г. Москва |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А40-235749/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Авиакомпания Алроса" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2018 по делу NА40-235749/17, принятое судьей (93-2101)
по заявлению АО "Авиакомпания Алроса"
к Росавиации
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Степанова М.В. по дов. от 28.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Авиакомпания АЛРОСА" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росавиации об оспаривании решения от 19.10.2017 N 240076/12 об отказе в выдаче субсидии.
Решением арбитражного суда от 14.03.2018 требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда не соответствую обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствии.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию ответчика, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.05.2017 между АО "Авиакомпания АЛРОСА", (именуемым в дальнейшем Заявитель) и Федеральным агентством воздушного транспорта:, (именуемым в дальнейшем Заинтересованное лицо), было заключено Соглашение о предоставлении субсидий N 107-11-015 (далее по тексту Соглашение) (приложение N 1 к заявлению), в соответствии с которым, в целях возмещения недополученных доходов Заявителя, связанных с осуществлением воздушной перевозки пассажиров в салонах экономического класса по специальному тарифу по маршрутам Красноярск - Полярный - Красноярск, Иркутск - Полярный - Иркутск в 2017 году, Заинтересованное лицо предоставляет Заявителю субсидию в порядке, установленном Соглашением, Бюджетным кодексом РФ и Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1242 от 25.12.2013.
В соответствии с условиями п.14 Правил и п.3.4. Соглашения для получения субсидии Заявитель ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за календарным месяцем, в котором совершены подлежащие субсидированию перевозки, представляет Заинтересованному лицу отчет о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, причитающейся авиаперевозчику субсидии (далее по тексту Отчет), а Заинтересованное лицо, в соответствии с п. 3.10 Соглашения, в 5-дневный срок с даты получения от Заявителя документов, и при представлении уточненных документов - в 2-дневный срок со дня их получения должно осуществить проверку полноты и правильности их оформления и принять решение о предоставлении Заявителю субсидии либо о возврате документов с указанием причин возврата.
Заявителем был подготовлен Отчет за февраль 2017 г. Отчет был передан Росавиации 16 марта 2017 г. (сопроводительное письмо исх. N А/К-04/499 от 13.03.2017 г).
Письмом Росавиации от 19.10.2017N 240076/12 в соответствии с п.19.1. п/п. "а" Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N1242 было отказано Росавиации в предоставлении субсидии за февраль 2017 года.
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Срок на подачу заявления, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, соблюден.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Правовое регулирование предоставления субсидий юридическим лицам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 2, 3, 78 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 (далее - Правила предоставления субсидии) и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Росавиация, как главный распорядитель бюджетных средств, приняла решение об отказе АО "Авиакомпания АЛРОСА" в предоставлении субсидии из федерального бюджета в порядке и на основании норм бюджетного законодательства.
В силу п/п.1 п.2 ст.78 БК РФ и Правил предоставления субсидий, право авиаперевозчика на получение субсидии и корреспондирующая ему обязанность Росавиации ее выплатить, возникают в случае соблюдения всех условий, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. п. 14 Правил предоставления субсидий, п. 3.4 соглашения N 107-11-015, авиаперевозчик ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Росавиацию отчет по установленной договором форме, для получения субсидии.
Как видно из материалов дела, 16 марта 2017 года в адрес Росавиации поступил отчет о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, причитающейся авиаперевозчику субсидии и комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота, оценку эффективности использования субсидий за февраль 2017 года.
Вместе с тем, исходя из представленного заявления, Заявитель также не отрицает, что отчет был направлен в Росавиацию с нарушением установленного срока, а именно 16 марта 2017 года.
На основании п.5.13 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Росавиация осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на реализацию возложенных на неё функций.
В соответствии с п.п.1 и 15 Правил предоставления субсидий соблюдение сроков - это неотъемлемая часть порядка предоставления субсидии, условие предоставления субсидии, которое установлено нормами императивного характера прямого действия.
В соответствии с п/п."а" пункта 19(1) Правил о предоставлении субсидий, Федеральное агентство воздушного транспорта отказывает авиаперевозчику в предоставлении субсидии в случае несоответствия представленного в соответствии с п. 14 настоящих Правил отчета требованиям, определенным в соответствии с настоящими Правилами, или непредставление (представление не в полном объеме) такого отчета.
Письмом от 19.10.2017 года N Исх-24076/12, Росавиация отказала АО "Авиакомпания АЛРОСА" в предоставлении субсидии за февраль 2017 года в размере 10 500 000,00 рублей.
Поскольку согласно фактическим обстоятельствам дела АО "Авиакомпания АЛРОСА" нарушила условие о сроке предоставления документов, у Росавиации возникло право, предусмотренное пунктом 4.2.5.1 соглашения от 11 мая 2017 N 107-11-015, отказать авиаперевозчику в предоставлении субсидии.
Помимо этого, согласно ст.ст. 21 и 69 БК РФ субсидии - это бюджетные ассигнования; один из видов расходов, включённых в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно п.15 Правил предоставления субсидий, предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта как получателю средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в соответствии с договорами.
В силу ст.12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В соответствии с п.п.3 и 4 ст.242 БК РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря. Неиспользованные доведённые бюджетные средства подлежат перечислению на единый счёт бюджета не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года. Ввиду изложенного у государственного органа отсутствует возможность осуществлять какие-либо действия с нераспределёнными в пределах текущего финансового года денежными средствами из федерального бюджета.
В связи с этим, предоставление субсидий из федерального бюджета за финансовый 2017 год на возмещение авиаперевозчикам недополученных ими доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации, закончился 31 декабря 2017 года.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду своей необоснованности и недоказанности.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2018 по делу N А40-235749/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.