г. Самара |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А55-24027/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Туркин К.К.,
при ведении протокола судебного заседания Никифоровой А.А.,
при участии:
от истца - представитель Ильина Н.Д., доверенность от 28.12.2016 N НЮ-46/207,
от ответчика - представитель Якупова Ю.Р., доверенность от 08.11.2016 N 00001/409-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июня 2018 года открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2018 года по делу N А55-24027/2017 (судья Веремей Л.Н.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (103779877295, ИНН 7708503727) к публичному акционерному обществу "АвтоВАЗ" (ОГРН 1026301983113, ИНН 6320002223) о взыскании 15 256 руб. 22 коп.,
третье лицо: Приволжское таможенное управление в лице Самарской таможни,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "АвтоВАЗ" (далее - ПАО "АвтоВАЗ", ответчик) о взыскании 15 256 руб. 22 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в зоне таможенного контроля.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Приволжское таможенное управление в лице Самарской таможни (далее - третье лицо).
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд принял уменьшение размера исковых требований до 3 485 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2018 по делу N А55-24027/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 05.06.2018 на 12 час. 10 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу, а представитель ответчика просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, в декабре 2016 года в адрес ПАО "АвтоВАЗ" по железнодорожным накладным ЭЫ037487, 394221, 394452, 394478, 394445, 394353, 194155, 394379, 394189, 394239, 394197, 394171, 394205, 394338, 394320, 394262, 394411, 394130, 394270, 394296, 394288, 394106, 394114, 394254, 394080, 394346, 394072, 394312, 394460, 394387, 394064, 394213, 394429, 394437, 394098, 394148, 394122, 394304, 394247, 394403, 394361, 394395, 394163, ЭШ 931397, ЭШ835330, ЭЫ 037559, ЭЫ 287433, ЭЫ 287311, ЭЫ 287356, ЭЫ 287397, 684867, 684870, ЭЬ 191316, ЭЬ 191191, 35934 прибыли 55 вагонов с грузом, находящимся под таможенным контролем, и к которым применяются специальные условия перевозки с применением процедуры таможенного транзита в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Спорные вагоны были поданы ОАО "РЖД" (перевозчиком) на пути общего пользования ст. Тольятти для совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товара.
Обязательства ОАО "РЖД" по завершению внутреннего таможенного транзита были исполнены с момента передачи перевозочных документов таможенному органу и проставления отметки в железнодорожной накладной "Товар поступил". С этого момента, по мнению истца, начинает течь время, за которое ответчику начисляется плата за нахождение вагонов в зоне таможенного контроля (пути общего пользования ст. Тольятти).
По факту простоя спорных вагонов в зоне таможенного контроля были составлены акты общей формы N N 2/3066, 2/3065, 2/3067, 2/3069, 2/3068, 2/3070, 2/3072, 2/3071, 2/3073; 2/2997, 2/2996, 2/2998; 2/2974, 2/2973, 2/2975, 2/2972, 2/2976; 2/2970, 2/2969, 2/2963; 2/2933, 2/2932, 2/2934; 2/2939, 2/2938, 2/2940; 2/2921, 2/2920, 2/2922.
На основании части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее по тексту - Устав), истец начислил ответчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов под таможенными операциями в сумме 15 256 руб. 22 коп.
Для оплаты указанной суммы платы ответчику направлена претензия исх. N 832/КбшНЮ от 14.02.2017, которая оставлена без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
ПАО "АвтоВАЗ" возражало против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истцом доказательства выдачи ответчику железнодорожных накладных, оформленных таможенным органом не представлены, как и доказательства получения ответчиком товара за пределами срока доставки груза, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов, а также доказательства простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя.
Согласно части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением процедуры таможенного транзита в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшим в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно статьей 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары в место доставки товара и обеспечить сохранность товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 220 ТК ТС место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено ТК ТС.
Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).
На основании статьи 34 Устава перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с пунктом 28.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, завершение процедуры внутреннего таможенного транзита подтверждается штампом должностного лица таможенного органа о поступлении товаров.
Таким образом, обязанность перевозчика по доставке груза, находящегося под процедурой таможенного транзита, считается завершенной после уведомления таможни и грузополучателя о прибытии груза и проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара.
В соответствии с пунктами 1 - 3, 5 статьи 225 ТК ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, отметки о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Из приведенных норм следует, что в силу закона у перевозчика (в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов) возникают определенные обязанности в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем (по доставке товаров в место доставки товаров (ЗТК), обеспечению сохранности вагонов в ЗТК).
У грузополучателя в рамках указанного публичного правоотношения каких-либо обязательств не возникает, в связи с чем, исполнение перевозчиком своих публичных обязанностей перед государством не может создавать для грузополучателя обязательств по оплате перевозчику расходов, понесенных им при выполнении этих обязанностей.
