г. Киров |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А17-2819/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головизниной Ю.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Бахаревой Е.Н., по доверенности от 27.12.2017,
от ответчика - Перминовой О.И., по доверенности от 04.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Швейник"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.03.2018 по делу N А17-2819/2017, принятое судом в составе судьи Владимировой Н.В.,
по иску муниципального унитарного предприятия города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (ОГРН 1023701273639; ИНН 3703002014)
к товариществу собственников жилья "Швейник" (ОГРН 1093703000225; ИНН 3703042680)
о взыскании задолженности,
и встречному иску товарищества собственников жилья "Швейник"
к муниципальному унитарному предприятию города Кинешмы "Объединенные тепловые и котельные сети"
о признании фактического потребления горячей воды и обязании муниципального унитарного предприятия города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" произвести соответствующий перерасчет потребленного ресурса,
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Швейник" (далее - ответчик, заявитель, Товарищество) о взыскании 10 028 рублей 89 копеек задолженности за потребленную в период с апреля 2014 года по сентябрь 2016 года горячую воду, 15 990 рублей 12 копеек пени за период с 16.05.2014 по 12.03.2018 и с 13.03.2018 до момента фактического исполнения обязательства, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Товарищество обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Предприятию о признании фактического потребления горячей воды за период с апреля 2014 года по сентябрь 2016 года исходя из показаний индивидуальных приборов учета в объеме 3663,13 м3 на сумму 480 765 рублей 23 копейки (без учета перерасчета за горячую воду ненадлежащего качества) и обязании Предприятия произвести соответствующий перерасчет потребленного ресурса исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
06.02.2017 Товарищество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Предприятию о взыскании переплаты за некачественную горячую воду в размере 75 492 рублей 22 копеек. Определением от 13.02.2018 исковое заявление принято к производству в рамках дела N А17-917/2018.
Определением от 13.02.2018 суд объединил дела N А17- 2918/2017 и N А17-917/2018 в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер NА17-2819/2017.
Товарищество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило встречные исковые требования, просило признать фактическое потребление горячей воды за период с апреля 2014 года по сентябрь 2016 года, исходя из показаний индивидуальных приборов учета в объеме 3632,13 м3 на сумму 476 945 рублей 50 копеек (без учета перерасчета за горячую воду ненадлежащего качества), обязать Предприятие произвести соответствующий перерасчет потребленного ресурса, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, и взыскать с Предприятия в пользу Товарищества сумму имеющейся переплаты за спорный период с учетом перерасчета за некачественную горячую воду в размере 71 286 рублей 39 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.03.2018 исковые требования Предприятия удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 10 028 рублей 89 копеек задолженности за горячую воду, 13 657 рублей 38 копеек пени за период с 16.01.2015 по 12.03.2018 и с 13.03.2018 до момента фактического исполнения обязательства, 1 820 рублей 69 копеек расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении встречных исковых требований Товариществу отказано.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.03.2018 по делу N А17-2819/2017 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Предприятия отказать в полном объеме, а встречные исковые требования Товарищества удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, решение суда является незаконным и необоснованным. Товарищество считает, что в спорный период и в настоящее время не имеется оснований квалифицировать отношения сторон, как фактически сложившиеся договорные отношения, на условиях, предложенных истцом. Отношения сторон следует квалифицировать как бездоговорные. Однако следует учитывать, что в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, так же как и в пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве общего правила предусматривается, что плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. Порядок определения объема энергии в случае отсутствия приборов учета в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством. В отличие от пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии в законе, иных правовых актах или соглашении сторон, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами-гражданами, использующими ее для бытового потребления. Следовательно, подлежащее оплате количество горячей воды в отсутствии приборов учета должно определяться не диспозитивной нормой пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, а императивным правилом части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. В настоящем деле истец производил учет поставленной горячей воды расчетным методом, исходя из показаний узла учета, учитывающего объем поставленного ресурса в тоннах, однако расчетный метод запрещен, и жилищное законодательство не допускает возможности способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами-гражданами, использующими ее для бытового потребления расчетным способом. Между тем, рассчитанное истцом количество и стоимость горячей воды значительно превышает объемы и стоимость ресурса, предоставленного исполнителем коммунальных услуг жителям многоквартирного дома и подлежащего оплате собственниками помещений. Ответчик считает, что расчет объема коммунального ресурса, поставленного в исковой период, должен быть произведен на основании показании ИПУ потребителей. Заявитель также не согласен с мотивами суда первой инстанции по отказу Товариществу во встречном иске в части неудовлетворительного качества поставленного ресурса. Кроме того, заявитель полагает, что к отношениям сторон положения пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса не применимы, поскольку они регулируют отношения исполнителя услуг и потребителя, а не отношения поставщика услуг и исполнителя услуг.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил в полном объеме, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои доводы и возражения.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, в отсутствие заключенного между сторонами договора поставки горячей воды на нужды горячего водоснабжения в период с апреля 2014 года по сентябрь 2016 года истец поставлял горячую воду в жилой дом, находящийся под управлением ответчика.
