г. Саратов |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А12-33785/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "7" июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпроммежрегионгаз Волгоград" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2018 года по делу N А12-33785/2017 (судья Першакова Н.А.), по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ОГРН 1116164001546 ИНН 6164302805) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ОГРН 1023403844441 ИНН 3445045202) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Южного военного округа") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград") о взыскании неустойки по государственному контракту поставки газа N 09-5-38925/16Б от 18.03.2016 в размере 50 415,96 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2018 с ООО "Газпроммежрегионгаз Волгоград" в пользу ФКУ "ОСК Южного военного округа" взыскана неустойка в размере 50 415,96 руб.
С ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2016,64 руб.
ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между ФКУ "ОСК Южного военного округа" и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" Поставщик заключен государственный контракт поставки газа N 09-5-38925/16Б от 18.03.2016 на сумму 2 502 825,07 руб.
Согласно п. 2.2 Контракта Поставщик обязуется поставлять с 01.01.2016 по 01.12.2016 газ горючий природный сухой отбензиненный.
Как указывает истец, в связи с началом отопительного периода с 11 октября 2016 года, 10.10.2016 в адрес Поставщика была направлена заявка за исх. N 1742 на возобновление подачи газа на газоиспользующее оборудование, расположенное по адресу: 404172, Волгоградская область, Светлоярский район, пос. Краснофлотский, в/ч 57229-14.
В ответ на заявку 15.10.2016 за исх. N ИСХ-0011336/18 Поставщиком был дан ответ, что ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград " не имеет возможности возобновить подачу газа на газоиспользующее оборудование до исполнения ФКУ "ОСК Южного военного округа" обязательств по оплате просроченной задолженности.
Согласно наряд-допускам N 132/Э-1С от 24.10.2016, N 135-Э-1С от 28.10.2016 "на производство газоопасных работ" подача газа на газоиспользующее оборудование в/ч 57229-14 (Волгоградская область, Светлоярский район, пос. Краснофлотский) осуществлена 24.10.2016 и 28.10.2016, таким образом, с 12.10.2016 просрочка исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, со стороны Поставщика составила 17 дней.
В связи с просрочкой исполнения обязательств 26.05.2017 истец направил в адрес ответчика претензию от 24.05.2017 с требованием в 30-дневный срок с даты получения претензии, произвести оплату неустойки (пени) в размере 50 415,96 руб.
В связи с тем, что ответчик претензию не удовлетворил, истец обратился с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
В соответствии с пунктом "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа" (далее - Постановление N 1245) основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.
Ограничение или прекращение поставки энергии, поименованных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 г. N 1173 органов, в том числе и военных комиссариатов, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства. Причем суд отмечает, что запрет на ограничение или прекращение поставки энергии не поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения сторонами своих договорных обязательств.
На основании ч.ч. 3, 5 ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставку газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным законодательством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от N 364 от 29.05.2002 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно Приложению N 1, а также в договоры поставки газа согласно Приложению N 2 и в договоры энергоснабжения согласно Приложению N 3, заключаемые газо - и энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
Право поставщика прекращать поставку тепловой энергии организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, обеспечивающим безопасность государства, Постановлением N 364 не предусмотрено.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Минобороны России.
Таким образом, суд приходит к выводу том, что контракт заключен ФКУ "ОСК Южного военного округа" не в собственных интересах, а для осуществления бесперебойного функционирования военной части. В связи с чем, ответчик не имел права отказать в возобновлении поставки газа в период отопительного сезона. Нарушив действующее законодательство, ответчик должен нести ответственность.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции при проверке расчета неустойки исходил из одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Оснований для применения статьи 333 ГК РФ не установил.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления (09.09.2017).
Учитывая, что настоящий спор возник из правоотношений по государственному контрактуN 09-5-38925/16Б от 18.03.2016 в октябре 2016 года, оснований для произведения расчета на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, вступивших в силу с 09.09.2017, не имеется.
В настоящем случае просрочка исполнения контракта имела место в период с октября 2016, следовательно, механизм начисления пеней, предусмотренный Постановлением N 1042, не может быть применен к рассматриваемым правоотношениям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) х С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
С - Cцб х ДП, где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле: К=ДП/ДК x 100%, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
С учетом коэффициента более 100 процентов, Заказчиком был произведен расчет неустойки в размере 50415,96 руб.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пени на не выплаченную в срок сумму.
Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем, по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков, в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Как следует материалов дела, истцом в расчетах используется ставка рефинансирования в размере 8,25% (0,1 или 10%), действующей на момент подачи иска в суд.
Однако, согласно информации Центрального Банка РФ ставка рефинансирования на дату вынесения решения составляла 7,5% годовых.
Необходимо отметить, что суд апелляционной инстанции в определении об отложении от 17.05.2018 предлагал истцу дать обоснование произведенного им расчета. Однако определение суда истцом не исполнено.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности данного расчета, в связи с допущенной ошибкой в расчете коэффициента К (К равный 0,03), который используется при определении размера ставки.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции произвел перерасчет неустойки, где:
2 502 825,07 - цена контракта,
1 514 276,87 - стоимость фактически исполненного,
366 дн.- срок исполнения обязательства по контракту,
17 дн. - количество дней просрочки,
7,5% - ставка ЦБ РФ,
Коэффициент К определяется по формуле: К=ДП/ДК x 100%=17/366*100%=4,64% (К=0,01)
Cцб = К* Ставка ЦБ=0,01*7,5%=0,075%
С= Cцб х ДП=0,075%*17=0,01275
П=(Ц-В)*С=(2 502 825,07-1 514 276,87)*0,01275=12 603, 99 руб.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции, в силу положений п. 2 ст. 269 АПК РФ подлежит изменению, с принятием судебного акта об удовлетворении исковых требований ФКУ "ОСК Южного военного округа" в части взыскания с ООО "Газпроммежрегионгаз Волгоград" неустойки в размере 12 603,99 руб.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела распределены судебной коллегией в соответствии со ст. 110 АПК РФ и отнесены на сторон, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2018 года по делу N А12-33785/2017 изменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Газпроммежрегионгаз Волгоград" (ОГРН 1023403844441 ИНН 3445045202) в пользу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ОГРН 1116164001546 ИНН 6164302805) неустойку в размере 12 603,99 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Газпроммежрегионгаз Волгоград" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 504,16 руб.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 1512,48 руб.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпроммежрегионгаз Волгоград" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 750 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.