г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А56-32840/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Балакин Ю.Н., доверенность от 09.02.2018;
от заинтересованного лица: Демина Д.А., доверенность от 27.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5260/2018) общества с ограниченной ответственностью "Интервторресурс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2018 по делу N А56-32840/2017 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интервторресурс"
к Балтийской таможне
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
ООО "Интервторресурс" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни от 14.02.2017 о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ N 10216110/251116/0065030, а также о понуждении таможенного органа возвратить заявителю 1 348 913 руб. 35 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 22.01.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Интервторресурс" просит отменить решение суда, поскольку, по его мнению, заявленная таможенная стоимость вывозимого товара подтверждена достаточными документами, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали фактические основания для ее корректировки. Податель жалобы указывает на то, что не доказано влияние взаимосвязи сторон внешнеторгового контракта на цену сделки при том, что сведения о взаимосвязи должным образом доведены до Балтийской таможни. В жалобе также отмечено, что таможенный орган неправомерно использовал резервный метод определения таможенной стоимости вывозимого товара и некорректно использовал ценовую информацию в отношении товара, не являющегося однородным и коммерчески взаимозаменяемым.
Согласно отзыву Балтийская таможня считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным. В опровержение доводов апелляционной жалобы относительно выбора метода определения таможенной стоимости вывозимого товара и использованной при этом ценовой информации Балтийской таможней представлены дополнительные документы и объяснения, которые приобщены апелляционным судом к материалам дела на основании абзаца второго части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
Как видно из материалов дела, ООО "Интервторресурс" подало в таможенный орган ДТ N 10216110/251116/0065030, согласно которой под таможенную процедуру экспорта помещен товар - кусковой лом и отходы черных металлов нелегированной стали категорий 3А, 5А, 12А, 13А в количестве 15,8 тонн. Таможенная стоимость вывозимого товара определена по стоимости сделки (первый метод), в таможенный орган представлены документы и сведения, относящиеся к ее определению. Обнаружив признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными, Балтийская таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки и запросила у декларанта дополнительные документы и сведения. Товар выпущен с обеспечением уплаты таможенных платежей в размере 1 348 913 руб. 35 коп. По итогам дополнительной проверки таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товара, определив ее с применением резервного (шестого) метода. Основанием для принятия решения послужило то обстоятельство, что ООО "Интервторресурс" представило дополнительно запрошенные документы и сведения не в полном объеме без объяснения причин непредставления недостающих документов и сведений, а также факт взаимосвязи продавца и покупателя товара. В качестве цены использованы сведения, указанные в ДТ N 10216170/230915/0002279 (11 801,93 руб. за тонну).
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза (пункт 1). Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (пункт 2). Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза (пункт 3).
В силу статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками. Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии таможенного союза. По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза. Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статьи 66, 67, пункт 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно статье 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным (пункт 1). Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 настоящего Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса (пункт 2). Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3). Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (пункт 4).
Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства от 06.03.2012 N 191. В соответствии с Правилами таможенная стоимость вывозимых товаров определяется следующими методами: метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1; пункты 11-25), метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2; пункты 26-28), метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3; пункты 29-31), метод сложения (метод 5; пункты 32-35), резервный метод (метод 6; пункты 36-39).
В пунктах 8, 9, 26, 29, 32 и 36 Правил сформулировано положение, согласно которому каждый последующий в порядке возрастания метод определения таможенной стоимости товаров может быть использован только при условии невозможности применения предыдущего.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции подтвердил законность оспариваемого решения Балтийской таможни как в части невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки, так и в части использованного таможенным органом резервного метода определения таможенной стоимости и выбора ценовой основы для этого.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что в нарушение правила последовательного применения методов определения таможенной стоимости Балтийская таможня, располагая необходимыми данными, ошибочно не применила метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. Идентичный товар задекларирован по ДТ N 10216110/291016/0060595, его таможенная стоимость определена по цене сделки (10 693,63 руб. за тонну) и принята таможенным органом. Использованию второго метода определения таможенной стоимости оцениваемого товара не препятствует то обстоятельство, что товар, указанный в ДТ N 10216110/291016/0060595, вывезен ООО "Интервторресурс" в рамках того же внешнеторгового контракта на тех же условиях, что и товар, указанный в ДТ N 10216110/291016/0065030. Доказательств того, что таможенная стоимость товара, указанного в ДТ N 10216110/291016/0060595, скорректирована таможенным органом после выпуска, в деле не имеется. Апелляционный суд не убедил довод Балтийской таможни, согласно которому использование цены, указанной в ДТ N 10216110/291016/0060595, не отвечает принципам таможенного контроля. Таможенный орган не сформулировал принцип таможенного контроля, которому не соответствует определение в данном случае таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичным товаром; не указал, в чем заключается противоречие.
