город Омск |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А81-10150/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Н.А. Шаровой,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4779/2018) Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2018 года по делу N А81-10150/2017 (судья О.В. Курекова), принятое в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс" (ИНН 8905054374, ОГРН 1138905000860) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905017830, ОГРН 1028900704392) при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела Министерства внутренних дел по городу Ноябрьску (ИНН 8905017870, ОГРН 1028900709023) о взыскании 12975 руб. 31 коп. и обязании заключить договор на оказание услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обслуживание узлов учета, вывоз ТБО,
без вызова сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс" (далее - ООО "НЖСК +") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьск (правильное наименование - Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска) (далее также - департамент) о взыскании 12 351 руб. 68 коп. задолженности за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обслуживание узлов учета, вывоз ТБО и 623 руб. 61 коп. пени за несвоевременную оплату за период с 01.04.2017 по 01.12.2017; об обязании заключить договор на оказание услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обслуживание узлов учета и вывоз ТБО.
Требования предъявлены истцом к ответчику как к представителю собственника нежилого помещения площадью 43,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Ноябрьск, ул. Ленина, дом 15.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2018 года по делу N А81-10150/2017 в удовлетворении ходатайств Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о замене ответчика, о привлечении к участию в деле Департамента финансов Администрации города Ноябрьска отказано. Исковые требования ООО "НЖСК +" удовлетворены частично. Взыскано с Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска в пользу ООО "НЖСК +" 12 916 руб. 35 коп., из которых: 12 351 руб. 68 коп. - задолженность за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обслуживание узлов учета, вывоз ТБО за период с апреля по ноябрь 2017 года и 564 руб. 67 коп. неустойка за нарушение срока оплаты за период с 10.04.2017 по 30.11.2017. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. Взысканы с Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска в пользу ООО "НЖСК +" расходы по уплате государственной пошлины в размере 1990 руб. 91 коп.
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "НЖСК +" в полном объеме. Также в просительной части жалобы изложено ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя, которое не подлежит удовлетворению ввиду того, что судебное разбирательство не проводится, апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
В обоснование жалобы ответчик привел следующие доводы:
- надлежащим ответчиком по делу является ОМВД России по г. Ноябрьску, являющийся ссудополучателем спорного помещения;
- решение суда вынесено без привлечения к участию в деле главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования г. Ноябрьск - департамента финансов Администрации г. Ноябрьска, тогда как принятым решением затрагиваются его права и обязанности.
В поступивших на апелляционную жалобу отзывах ОМВД России по г. Ноябрьску и ООО "НЖСК +" просят оставить решение суда без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В данном случае оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из процитированных положений АПК РФ, оснований для приобщения приложенных к отзыву ОМВД России по г. Ноябрьску документов к материалам дела не имеется.
Апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи (часть 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункт 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2018 года по делу N А81-10150/2017 проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
внеочередным общим собранием собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: г. Ноябрьск, ул. Ленина, дом 15, оформленным протоколом от 28.02.2015, принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом путем перехода с непосредственного управления собственниками помещений на управление домом управляющей организацией. На основании указанного решения с ООО "НЖСК+" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом N 20-1 от 01.04.2015 (далее - договор от 01.04.2015).
Пунктом 2.1. договора от 01.04.2015 установлено, что заказчик (собственники жилых и нежилых помещении в многоквартирном доме) поручает, а управляющая организация принимает на себя обязанности выполнять и организовывать выполнение работ и оказание услуг по содержанию (техническому обслуживанию) и текущему ремонту общего имущества собственника помещений, обеспечить предоставление коммунальных услуг путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет собственников помещений в МКД, в том числе придомовой территории в объемах и границах, сложившегося фактического землепользования, а также по организации иных указанных в договоре услуг. Перечень данных работ и услуг может быть изменен только по письменному соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 3.2.1. договора от 01.04.2015 управляющая организация обязана организовывать и предоставлять услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с надлежащим качеством и с соблюдением установленных действующих стандартов, а также соблюдением условий настоящего договора. Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома определен в Приложении N 2 к договору, являющегося неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 4.2.1. договора от 01.04.2015 собственники жилых и нежилых помещении в многоквартирном доме обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за услуги по содержанию общего имущества МКД управляющей организации в порядке и сроки, предусмотренные договором и действующим законодательством РФ.
