г. Москва |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А40-1969/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Советского районного потребительского общества
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2018 по делу N А40-1969/2018, принятое судьей Сизовой О.В. (84-15)
по иску: Советского районного потребительского общества
к РФ в лице Минобороны России (Департамент имущественных отношений)
третье лицо: ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Жукова Е.В. по доверенности от 08.12.2017; |
от заинтересованного лица: |
Шкаранда Ю.А. по доверенности от 14.03.2018; |
от третьего лица: |
Терещенко М.В. по доверенности от 16.02.2018; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2018, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований Советского районного потребительского общества (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным бездействия Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации), выразившееся в непринятии решения об образовании земельного участка площадью 55 кв.м. с сохранением исходного в измененных границах (кадастровый номер 12:04:0000000:392), и представлении земельного участка в аренду как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, обязании Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации (Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления об образовании земельного участка площадью 55 кв.м. с сохранением исходного в измененных границах (кадастровый номер 12:04:0000000:392), расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Лесной ул. Лесная и принятии мотивированного решения с учетом требования Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок, а также, обязании Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации (Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя после образования земельного участка площадью 55 кв.м. по адресу Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Лесной ул. Лесная - принять решение о предоставлении его в аренду и заключить договор аренды земельного участка в установленные законом сроки, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, указав на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что Советскому районному потребительскому обществу (заявитель) принадлежит на праве собственности магазин, нежилое здание площадью 32,8 кв.м, кадастровый (условный) номер 12:04:0240104:34, расположенные по адресу: Республика Марий Эл., Медведевский район, пос. Лесной (Куярское с/п), ул. Лесная (Свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2015 N 12-МС 10663).
20.10.2017 заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Минобороны России с заявлением об образовании земельного участка площадью 55 кв.м. по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район и предоставлением образованного земельного участка в аренду.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, а так же с публичной кадастровой картой земельный участок с кадастровым номером 12:04:0000000:392 является собственностью Российской Федерации (в ЕГРН запись N 12-12-01/079/2008-437 от 21.05.2008).
Поскольку до настоящего времени ответа на заявление от 20.10.2017 не поступило, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с п. 5.35.1. Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 11.2 3КРФ).
Судом установлено, что у Общества и организаций, подведомственных Министерству, в отношении объекта недвижимости Заявителя имелись и имеются судебные споры.
В Арбитражном суде Республики Марий Эл рассматривается иск ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации к Советскому районному потребительскому обществу о признании самовольной постройки и сноса магазина с кадастровым номером 12:0460240104:34, принадлежащий заявителю), в рамках которого подлежат установлению все обстоятельства законности размещения магазина на земельном участке.
Кроме того, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (землепользователь) согласия на образование земельного участка не давало.
В отсутствие согласия землепользователя на выдел земельного участка и отсутствия иных условий, предусмотренных п. 4. ст. 11.2 ЗК РФ, Министерство (N 141/42059 от 26.12.2017) на заявление Общества от 20.10.2017 поручило дать ответ ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Землепользователь, в адрес Общества направлен ответ (от 29.01.2018 исх. N 7/437), в котором указано, что вопрос об образовании земельного участка будет рассмотрен после вынесения Арбитражным судом Республики Марий Эл решения по делу N A38-11120/2017.
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, Министерство рассмотрело заявление Общества от 20.10.2017 в соответствии с требованиями ст. 11.2 ЗК РФ.
Отклоняя доводы Общества, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Согласно п. 1. ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Заявителем утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ в адрес Министерства и адрес суда не представлялась.
Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В соответствии с п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно п. 6 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 13 ст. 11.10 ЗК РФ указывает, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что обращаясь в Министерство письмом от 20.10.2017 заявителем не была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по форме схемы соответствующей приложению N 2, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Не соблюдение формы схемы Заявителем является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ, так как не возможно определить обозначение характерных точек границ заявителя в кадастровом квартале 50:20:0070818 и сравнить с характерными точками границ земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у подведомственных Минобороны России организаций.
Кроме того, судом учтено, что в настоящий момент Минобороны России не относится к исполнительным органам государственной власти, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности земельных участков.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявления Советского районного потребительского общества не имеется, отказ осуществлен правомерно в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст.ст. 4, 65 АПК РФ, ст.11 ГК РФ заявитель не доказал факт нарушения его прав и законных интересов неправомерным решением, действием (бездействием) заинтересованного лица, а также не указал, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.03.2018 по делу N А40-1969/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1969/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 сентября 2018 г. N Ф05-15863/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: СОВЕТСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: в лице Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
Третье лицо: ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользованияМинобороны РФ"