На основании отчетов о суточных параметрах теплоснабжения Предприятие произвело расчет объема поставленного ресурса, сформировало и выставило Товариществу к оплате счета-фактуры (с учетом уточнений и корректировок) на сумму 526 063 рубля 06 копеек.
Выставленные счета Товарищество оплатило частично в размере 516 034 рубля 17 копеек.
Согласно расчету истца задолженность ответчика составила 10 028 рублей 89 копеек.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Товарищество, полагая неправомерным применяемый истцом порядок определения объема потребленного коммунального ресурса, обратилось в суд с встречным исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи электропотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему электрической энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу указанных положений для квалификации фактических договорных отношений между ресурсоснабжающей и управляющей организациями по приобретению коммунальных услуг необходимо представить доказательства того, что последняя приняла в управление для содержания общедомовое имущество.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что истец в спорный период производил поставку коммунального ресурса в управляемый ответчиком многоквартирный дом.
В силу пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее также - Правила N 124) исполнитель коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Из пункта 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.
При создании собственниками помещений в МКД товарищества собственников жилья на него возлагается обязанность осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья последнее несет ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При этом товариществу для исполнения возложенной на него обязанности представлено право заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры (пункт 1 части 1 статьи 137, часть 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также пункта 2 Правил N 124, Товарищество является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
В силу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 15 Постановления N 354 товарищество, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
На основании подпункта "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 10 Правил N 124 предусмотрено право ресурсоснабжающей организации, владеющей коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель в лице товарищества не позднее 7 дней со дня государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления, направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Из анализа указанных норм права следует, что заключение договора энергоснабжения является обязательным для исполнителя коммунальных услуг; с даты государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления, Товарищество обязано заключить договор энергоснабжения с целью оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги. При этом наличие договорных отношений по поставке ресурса в многоквартирный дом возможно и в отсутствие письменного договора энергоснабжения, подписание которого (в виде оформления документа, подписанного сторонами) возможно по инициативе любой стороны (как энергоснабжающей организации, так и исполнителя).
Таким образом, в рассматриваемом случае Товарищество является исполнителем коммунальных услуг и обязано приобретать весь объем тепловой энергии энергии, поступающей в многоквартирный жилой дом.
Структура платы, взимаемой с жильцов, установлена в статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за горячее водоснабжение.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В подпункте "а" пункта 21 Правил N 124 установлено, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Заявитель не оспаривает и материалами дела подтверждается факт поставки в заявленный период горячей воды. Разногласия сторон сводятся к порядку определения объема потребленной горячей воды.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячей воды.
Количество потребляемой ответчиком горячей воды в спорный период определялось на основании узла учета тепловой энергии, в состав которого входит вычислитель теплоты СТП 943.2.
Предприятие, определяя объем горячей воды, подлежащий оплате за исковой период, использовало показатель объема горячей воды в куб. м, переведя массу в объем горячей воды с использованием в качестве переводного коэффициента плотность воды при соответствующей температуре горячей воды.
Товарищество полагает, что применение расчетного метода и указанного способа перерасчетов показаний прибора учета нормативно правовыми актами не установлено.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае отсутствия в точках учета приборов учета.
В представленных в материалы дела суточных отчетах о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за спорный период согласно показаниям вычислитель теплоты СТП 943.2 имеются сведения о массе горячей воды в тоннах, поставленной в адрес объекта ответчика, а информация об объеме горячей воды в кубических метрах, напротив, отсутствует (т. 1, л.д.70-97).
В составе спорного узла учета в эксплуатацию в заявленный в иске период были допущены тепловычислитель СПТ943.2 заводской N 0766 и электромагнитные преобразователи расхода Взлет ЭР-65 заводские NN 319852 и 313432.
Из представленных Товариществом в материалы дела выкопировок из проекта узла учета (т. 2, л.д. 177) и выписки из руководства по эксплуатации тепловычислителя СТП 943 (т. 2, л.д. 178, 179) следует, что тепловычислитель может фиксировать как массу, так и объем потребленного теплоносителя.
В связи с данным обстоятельством Предприятие, тарифы для которого установлены не за массу (в тоннах), а за объем поставляемого коммунального ресурса (в кубометрах), для перевода одной величины в другую использовало формулу: М=V*, где V - объем потребленного теплоносителя,
- его плотность, М - масса.
