г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А56-75201/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Куренковой Е.М.
при участии:
от истца (заявителя): Лесняк А.А. - доверенность от 15.02.2018;
от ответчика (должника): Ромицына И.В. - доверенность от 16.03.2018;
от 3-го лица: Важенина М.Б. - доверенность от 01.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10287/2018) ГУП "ТЭК СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2018 по делу N А56-75201/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое
по иску (заявлению) ГУП "ТЭК СПб"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ИТ Синтез"
о признании незаконным решения от 11.08.2017 по делу N РНП-78-673/17
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС, Управление) от 11.08.2017 по делу N РНП-78-673/17 о рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ИТ "Синтез" (далее - ООО "ИТ "Синтез", Общество).
Решение суда первой инстанции от 12.03.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУП "ТЭК СПб" обратилось с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, исходя из содержания положений статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком, исполнителем его условий, комиссия ФАС должна включить сведения в реестр недобросовестных поставщиков о таком исполнителе независимо от наличия либо отсутствия в его действиях умысла в неисполнении условий Контракта. Кроме того, УФАС при вынесении решения не дана оценка плану-графику, в котором приводится подробная разбивка различных видов работ с указанием планируемых сроков их выполнения.
В судебном заседании представитель ГУП "ТЭК СПб" поддержал доводы жалобы, представитель УФАС доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве. Третье лицо также не признало апелляционную жалобу Предприятия, представило письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона по извещению N 0672200000215000046 (протокол от 20.10.2015 N 0672200000215000046-3 по лоту N 1) между Предприятием (заказчик) и Обществом (подрядчик) был заключен контракт N 60/К/2015 от 03.11.2015 (далее - Контракт) на выполнение работ по реконструкции угольной котельной с переустройством в центральный тепловой пункт по адресу: г.Санкт-Петербург, пос.Парголово, Торфяное, Старожиловская ул., д.11, лит.А (далее - Объект). Цена контракта составляет 47523610,30 руб. (пункт 3.1).
Сроки выполнения работ по Контракту согласованы сторонами в пункте 2.1 Контракта и Приложении N 2 к Контакту следующим образом: начало выполнения работ - с момента получения подрядчиком уведомления о положительном результате рассмотрения документов (Уведомления о допуске к работам по Объекту), окончание выполнения работ - не позднее 15.11.2016.
Письмом от 23.06.2017 N 10-18/23009 Предприятие уведомило Общество об отказе от исполнения государственного контракта от 03.11.2015 N 60/К/2015 на основании пункта 4.3.17 Контракта в связи с нарушением Обществом сроков выполнения работ.
Письмо от 23.06.2017 N 10-18/23009 об отказе от исполнения государственного контракта было направлено Предприятием в адрес Общества почтовой связью 26.06.2017, по электронной почте 27.06.2017, а также размещено 27.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
Предприятие направило в Санкт-Петербургское УФАС сведения для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков (письмо от 01.08.2017 N 07/18/28495).
По результатам рассмотрения представленных Предприятием сведений Санкт-Петербургским УФАС вынесено решение от 11.08.2017 по делу N РНП-78-673/17 о рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с которым Управление решило не включать сведения, представленные Предприятием в отношении Общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с решением Управления, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленного требования.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение представителей Предприятия, УФАС и третьего лица, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе включению в реестр подлежат сведения о поставщике, умышленно уклонившимся от заключения контракта либо существенно нарушившим его условия. При этом недобросовестность поставщика должна быть установлена в ходе проводимой антимонопольным органом проверки.
В соответствии с частью 8 статьи 104 Закона N 44-фЗ в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Доводы подателя жалобы, утверждающего обратное, основаны на неправильном применении и толковании положений статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, а одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение по отношению заказчику и принятым на себя обязательствам при участии в закупке и заключении контракта.
Вопреки доводам жалобы, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи; антимонопольный орган обязан в каждом конкретном случае устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Рассмотрев полученные от Предприятия сведения в совокупности с представленными Обществом документами и доказательствами, подробно и последовательно проанализировав взаимоотношения сторон в рамках заключенного контракта, Управление не усмотрело в действиях Общества недобросовестного поведения, направленного на умышленное неисполнение контракта. Более того, из материалов дела следует, что Общество стремилось исполнить контракт и предпринимало все усилия к тому, чтобы сократить срок выполнения работ, однако, именно действия заказчика препятствовали своевременному и надлежащему выполнению работ со стороны подрядчика (нарушение срока передачи проектной документации, в связи с чем подрядчик заявлял о приостановке работ по правилам статьи 719 ГК РФ), что и было установлено антимонопольным органом в ходе проверки, и в связи с чем было принято решение сведения в отношении участника закупки ООО "ИТ Синтез" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Суд первой инстанции, подробно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, признал позицию УФАС обоснованной, также не усмотрев в действиях ООО "ИТ "Синтез" признаков недобросовестного поведения при выполнении работ по Контракту.
Апелляционная коллегия также обращает внимание на то обстоятельство, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Оценив в совокупности представленные документы, УФАС не усмотрело в действиях Общества признаков недобросовестного поведения и оснований для включения его в реестр.
При этом, заказчик не лишен возможности применить к подрядчику положения договора о гражданско-правовой ответственности в виде взыскания штрафов и неустоек в случае, если какие-либо нарушения условий контракта были им нарушены.
При таких обстоятельствах правильным является выводы суда первой инстанции о том, что применение к Обществу санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года не может считаться справедливым и соответствующим законодательству о контрактной системе.
Доводы подателя жалобы основаны на неправильном толковании положений статьи 104 Закона о контрактной системе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела и дана им надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения от 12.03.2018 и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежит оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании платежного поручения от 22.02.2018 N 4423 подлежит возврату Предприятию из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 марта 2018 года по делу N А56-75201/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Возвратить Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины на основании платежного поручения от 22.02.2018 N 4423.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.