается ежеквартальной отчетностью ООО "Кантри-Строй" предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";
6) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 7". Первый договор участия в долевом строительстве по указанному объекту зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 19.09.2014, что подтверждается ежеквартальной отчетностью ООО "Кантри-Строй" предусмотренной 6 постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";
7) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 8". Первый договор участия в долевом строительстве по указанному объекту зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 08.05.2015, что подтверждается ежеквартальной отчетностью ООО "Кантри-Строй" предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";
8) "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 9". Первый договор участия в долевом строительстве по указанному объекту зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 20.11.2015, что подтверждается ежеквартальной отчетностью ООО "Кантри-Строй" предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства".
Согласно пункту 9 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" контролирующий орган вправе направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений Закона о долевом строительстве, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте застройщика и направляются застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанном в части 2 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию. Такие изменения подлежат направлению застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу статей 20, 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" информация о застройщике должна содержать информацию:
1) о фирменном наименовании (наименовании) застройщика, месте нахождения застройщика, режиме его работы, номере телефона, адресе официального сайта застройщика и адресе электронной почты, фамилии, об имени, отчестве (если имеется) лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа застройщика, а также об индивидуализирующем застройщика коммерческом обозначении, если застройщик планирует использовать такое коммерческое обозначение в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
2) о государственной регистрации застройщика;
3) об учредителях (участниках) застройщика, которые обладают пятью и более процентами голосов в органе управления этого юридического лица, с указанием фирменного наименования (наименования) юридического лица - учредителя (участника), фамилии, имени, отчества физического лица - учредителя (участника), а также процента голосов, которым обладает каждый такой учредитель (участник) в органе управления этого юридического лица;
4) о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимали участие застройщик и (или) его основное общество или дочерние общества такого основного общества в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию;
5) о членстве застройщика в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и о выданных застройщику свидетельствах о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о членстве застройщика в иных некоммерческих организациях (в том числе обществах взаимного страхования, ассоциациях), если он является членом таких организаций и (или) имеет указанные свидетельства;
6) о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату;
7) о соответствии застройщика требованиям, установленным частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Наряду с указанной в части 1 настоящей статьи информацией застройщик вправе включать в проектную декларацию иную не противоречащую законодательству информацию о застройщике.
Застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу:
1) учредительные документы застройщика;
2) свидетельство о государственной регистрации застройщика;
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения за период осуществления деятельности застройщиком, но не более чем за три года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности или при осуществлении застройщиком такой деятельности менее чем три года за фактический период предпринимательской деятельности либо при применении застройщиком упрощенной системы налогообложения книги учета доходов и расходов застройщика за указанный в настоящем пункте период;
Застройщик представляет документы, указанные в части 2 настоящей статьи, в подлинниках или в форме надлежащим образом заверенных копий. Документы, указанные в части 2 настоящей статьи, не могут быть изъяты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство (далее - проект строительства), должна соответствовать документации по планировке территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации допускается строительство указанных объектов недвижимости при отсутствии документации по планировке территории), проектной документации и содержать информацию:
1) о видах строящихся в рамках проекта строительства объектов капитального строительства, о виде договора, для исполнения которого застройщиком осуществляется реализация проекта строительства (в случае заключения такого договора), в том числе договора, предусмотренного законодательством о градостроительной деятельности, о лицах, выполнивших инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, о результатах экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий, о результатах государственной экологической экспертизы, если требование о проведении таких экспертиз установлено федеральным законом, а также коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если застройщик планирует использовать такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
2) о разрешении на строительство (дата, номер, срок действия, наименование органа, выдавшего разрешение на строительство);
3) о правах застройщика на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома либо многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе о реквизитах правоустанавливающего документа на земельный участок, о собственнике земельного участка (в случае, если застройщик не является собственником земельного участка), о кадастровом номере и площади земельного участка;
4) о планируемых элементах благоустройства территории;
5) о местоположении и основных характеристиках строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений;
6) о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения, размере платы за такое подключение и планируемом подключении к сетям связи;
7) о количестве в составе строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости жилых помещений и нежилых помещений, а также об их основных характеристиках (за исключением площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении), о наличии и площади частей нежилого помещения;
8) о составе общего имущества в строящемся (создаваемом) в рамках проекта строительства многоквартирном доме (перечень помещений общего пользования с указанием их назначения и площади, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более чем одного помещения в данном доме);
9) о примерном графике реализации проекта строительства, включающем информацию об этапах и о сроках его реализации, в том числе предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящихся (создаваемых) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
10) о планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
11) о способе обеспечения исполнения обязательств застройщика по договору и (или) о банке, в котором участниками долевого строительства должны быть открыты счета эскроу;
12) об иных соглашениях и о сделках, на основании которых привлекаются денежные средства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, за исключением привлечения денежных средств участников долевого строительства;
13) о размере полностью оплаченного уставного капитала застройщика;
16) информацию, указанную в части 6 статьи 18.1 настоящего Федерального закона, в случае, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 настоящего Федерального закона.
Наряду с указанной в части 1 настоящей статьи информацией застройщик вправе включать в проектную декларацию иную не противоречащую законодательству информацию о проекте строительства.
По требованию участника долевого строительства застройщик обязан представить для ознакомления:
1) разрешение на строительство;
2) технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
3) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;
4) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения;
5) документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.
Согласно пункту 9 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ департамент вправе направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Из материалов дела следует, что по результатам проводимых проверок ООО "Кантри-Строй" неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом N 214-ФЗ, за нарушения законодательства в области долевого строительства, а именно выносились предписания от 02.02.2017 N ЛДС-118-ТК, от 05.07.2017 N ГКН-70-АН, от 10.11.2017 NГКН-121-АН.
