г. Красноярск |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А33-6662/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" июня 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" апреля 2018 года по делу N А33-6662/2013, принятое судьёй Лесковым Р.В.,
установил:
Агентство лесной отрасли Красноярского края (ИНН 2466146986, ОГРН 1072466002091) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная деревообрабатывающая компания" о взыскании по договору от 25.10.2010 N 507-з общей суммы задолженности по арендной плате в размере 1 031 558 рублей 57 копеек, из которой: сумма основного долга в федеральный бюджет составляет 322 616 рублей 05 копеек; сумма основного долга в краевой бюджет - 601 590 рублей 00 копеек; сумма пени в федеральный бюджет - 42 135 рублей 49 копеек; сумма пени в краевой бюджет 65 544 рубля 03 копейки.
Исковое заявление принято к производству судьи Калашниковой К.Г.. Определением от 25.04.2013 возбуждено производство по делу.
Определением от 03.09.2013 судом утверждено заключённое сторонами мировое соглашение в редакции:
"1. Настоящим мировым соглашением стороны предусмотрели следующий порядок урегулирования спора:
Ответчик признает наличие у него заявленной к взысканию задолженности и пени в размере 1 031 885 рублей 57 копеек, в том числе 924 206 рублей 05 копеек задолженности, из них в федеральный бюджет - 322 616 рублей 05 копеек по срокам платежа 15.1.2.2012, 15.03.2013; в краевой бюджет - 601 590 рублей по срокам платежа 15.12.2011, 15.03.2012., 15.06.2012, 15.09.2012, 15.12.2012, 15.03.2013; пени за просрочку платежей за период с 16.12.2010 по 18.04.2013 в размере 107 679 рублей 52 копеек, из которых в федеральный бюджет 42 135 рублей 49 копеек, в краевой бюджет - 65 544 рубля 03 копейки по Договору аренды лесного участка N 507-3 от 25.10.2010, и обязуется погасить ее в следующие сроки:
N платежа |
Срок погашения задолженности |
Задолженность в федеральный бюджет |
Задолженность в краевой бюджет |
Пени в федеральный бюджет |
Пени в краевой бюджет |
ИТОГО |
1-й платеж |
До 20.09.2013 |
50 000 рублей |
50 000 рублей |
0 рублей |
0 рублей |
100 000 рублей |
2-й платеж |
До 20.10.2013 |
25 000 рублей |
25 000 рублей |
0 рублей |
0 рублей |
50 000 рублей |
3-й платеж |
До 20.11.2013 |
25 000 рублей |
25 000 рублей |
0 рублей |
0 рублей |
50 000 рублей |
4-й платеж |
До 20.12.2013 |
222 616 рублей 05 копеек |
501 590 рублей |
42 135 рублей 49 копеек |
65 544 рубля 03 копейки |
831 885 рублей 57 копеек |
ИТОГО: |
|
322 616 рублей 05 копеек |
601 590 рублей |
42 135 рублей 49 копеек |
65 544 рубля 03 копейки |
1 031 885 рублей 57 копеек |
Производство по делу прекращено.
Определением от 16.12.2015 произведена замена взыскателя - Агентство лесной отрасли Красноярского края на правопреемника Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
На принудительное исполнение определения суда от 03.09.2013 Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края выдан исполнительный лист от 25.12.2015 серии ФС 006705570.
В Арбитражный суд Красноярского края 21.03.2018 поступило заявление Министерства лесного хозяйства Красноярского края о процессуальном правопреемстве взыскателя по делу и его замене с Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 23.04.2018 в удовлетворении заявления Министерства лесного хозяйства Красноярского края о процессуальном правопреемстве взыскателя отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в настоящее время срок для предъявления исполнительного листа не пропущен, поскольку постановлением от 29.02.2016 возбуждено исполнительное производство N 765/16/24031-ИП, и в целях продолжения работы с судебными приставами по взысканию задолженности по исполнительному листу министерство обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.
Истец (Агентство лесной отрасли Красноярского края) и ответчик (ООО "Лесозаготовительная деревообрабатывающая компания") письменные мотивированные отзывы по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещенные надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Агентство лесной отрасли Красноярского края (ИНН 2466146986, ОГРН 1072466002091) прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915), о чем 10.01.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена регистрационная запись N 2142468007340.