В пункте 5.1. договора от 01.04.2015 установлено, что цена договора (плата за жилищно-коммунальные услуги) для каждого собственника состоит из стоимости содержания и текущего ремонта жилого помещения приходящейся на 1 кв.м. общей площади помещения, принадлежащего собственнику, в которую включаются (с учетом состава общего имущества в многоквартирном доме): 1) стоимость содержания и ремонта общего имущества собственников помещений (без учета услуг по вывозу твердых бытовых отходов и обслуживанию лифтов, общедомовых приборов учета, элеваторных узлов), а также услуг и работ по управлению многоквартирным домом; 2) стоимость обслуживания лифтов (при наличии); 3) стоимость вывоза твердых бытовых отходов; 4) стоимость обслуживания общедомового прибора учета, узла регулирования (при наличии), а также стоимости оказываемых коммунальных услуг, рассчитываемой в порядке, установленном действующим законодательством, протоколом общего собрания и договором.
Плата вносится ежемесячно до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным месяцем, равными долями от общей стоимости работ определенных на год, по реквизитам агента по приему платежей Расчетный период для оплаты управляющей организации установлен в один календарный месяц (пункт 5.4. договора от 01.04.2015).
Пунктом 5.5. договора от 01.04.2015 предусмотрено, что не использование заказчиком помещений, либо отказ от пользования общим имуществом не является основанием для освобождения заказчика полностью или частично от участия в общих расходах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
За просрочку оплаты средств управляющей организации, собственник уплачивает пени в размерах, определенных федеральным законодательством, за период с 11 (одиннадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, по день фактической выплаты всей суммы задолженности включительно (пункт 5.7. договора от 01.04.2015).
В соответствии с приложением N 3 к договору от 01.04.2015 в многоквартирном доме был установлен тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 26,59 руб. за 1 кв. м., обслуживание узлов учета в сумме 2,33 руб. за 1 кв. м., вывоз ТБО в сумме 2,89 руб. за 1 кв. м.
В соответствии с п. 3.1.14 договора управления от 01.04.2015 размер платы за оказываемые жилищные услуги ежегодно индексируется в соответствии с планируемым уровнем инфляции, определяемого на основании индекса-дефлятора, устанавливаемого Минэкономразвития Российской Федерации для категории услуг предприятий ЖКХ и публикуемого на официальном сайте органа.
В последующем, в спорный период тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома составил 29,68 руб. за 1 кв. м., обслуживание узлов учета - 2,6 руб. за 1 кв. м., вывоз ТБО - 2,89 руб. за 1 кв. м.
Из материалов дела усматривается, что в многоквартирном доме по адресу: г. Ноябрьск, ул. Ленина, д. 15, расположено нежилое помещение, площадью 43,9 кв. м, которое является муниципальной собственностью муниципального образования г. Ноябрьск, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
За период с апреля 2014 года по ноябрь 2017 года истец оказывал услуги и выполнял работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД, которые применительно к нежилому помещению, площадью 43,9 кв.м., подлежат оплате в заявленный в иске период по расчету истца в сумме 12351 руб. 68 коп.
Факт оказания услуг и выполнения работ истцом подтверждается материалами настоящего дела, ответчиком также не оспаривается.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, возложено на собственника имущества.
Согласно пункту 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статьи 249 ГК РФ, части 1 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
В структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
Исходя из смысла данных норм права у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. Бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилого помещения, но и расходы по эксплуатации всего дома. Расходы по содержанию дома обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.
Обязанность собственников помещений по внесению платы за содержание общего имущества закреплена в статьях 153, 158 ЖК РФ, Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28).
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ по общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Поскольку собственники помещений многоквартирного дома выбрали способ управления, каждый собственник обязан подчиниться этому решению и нести расходы на содержание общего имущества путем внесения платы в установленном размере вне зависимости от подписания договора управления (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Статья 210 ГК РФ, указывая собственника как специального субъекта по несению расходов на содержание и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, не связывает возникновение обязанности по внесению платы с фактом заключения договора между собственником помещений и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. Поэтому отсутствие заключенного с истцом договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, не означает освобождение собственника от обязанности вносить плату за содержание и текущий ремонт в целях содержания и эксплуатации общего имущества дома.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статьями 779, 781 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Поскольку законом прямо определено обязанное лицо в обязательстве по несению расходов на содержание общего имущества, требование об исполнении обязательства по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме может предъявляться к муниципальному образованию город Ноябрьск как собственнику нежилых помещений (статьи 210 ГК РФ, 39, 156, 158 ЖК РФ).