Из актов общей формы N N 2/3066, 2/3065, 2/3067, 2/3069, 2/3068, 2/3070, 2/3072, 2/3071, 2/3073; 2/2997, 2/2996, 2/2998; 2/2974, 2/2973, 2/2975, 2/2972, 2/2976; 2/2970, 2/2969, 2/2963; 2/2933, 2/2932, 2/2934; 2/2939, 2/2938, 2/2940; 2/2921, 2/2920, 2/2922 следует, что прибывшие на станцию Тольятти вагоны находились в зоне таможенного контроля, обязанность по завершению которой возложена на перевозчика.
До завершения процедуры таможенного транзита нахождение вагонов в зоне таможенного контроля связано не с виной грузополучателя, а с объективным требованием закона, возлагающим на перевозчика обязанность завершить процедуру таможенного транзита в месте доставки. Именно после завершения процедуры таможенного транзита у грузополучателя появляется объективная возможность приступить к таможенному оформлению груза.
Согласно пункту 5.10 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на одни сутки - в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля.
Таким образом, если груз подлежит таможенному контролю, срок доставки увеличивается на одни сутки и перевозчик не считается просрочившим срок доставки. Если задержка при проведении таможенного контроля не привела к нарушению расчетного срока доставки груза, плата за предоставление железнодорожных путей не начисляется.
Между тем, ОАО "РЖД" не представило доказательства получения ПАО "АвтоВАЗ" товара за пределами срока доставки груза, установленного Правилами.
Товар по спорным перевозкам прибыл на станцию и находился в зоне таможенного контроля до истечения нормативного срока доставки груза, указанного в железнодорожных накладных, установленного перевозчиком.
При этом надлежащих доказательств получения ответчиком товара за пределами срока доставки груза, а также - доказательств простоя вагонов по причинам, зависящим от ответчика, истцом не представлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 N 2688 (далее - Порядок) после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза) товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения (СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров). Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченное лицо) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом. - 12 часов).
Таким образом, таможенным законодательством определены сроки, в течение которых перевозчик или грузополучатель должны распорядиться поступившим товаром, в данном случае этот срок составляет 12 часов.
Вместе с тем, при ввозе на территорию Российской Федерации таможенный контроль завершается в момент выпуска груза в свободное обращение, следовательно, международная перевозка заканчивается с момента допуска груза в свободное обращение и выдачи его грузополучателю.
Поскольку, выдача груза осуществляется после уборки вагонов из зоны таможенного контроля, то услуги, оказываемые до момента окончания международной перевозки, входят в перечень начально-конечных операций, указанных в п. 1.16. Прейскуранта 10-01 и соответственно, стоимость данных услуг включена в тариф перевозки грузов и оплачена грузоотправителем на станции отправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу статьи 26 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) по прибытии груза на станцию назначения перевозчик обязан выдать накладную и груз получателю, а получатель обязан принять груз и накладную.
Как установлено статьей 36 Устава, по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Таким образом, по смыслу названных норм права, обязанности перевозчика по отношению к грузополучателю считаются выполненными в момент выдачи груза получателю, а не в момент доставки груза в пункт назначения и проставления штампа таможенного органа о поступлении товара.
Оформление выдачи грузов, находящихся под таможенным контролем, производится согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29).
Согласно пункту 20.1 Правил N 29 на станциях, на которых имеются структурные подразделения таможенных органов, накладная, дорожная ведомость и другие необходимые для таможенного оформления документы уполномоченным перевозчиком лицом передаются должностным лицам таможенных органов. Факт такой передачи регистрируется в специальной книге с обязательным указанием номеров документов, даты и времени передачи. Форма книги и порядок ее ведения устанавливаются перевозчиком.
Должностные лица таможенных органов проверяют представленные документы, производят таможенное оформление в установленном порядке и возвращают накладную и дорожную ведомость уполномоченному лицу перевозчика с оформлением факта передачи в специальной книге с указанием даты и времени.
Выдача грузополучателю накладной до представления указанных документов должностному лицу таможенного органа не допускается.
В соответствии с пунктом 6 статьи 225 ТК ТС, пунктом 8 статьи 237 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пунктом 2 Порядка приступить к таможенному декларированию груза и представить таможенному органу документы согласно статье 183 ТК ТС ответчик может лишь после выдачи ему истцом железнодорожных накладных, оформленных таможенным органом.
При рассмотрении настоящего дела истцом доказательства выдачи ответчику железнодорожных накладных, оформленных таможенным органом, в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Частью 11 статьи 39 Устава предусмотрена возможность взыскания платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе за пределами нахождения вагонов под таможенными операциями, свыше сроков доставки грузов.
Однако таких обстоятельств по делу не установлено.
Поскольку истцом не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска в связи с недоказанностью заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторно проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон, то есть принял законное, обоснованное и мотивированное решение (часть 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалоб отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2018 года по делу N А55-24027/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.