Определением от 16.12.2015 произведена замена взыскателя - агентство лесной отрасли Красноярского края на правопреемника Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края в заявлении о процессуальном правопреемстве ссылается на то, что на основании актов Губернатора Красноярского края, Правительства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений.
Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно абзацам 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р принято решение о создании министерства лесного хозяйства Красноярского края с передачей ему полномочий министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений, определив Министерство лесного хозяйства Красноярского края правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Пунктом 2 данного распоряжения установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений (в редакции распоряжения Правительства Красноярского края от 24.08.2016 N 700-р).
Распоряжением Правительства Красноярского края от 24.08.2016 N 700-р установлено, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений и, соответственно, в настоящее время Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет все действия по вопросам, связанным с осуществлением полномочий в области лесных отношений.
Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, в Едином государственном реестре юридических лиц Министерство лесного хозяйства Красноярского края зарегистрировано 03.08.2016.
Как верно установил суд первой инстанции, исковые требования по настоящему делу следуют из полномочий органов власти в области лесных отношений.
Учитывая распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р и от 24.08.2016 от 700-р, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае осуществлен переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому, правопреемство в материально-правовом смысле состоялось.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В соответствии с положениями части 3 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Так как исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса, то на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд производит замену стороны ее правопреемником и на этой стадии. В свою очередь истечение срока предъявления исполнительного листа к исполнению свидетельствует о том, что стадия арбитражного процесса - исполнение судебного акта считается оконченной и указанное обстоятельство влечет невозможность осуществления процессуального правопреемства на данной стадии.
В этой связи в предмет исследования по вопросу о процессуальном правопреемстве после вступления решения в законную силу входит выяснение вопроса надлежащего и своевременного предъявления исполнительного листа к исполнению.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.05.2011 N 7169/04, истечение срока на предъявление исполнительного листа к исполнению влечет окончание стадии арбитражного процесса - исполнение судебного акта, в связи с чем в случае пропуска срока на предъявление исполнительного листа к исполнению у суда отсутствуют правовые основания для осуществления процессуальной замены взыскателя правопреемником.
Приведенная правовая позиция поддержана в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 2103.2016 N 307-ЭС16-799, от 21.03.2016 N 307-ЭС16-807, от 15.06.2015 N 301-ЭС15-6049 об отказе в передаче жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2016 по делу N А21 -9082/2009, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.07.2014 по делу N А60-46252/2009.
Судом апелляционной инстанции установлено, что определением от 03.09.2013 судом утверждено заключённое сторонами мировое соглашение. Определение от 03.09.2013 вступило в законную силу; 25.12.2015 выдан исполнительный лист серии ФС 006705570.
В силу пункта 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный лист по делу N А33-6662/2013 мог быть предъявлен по 03.09.2016.
С рассматриваемым заявлением о процессуальном правопреемстве по настоящему делу Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края лишь 21.03.2018, то есть по истечении почти полутора лет (с 03.09.2016 по 21.03.2018) с даты истечения трехлетнего срока на предъявление исполнительного листа к исполнению.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что срок на предъявление исполнительного листа по делу N А33-6662/2013 к исполнению пропущен.
Кроме того, согласно пункту 35 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки", осуществляя процессуальное правопреемство на стадии исполнения судебного акта, суд производит замену цедента цессионарием по заявлению или с согласия последнего в той части, в которой судебный акт не исполнен. Если истек срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, суд производит замену только в случае восстановления срока на предъявление исполнительного листа к исполнению (статьи 23, 52 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, обращаясь в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на предъявление исполнительного листа по делу N А33-6662/2013 к исполнению не заявило.
Учитывая, что на момент обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о замене взыскателя определение по настоящему делу не было исполнено, срок для предъявления исполнительного листа к исполнению истек, ходатайство о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению взыскателем не заявлялось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении заявления Министерства лесного хозяйства Красноярского края о процессуальном правопреемстве взыскателя следует отказать.
Следовательно, определение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве оплате государственной пошлиной не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "23" апреля 2018 года по делу N А33-6662/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6662/2013
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2018 г. N Ф02-3516/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Министерство природных ресурсов и рационального природопользования Красноярского края, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Ответчик: ООО Лесозаготовительная деревообрабатывающая компания
Третье лицо: Отдел судебных приставов по Тюхтетскому району