Из ответа Региональной службы по тарифам Ивановской области N 4-920 от 11.05.2011 (т. 2, л.д. 6) следует, что при расчетах за потребленное количество горячей воды необходимо принимать величину, измеряемую в куб. м. В случае, если установленный узел учета позволяет получать информацию о потреблении коммунального ресурса только в тоннах, необходимо осуществлять перерасчет из тонн в куб. м, используя в качестве переводного коэффициента плотность воды при соответствующей температуре горячей воды.
Оценив примененную Предприятием методику расчета количества горячей воды при переводе из единиц массы в единицы объема, апелляционный суд находит ее обоснованной, таким образом, поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что использование истцом при расчете количества ресурса в качестве переводного коэффициента плотности воды при соответствующей температуре горячей воды привело к корректному и достоверному результату относительно предъявленного к оплате ответчику объема поставленной в спорный период горячей воды.
Достоверность сведений, содержащих показания ОДПУ, заявителем не оспорена, документов, фиксирующих иной объем потребленного коммунального ресурса, вопреки возложенным на управляющую организацию обязанностям по снятию показаний (подпункт "е" пункта 31 Правил N 354), также ответчиком не представлено.
Довод заявителя о том, что обязанность по установке ОДПУ, учитывающего ГВС в куб. м лежит на Предприятии, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивая постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (пункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пункт "к").
Частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья оно несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При этом работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем, должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом ответчик обязан выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанная выше правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403.
При таких обстоятельствах, установив все значимые для настоящего дела обстоятельства и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что Товарищество в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документального опровержения правильности расчета, произведенного истцом, и используемых им показаний, не представило, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Требование заявителя об отмене решения в части отказа во встречном иске и взыскании с истца в пользу сумму имеющейся переплаты за спорный период с учетом перерасчета за некачественную горячую воду, суд апелляционной инстанции также не находит подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором теплоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под качеством теплоснабжения согласно пункту 2 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
В силу требований Правил N 354, Правил N 124 коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг, и параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги. Следовательно, в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга. В частности, температурные характеристики горячей воды, поставляемой на границу балансовой принадлежности многоквартирного дома, не могут быть ниже минимально допустимых нормативных показателей горячего водоснабжения.
Пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09); предусматривает допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°C; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3°C; устанавливает, что за каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Приведенный пункт содержит сноску, согласно которой перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что снижение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества должно производиться исходя из расчета 0,1% размера платы за каждый час отступления суммарно в течение суток, а не суммарно в течение календарного месяца, как указывает Товарищество.
Предложенная ответчиком методика снижения платы за некачественный ресурс, согласно которой процент снижения платы за горячее водоснабжение суммируется в течение месяца и умножается на размер платы за горячее водоснабжение за такой месяц, фактически направлена на освобождение Товарищества от оплаты стоимости потребленного некачественного ресурса, что не может быть признано правомерным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Товариществу в удовлетворении встречных исковых требований.
Предприятием также было заявлено требование о взыскании с ответчика 15 990 рублей 12 копеек пени за период с 16.05.2014 по 12.03.2018 и с 13.03.2018 до момента фактического исполнения обязательства.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2016, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
С 01.01.2016 пени начисляются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 по делу N А41-17924/11 разъяснено, что частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. При этом увеличение установленного в этой части размера пеней не допускается.
С 01.01.2016 Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", в статью 15 Закона о теплоснабжении внесены изменения.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Вместе с тем, согласно расчету истца пени за нарушение обязательств по оплате задолженности, возникшей в период с апреля 2014 года по декабрь 2015 года, начислены исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, что не нарушает права Товарищества, поскольку не превышает размер пени, определенный в пункте 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Вопреки доводу заявителя пени за нарушение обязательств по оплате задолженности, возникшей в период с января 2016 года по сентябрь 2016 года, начислены с учетом требования части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2016, что не противоречит пункту 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт нарушения ответчиком обязательств по оплате задолженности, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции, произведя перерасчет пени с учетом сумм переплат при расчете суммы основного долга, правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика 13 657 рублей 38 копеек пени с их дальнейшим начислением с 13.03.2018 до момента фактического исполнения обязательства.
Само по себе несогласие ответчика с выраженной арбитражным судом оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может считаться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.03.2018 по делу N А17-2819/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Швейник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2819/2017
Истец: МУП "Объединенные котельные и тепловые сети", МУП города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети", Суриков Анатолий Юрьевич, ТСЖ "Швейник"
Ответчик: ТСЖ "Швейник"
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4848/19
26.06.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4164/19
27.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3444/18
15.06.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3708/18
26.03.2018 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-2819/17