город Москва |
|
19 июня 2018 г. |
дело N А40-228924/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Маркилюкс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2018
по делу N А40-228924/17, принятое судьей Лариным М.В.
по заявлению ООО "Маркилюкс" (ОГРН 1027716000070)
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы (ОГРН 1027739830161)
о признании недействительным акта;
при участии:
от заявителя - Сокур В.О. по доверенности от 06.06.2018;
от заинтересованного лица - Федотов П.С. по доверенности от 26.12.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2017 в удовлетворении заявления ООО "Маркилюкс" о признании недействительным акта Департамента экономической политики и развития г. Москвы о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 06.12.2016 N 5693, отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Маркилюкс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департаментом в ходе проверки установлено, что ООО "Маркилюкс" в 2016 осуществляло торговлю товарами (ткани) в арендованном помещении (магазин), расположенном по адресу: Москва, Прядильная 2-я улица, дом 4, пом. IV.
После выявления факта использования заявителем указанных помещений для осуществления торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, подпадающей под виды предпринимательской (торговой) деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых установлен торговый сбора, Департаментом на основании п. 3.1 постановления N 401-ПП объект торговли включен в список объектов, осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления, в связи с чем Департаментом размещена информация о списке на официальном сайте в Интернете, направив заявителю уведомление, оформленное письмом от 15.11.2016 N ДПР-31-1410/16.
Заявитель, в установленный п. 4.1 постановления N 401-ПП 20-дневный срок в Департамент с заявлением об исключении объекта из списка не обращался.
06.12.2016 Департаментом составлен акт N 5693 (л.д. 35-36), направленный в адрес заявителя письмом от 12.12.2016 N ДПР-30-3715/16.
Указанный акт обжалован заявителем в Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве.
Решением от 26.06.2017 (направлено в адрес общества письмом Департамента от 07.08.2017 N ДПР-3-1410/16 и дополнительно письмом от 11.09.2017 N ДПР-31-1410/16) в удовлетворении заявления отказано.
На основании акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, заявитель поставлен на учет в инспекции как плательщик торгового сбора.
Общество, не согласившись с актом, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и отсутствия правовых оснований.
Заявитель в обоснование своих требований указывает на отсутствие осуществления торговой деятельности через спорный объект, в виду осуществления деятельности по оказанию услуг по пошиву изделий из тканей, а также осуществление продажи тканей через другой объект, расположенный по адресу: Москва, Свободный проспект, дом 33А, павильон 10.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
Судом установлено, что заявитель фактически осведомлен о вынесении оспариваемого акта после получения письма Департамента от 11.09.2017 N ДПР-31-1410/16.
Заявление общества об исключении спорного объекта из списка от 10.01.2017, расцененное Департаментом как жалоба на акт рассмотрено Комиссией, с принятием решения, доведенное до сведения заявителя письмом от 07.08.2017 N ДПР-3-1410/16, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обжалование акта исчисляется с даты получения решения Комиссии, то есть фактически не ранее 11.09.2017.
Поскольку заявление в суд подано 30.11.2017, а трехмесячный срок, исходя из указанных положений процессуального законодательства, истекает 11.12.2017, то в данном случае заявителем не пропущен установленный срок для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории г. Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории г. Москвы.
Согласно п. 1 ст. 412 названного Кодекса определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В соответствии с п. 1 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации, постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
В силу п. 1 ст. 418 Кодекса органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории г. Москвы.
Согласно п. 1 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации орган государственной власти города федерального значения г. Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 3 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти г. Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что Департамент экономической политики и развития г. Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве.
Пунктом 1.2. Порядка определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
В целях сбора уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Центр налоговых доходов" осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории г. Москвы, в уполномоченный орган в соответствии с Регламентом (п. 2.1.1. Порядка); получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников и иных правообладателей объектов осуществления торговли (в том числе зданий, строений, сооружений и их частей, включая такие объекты, расположенные в жилых домах) (п. 2.1.2. Порядка); получение сведений в результате использования информации, размещенной физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в средствах массовой информации (п. 2.1.3. Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, п. 3.4 которого установлено, что список объектов публикуется на официальном департамента не позднее 3-х рабочих дней с момента его утверждения.
В соответствии с п. 4.1 Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Согласно п. 1 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляется на основании уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган.
В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в срок не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с положениями п. 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении такого объекта из списка объектов.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило заявление в срок, указанный в настоящем пункте, уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 2 ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации, выставление в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Согласно п. 1 ст. 497 названного Кодекса, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).
В соответствии с п. п. 13 - 15 Правил продажи товаров по образцам, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 918, в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров, которые должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что договор может быть заключен в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора.
В соответствии с п. п. 21 - 23 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в месте его продажи или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом.
Передача покупателю товара, приобретенного по образцу, может быть произведена путем пересылки его почтовыми отправлениями, перевозки железнодорожным, автомобильным, воздушным или водным транспортом с доставкой товара по месту, указанному покупателем в договоре.
Следовательно, исходя из положений ст. ст. 494, 497 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил, организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по торговле товарами по образцам, демонстрируемые потенциальным покупателям в собственных или арендованных помещениях, являются плательщиками торгового сбора, вне зависимости от места заключения договора купли-продажи (в помещении, где происходит демонстрация товара или в ином месте, в том числе по месту нахождения покупателя), а также места о времени осуществления оплаты за товар (сразу или после доставки товара покупателю).
Из материалов дела следует, что Департаментом в ходе проведения сбора сведений об объектах торговли установлено, что заявитель в 2016 фактически осуществлял в спорном объекте торговлю тканями и иными изделиями из тканей по образцам, что подтверждается наличием на объекте образцов товара (готовой продукции - штор, тюль) и материала на продажу (виды тканей), которые соответствуют образцам имеющимся в каталоге продукции, размещенном на официальном сайте заявителя в сети Интернет.
Довод заявителя, об условии договора аренды о запрете осуществления торговой деятельности обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку наличие или отсутствие в договоре каких-либо ограничений не препятствует обществу в действительности продавать товар (ткани и изделия из тканей) по образцам и дистанционно (через Интернет-магазин).
Довод заявителя о том, что он в действительности осуществлял не торговую деятельность по продаже тканей и изделий из них, а выполнял работы по созданию новых изделий по заказам покупателей, со ссылкой на положения гражданского законодательства, обоснованного отклонен судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела фотографий, сделанных при сборе сведений об объекте, а также информации с сайта, из которых следует, что заявитель осуществляет продажу именно товаров, изготовляемых строго по утвержденным и указанным в каталогах формам.
Ссылка на наличие иного объекта, через который осуществлялась торговля тканями, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку наличие объекта, через который заявитель осуществлял торговля тканями свидетельствует в действительности, с учетом информации на сайте о головном офисе по адресу спорного объекта, о фактической продаже товара через этот объект, в отсутствии постановки на учет в налоговом органе и уплате торгового сбора.
Довод о неверном расчете площади объекта необоснован, поскольку площадь рассчитана в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, как площадь торгового зала (46 кв.м.), в который имеется отдельный вход, без учета иных подсобных помещений, что дополнительно подтверждается представленным поэтажным планом здания.
Таким образом, признавая, что со стороны Департамента не было незаконных действий по составлению акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ООО "Маркилюкс" не было лишено возможности соблюсти установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2018 по делу N А40-228924/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.