город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2018 г. |
дело N А32-54179/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ФГБОУВО "ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова": Медведев И.Ф., паспорт, по доверенности от 09.01.2018 N 40-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 по делу N А32-54179/2017,
принятое судьей Федькиным Л.О.
по заявлению федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова", г. Новороссийск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании недействительными решения и предписания,
при участии третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью "СеверСтрой", открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", индивидуальный предприниматель Ибраимов О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" г. Новороссийска (далее - университет, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС) о признании недействительным решения по делу N ЭА-3635/2017 от 30.10.2017 и предписания N1045 от 30.10.2017 по делу N ЭА-3635/2017.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "СеверСтрой", открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", индивидуальный предприниматель Ибраимов О.А.
Решением от 21.03.2018 суд признал недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30.10.2017 по делу N ЭА-3635/2017 и предписание от 30.10.2017 N 1045 по делу N ЭА-3635/2017.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарское УФАС обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что аукционная документация, размещенная в ЕИС в форме jpg не может быть скопирована, что затрудняет предоставление в заявке сведений; поскольку требования установлены в некопируемом формате, аукционная документация размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
В судебное заседание не явились представители Краснодарского УФАС и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ОАО "ЕЭТП" в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие общества.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Краснодарского УФАС и третьих лиц.
Представитель ФГБОУВО "ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя университета, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС поступила жалоба ООО "СеверСтрой" о нарушении заказчиком - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова" - Закона о контрактной системе.
ООО "СеверСтрой" считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, поскольку документация размещена в формате, не обеспечивающем копирование фрагментов текста.
Комиссией Краснодарского УФАС по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от 30.10.2017 по делу N ЭА-3635/2017, в соответствии с которым жалоба ООО "СеверСтрой" признана обоснованной; в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова" установлено нарушение положений ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.
На основании решения 30.10.2017 заказчику выдано предписание N ЭА-3635/2017 устранить нарушение ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе путём отмены протоколов и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N0318100021017000036); оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания; уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя); разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Считая незаконным решение и предписание антимонопольной службы, университет обжаловал его в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган, в частности, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В целях осуществления данных функций антимонопольный орган наделен полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдавать в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства (пункты 1, 2 и 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке её оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 65 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона (пункт 5 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1414 информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 17 Правил N 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов.
Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 "Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок", утвержденного приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 26н (далее - Порядок N26н), в единой информационной системе в сфере закупок размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, tx t, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ФГБОУ ВО "Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова" проводился электронный аукцион: "Ремонт учебного корпуса N 2, первый этаж, южная сторона. Общестроительные и вентиляционные работы" (извещение N 0318100021017000036). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 139 241,00 рублей.
В апелляционной жалобе управление указывает, что аукционная документация, размещенная в ЕИС в форме jpg не может быть скопирована, что затрудняет предоставление в заявке сведений; поскольку требования установлены в некопируемом формате, аукционная документация размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, техническая часть, являющаяся частью документации об аукционе, размещена заказчиком на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке в файле формата "jpg" - стандартном межплатформенном формате файлов, позволяющем осуществлять обмен готовыми для печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей; при сканировании "jpg" файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование.
Размещение документации в файле, защищенном паролем, заказчиком не производилось.
Доказательств обратного не представлено.
Само по себе размещение заказчиком технического задания в файле формата "jpg" не противоречит требованиям пункта 1.2 Порядка N 26н.
Согласно подпункту л) пункта 14 Правил N 1414 технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Обеспечение названных требований установлено исключительно в отношении технологических (технических и программных) средств официального сайта.
Нормативные правовые акты в сфере закупок не содержат требований, обязывающих заказчика при размещении документации в ЕИС обеспечивать возможность копирования отдельных фрагментов текста, и обеспечивать возможность сохранения документации на технических средствах пользователей с последующей возможностью поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Требования по обеспечению возможности поиска текстовой информации и документов, в том числе по фрагментам текста, установленные подпунктом л) пункта 14 Правил N 1414, предусмотрены исключительно в отношении средств официального сайта; требований к возможностям совершения определенных действий, в том числе поиска, какими-либо программными средствами после сохранения документации на технических средствах пользователей данный подпункт не содержит.
Вышеназванным подпунктом также установлено исключение для поиска текстовой информации средствами официального сайта в документах, сформированных в виде электронного образа документов.
Краснодарским УФАС не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно технологические (технические и программные) средства официального сайта не обеспечивают возможность поиска текстовой информации и документов, размещенных заказчиком, по фрагментам текста в документах, не сформированных в виде электронного образа документа (формат "jpg").
Как правильно указано судом первой инстанции, отождествление антимонопольным органом понятий "ознакомление" и "копирование" является ошибочным и не основано на нормах действующего законодательства; довод о большом объёме информации, содержащейся в технической части, не свидетельствует о незаконности действий заказчика, поскольку нарушений предусмотренных пунктом 1.2 Порядок N 26н требований к размеру файла (не более 50 Мб) антимонопольным органом также не было установлено, исходя из существа и содержания мотивировочной части оспариваемого решения антимонопольного органа.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2017 N 310-КГ17-7071, от 30.12.2015 N 307-КГ15-17127.
Доводы антимонопольного органа о невозможности заполнить заявку в ручном режиме надлежащим образом в установленные сроки, что приводит к ограничению количества участников закупки, обоснованно отклонены судом первой инстанции как документально неподтвержденные и основанные на предположении.
Указанные доводы также опровергаются содержанием протокола рассмотрения заявок от 24.10.2017 N 1/13-УЗ, согласно которому поступило две заявки на участие в электронном аукционе, первая из которых соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, аукционная документация размещена в формате, допустимом для загрузки файлов на официальном сайте размещения заказов; из материалов дела следует и антимонопольным органом не опровергнуто, что данная информация была доступна для ознакомления всеми потенциальными участниками размещения заказа; действия заказчика, не обеспечившего возможность копирования текста документации, не привели к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок, и не свидетельствуют о наличии ограничений для ознакомления с указанной документацией, размещенной посредством использования формата "jpg".
При таких обстоятельствах, вывод УФАС о наличии в действиях заказчика нарушений порядка и способа размещения документации об аукционе, нарушении части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, не обоснован.
Решение Краснодарского УФАС по делу N ЭА-3635/2017 от 30.10.2017 не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем является недействительным на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ.
С учетом недействительности решения, также незаконным является выданное на его основании предписание.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм антимонопольного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 21.03.2018 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 марта 2018 года по делу А32-54179/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.