Кроме того, постановлением департамента от 01.12.2017 N 127-вп/2017/586 ООО "Кантри-Строй" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Факт не исполнения обязанности по передаче объектов долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности подтверждается проведенной проверкой.
ООО "Кантри-Строй" не представлены дополнительные соглашения со всеми участниками долевого строительства об изменении сроков передачи объектов долевого строительства. На дату судебного заседания, застройщиком не получены разрешения на ввод в эксплуатацию многоэтажных жилых домов: "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 2" - 3-этажный жилой дом Литер "2", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 3" - 3-этажный жилой дом Литер "3", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 4" - 3-этажный жилой дом Литер "4", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 5" - 3-этажный жилой дом Литер "5", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. 12 Литер 6" - 3-этажный жилой дом Литер "6", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 7" - 3-этажный жилой дом Литер "7", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 8" - 3-этажный жилой дом Литер "8", "Жилой комплекс "Италия" Квартал N 1. Литер 9" - 3-этажный жилой дом Литер "9", расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:33236, соответственно квартиры в многоквартирном доме в установленный срок не переданы участникам долевого строительства, что подтверждается отсутствием актов приема-передачи подписанных со стороны застройщика и со стороны участников долевого строительства.
Так же в материалы дела не представлено доказательств заключения договоров страхования с другой страховой организацией или участие в обществе взаимного страхования либо в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона N 214-ФЗ заключить договор поручительства в отношении жилых помещений, гражданская ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче которых, обеспечивается страхованием гражданской ответственности ООО "Кантри- Строй" путем заключения договоров страхования гражданской ответственности с ООО "СИК".
Согласно пунктам 1, 4 части 15 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом; застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
На основании изложенного, требования заявителя удовлетворены правомерно.
В данном случае суд первой инстанции всесторонне исследовал и оценил представленные в материалы дела доказательства, после чего обоснованно посчитал доказанным факт многочисленных существенных нарушений, допущенных обществом при ведении деятельности в качестве застройщика.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апеллянта, о том, что приостановление деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (создания) многоквартирных домов, на определенный срок (12 месяцев), повлечет для участников долевого строительства еще более неоправданные (отрицательные) последствия как результат их применения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 3-П, от 12.05.1998 N 14-П, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Информационном письме от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанная мера ответственности в первую очередь является предупреждающей мерой по предотвращению увеличения количества пострадавших участников долевого строительства многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина общества состоит в осознании противоправного характера своих действий к наступившим вредным последствиям, что обуславливается отсутствием мер со стороны застройщика по устранению выявленных нарушений.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что имеется вероятность, что в случае дальнейшего заключения обществом договоров долевого участия, произойдет увеличение количества лиц, перед которыми ответчиком не будут исполнены обязательства в порядке установленным Федеральным законом N 214-ФЗ.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для применения в отношении общества заявленной департаментом меры ответственности в виде приостановления деятельности ответчика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Выводы суда первой инстанции о неисполнении обществом требований Закона N 214-ФЗ соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и документально ответчиком не опровергнуты.
Апелляционная коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае наложение на общество указанного запрета является разумной мерой государственного воздействия на нарушителя, направленной как на восстановление прав уже привлеченных участников строительства объекта, так и на защиту интересов потенциальных дольщиков.
При этом, приостановление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, не ограничивает право общества в осуществлении иной хозяйственной деятельности, не препятствует в извлечении доходов от продолжения иной деятельности.
Наложение указанного запрета не нарушает прав застройщика, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц, является инструментом установления баланса интересов участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, и мерой государственного воздействия на нарушителей, для защиты слабой стороны данных отношений, пользующихся особой защитой государства.
Таким образом, указанная мера, напротив направлена на защиту интересов потенциальных дольщиков. При этом, общество не лишено возможности завершить строительство спорного дома и ввести его в эксплуатацию за счет собственных средств, строительные работы не приостанавливаются. А в случае устранения выявленных нарушений, общество также не лишено права обращаться в установленном порядке для досрочного снятия установленного запрета по привлечению денежных средств граждан.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несостоятельна также ссылка апеллянта на наличие оснований к привлечению к рассмотрению настоящего спора в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, дольщиков ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что итоговый судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности указанных лиц. Кроме того, департамент, подав в суд соответствующее заявление, тем самым обратился в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, в связи с чем отсутствует необходимость привлечения таких участников.
Довод о необходимости приостановления производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по гражданскому делу, рассматриваемому Прикубанским районным судом г. Краснодара, о внесении изменений в договор долевого участия в строительстве в отношении Румянцева М.Ф. и Рюмина Л.И. несостоятелен ввиду следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. Возможность рассмотрения спора по существу предопределена необходимостью установления обстоятельств, имеющих значение для дела, и входящих в предмет доказывания, которые определяются арбитражным судом, исходя из характера спорного правоотношения и норм законодательства, подлежащих применению (часть 1 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу при наличии в совокупности двух условий: если в производстве соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам, участвующим в деле.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что безусловные основания для приостановления производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют, поскольку требования истца по настоящему иску безусловно не связаны с предметом спора, рассматриваемого Прикубанским районным судом г. Краснодара.
С учетом изложенного, заявленные требования Департамента о приостановлении на 12 месяцев деятельности ООО "Кантри-Строй", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, для строительства (создания) многоквартирных домов основаны на законе, удовлетворены обоснованно.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.04.2018 по делу N А01-190/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.