Кроме того, в нарушение нормы пункта 31 Правил из источников информации о цене однородных товаров, в равной степени пригодных для использования при корректировке таможенной стоимости оцениваемых товаров, таможенный орган выбрал источник с самой высокой ценой. Аргументируя невозможность использования иных источников ценовой информации, Балтийская таможня сослалась на отличие однородных товаров от оцениваемого по категориям и количеству лома. Вместе с тем такое отличие наиболее ярко проявилось в ДТ N 10216170/230915/0002279, использованной Балтийской таможней в качестве ценовой основы для корректировки таможенной стоимости оцениваемых товаров. Согласно данной таможенной декларации с территории Российской Федерации вывезен лом категорий 3А, 5А в количестве 31 тонны. При этом в распоряжении таможенного органа имелись сведения о вывозе лома различных категорий в количествах, более сопоставимых с количеством оцениваемого товара: 12,5 тонны (ДТ N 10203100/261016/0001981), 23,2 тонны (ДТ N 10216110/051016/0057029), 19,5 тонны (ДТ N 10216110/101116/0062356), 12 тонн (ДТ N 10216170/201016/0004777), 15,6 тонны (ДТ N 10207050/081116/0002758). Причем по ДТ N 10216170/201016/0004777 из Российской Федерации вывезен лом тех же категорий, что и по ДТ N 10216170/230915/0002279. С учетом изложенного приведенные в письменных объяснениях доводы Балтийской таможни о невозможности использования источников информации с более низкой ценой еще в большей степени уместны и в отношении источника информации, использованного самим таможенным органом.
Апелляционный суд также отмечает, что по данным, имеющимся в распоряжении таможенного органа, в период с 23.09.2016 по 25.11.2016 с территории Российской Федерации в Турцию вывозился металлический лом различных категорий и в разном количестве по цене, колеблющейся от 9 449,41 руб. до 11 801,93 руб. за тонну. Цена, по которой товар вывезен ООО "Интервторресурс" из Российской Федерации по ДТ N 10216110/251116/0065030, находится в обозначенном диапазоне примерно посередине между верхним и нижним пределом. Этот факт, свою очередь, свидетельствует о том, что установленная Балтийской таможней взаимосвязь продавца и покупателя не повлияла на цену товара, и имеются основания для принятия заявленной декларантом таможенной стоимости в соответствии с пунктами 12, 13 Правил.
Таким образом, оспариваемое решение Балтийской таможни недействительно как не соответствующее нормам пунктов 7-9, 11-13, 31, 36 Правил. Указанный в заявлении способ защиты нарушенного права в виде понуждения таможенного органа к возврату излишне уплаченных таможенных платежей адекватен характеру нарушения и правомерен согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
В связи с этим обжалуемое решение суда следует отменить, а заявление ООО "Интервторресурс" - удовлетворить. Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на Балтийскую таможню по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная сумма государственной пошлины возвращается заявителю из бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2018 по делу N А56-32840/2017 отменить.
Признать недействительным решение Балтийской таможни от 14.02.2017 о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ N 10216110/251116/0065030.
Обязать Балтийскую таможню возвратить ООО "Интервторресурс" 1 348 913 руб. 35 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу ООО "Интервторресурс" 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить ООО "Интервторресурс" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32840/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2018 г. N Ф07-10339/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ИНТЕРВТОРРЕСУРС"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России