Пунктом 2 статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 2, 11.1., 11.2. раздела I Положения, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 19.10.2009 N П-1900 в редакции Постановления Администрации г. Ноябрьска от 09.01.2017 N П-6, Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (новое наименование ответчика) является структурным подразделением Администрации города Ноябрьска, обеспечивающим реализацию полномочий муниципального образования город Ноябрьск в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, принадлежащим муниципальному образованию город Ноябрьск на праве собственности; от имени муниципального образования город Ноябрьск осуществляет управление и распоряжение имуществом муниципального образования город Ноябрьск, ведение реестра имущества муниципального образования город Ноябрьск; осуществляет защиту и представление интересов муниципального образования город Ноябрьск в судах по вопросам, составляющим область реализации полномочий Департамента.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно заключил, что Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска как уполномоченный представитель собственника нежилого помещения является надлежащим ответчиком по заявленному иску.
Из материалов дела следует, что помещение по адресу: г. Ноябрьск, ул. Ленина, д. 15, площадью 43,9 кв.м., принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию город Ноябрьск, предоставлено ответчиком (ссудодателем) в безвозмездное пользование на срок с 01.01.2014 по 01.01.2019 ОМВД России по г. Ноябрьску по договору безвозмездного пользования N 11/14 от 25.03.2014.
Между тем, передача нежилых помещений, принадлежащих на праве муниципальной собственности, в безвозмездное пользование не освобождает собственника от обязанности вносить плату за содержание общего имущества дома.
Возложение на ссудополучателя нежилого помещения обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества дома является неправомерным в силу статей 210, 249 ГК РФ, статей 36, 39, 161, 162 ЖК РФ.
В отношениях с управляющей компанией именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10, от 17.04.2012 N 15222/11 и подтверждена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
Соответствующие возражения ответчика на иск в данной части судом первой инстанции отклонены правомерно.
Отношения собственника с ссудополучателем по поводу расходов на содержание недвижимости регулируются соответствующим договором.
При рассмотрении дела суд первой инстанции также не установил предусмотренных статьей 51 АПК РФ оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Администрации города Ноябрьск. Как заключил суд, из материалов дела не следует, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон.
Департамент финансов Администрации города Ноябрьск стороной спорного материального правоотношения не является.
Ссылаясь на непривлечение к участию в деле главного распорядителя средств бюджета муниципального образования, ответчик, являясь по организационно-правовой форме казенным учреждением (на что он указывает в апелляционной жалобе), не учитывает, что порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений регламентирован статьей 242.5 БК РФ.
При этом в отсутствие или при недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п. 4 статьи 242.5 БК РФ).
Соблюдение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании с казенного учреждения денежных средств, производится в установленные законом сроки (3 месяца с даты поступления исполнительного документа) в пределах остатка объемов финансирования отраженных на лицевом счете учреждения расходов в соответствии с бюджетной сметой. При недостаточности средств для полного или частичного удовлетворения требований взыскателя БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия органом муниципального образования мер в соответствии с запросом-требованием учреждения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, рассмотрение судом исковых требований к ответчику не требует привлечения главного распорядителя бюджетных средств МО г. Ноябрьск, поскольку отношения в сфере исполнения судебного акта и обращения взыскания на средства бюджета муниципального образования осуществляются в рамках бюджетного процесса.
Апелляционная жалоба не содержит доводов департамента о несогласии с выводами суда первой инстанции в части отказа в понуждении ответчика к заключению договора и в части взыскания неустойки. В отсутствие соответствующих возражений суд апелляционной инстанции в этой части определение не проверяет (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2018 года по делу N А81-10150/2017.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2018 года по делу N А81-10150/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10150/2017
Истец: ООО "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска
Третье лицо: Отдел Министерства внутренних дел по городу Ноябрьск