г. Москва |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А40-242561/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Свиридова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-242561/17, принятое судьей Н.Н. Селиверстовой,
по заявлению ООО "Фирма Август СН" (ОГРН 1037700256890)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822)
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423), ГУП г. Москвы "РЭМ" (ОГРН 1047727021198)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию прав
при участии:
от заявителя: Штырляев Д.Н. по дов. от 30.10.2017;
от ответчика: Ассонова С.В. по дов. от 21.12.2017;
от третьих лиц: 1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственности "Фирма Август СН" (далее - ООО "Фирма Август СН", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве, Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) об отказе в государственной регистрации права собственности от 11.10.2017 за N 77/005/233/2017-1082, 1078 на помещение, расположенное по адресу: Москва, Ленинградский проспект д.71, 2 этажа, пом. II, общей площадью 12.00 кв.м., кад. N 77:09:005002:6146, реестр N 3124-1; на помещение, расположенное по адресу: Москва, Ленинградский проспект д. 71, 2 этаж, пом. I, общей площадью 11.90 кв.м., кад. N 77:09:005002:6145, реестр N 3124-2 и обязании произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Фирма Август СН" на указанные объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечено Государственное унитарное предприятие города Москвы "РЭМ" (далее - ГУП г. Москвы "РЭМ"), Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 указанное заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по г. Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 не имеется.
Как указывает заявитель, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.06.2017, в которой отсутствует запись о заявителе, как о собственнике объекта недвижимости, он узнал о нарушении своих прав и законных интересов.
В связи с чем, заявитель 29.06.2017 обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями за N 77/005/233/2017-1082, 1078.
Как следует из материалов дела, в Управление в целях государственной регистрации права собственности заявителем представлены свидетельства Фонда имущества города Москвы на право собственности ТОО Предприятие "ФИРМА ГЕН" от 14.10.1996, реестр N 3124-1 на основании договора купли-продажи N ВАМ(МКИ)9533 от 14.10.1996 (в отношении помещений по адресу: Ленинградский проспект, д.71, 2 этаж, площадью 12 кв.м, пом II, кад. N 77:09:0005002:6146); от 14.10.1996, реестр N 3124-2 на основании договора купли-продажи N ВАМ П(МКИ) 9533 от 14.10.1996 (в отношении помещений по адресу: Ленинградский проспект, д.71, 2 этажа, пом. I площадью 11,90 кв.м, кад. N 77:09:0005002:6145), договор купли-продажи N ВАМ П(МКИ)9533 от 14.10.1996, Распоряжения Комитета по управлению имуществом города Москвы от 10.01.1996 N 64-р; 67-р.
Предметом договора купли-продажи N ВАМ П (МКИ) 9533 от 14.10.1996 является нежилое помещение площадью 12 кв. м, находящееся в пользовании у покупателя на основании договора аренды N 2-422/93 от 15.04.1993 года и дополнительного соглашения к нему от 23.04.1996 и нежилого помещения общей площадью 11,9 кв.м, находящегося в пользовании у покупателя на основании договора аренды N 2-162/96 от 15.02.1996. Местоположение помещений: г. Москва, проспект Ленинградский, д. 71, корпус Б (п. 2.1, 2.2 договора).
Согласно свидетельству о регистрации изменений в учредительные документы от 15.03.1999 N 206251, учредительные документы Товарищества с ограниченной ответственностью Предприятие "Фирма ГЕН" зарегистрированы Московской регистрационной палатой в новой редакции в связи со сменой наименования ТОО Предприятие "Фирма ГЕН" на ООО "Фирма Август СН" (т. 1 л.д. 53).
12.07.2017 заявитель получил уведомление о приостановке государственной регистрации права, собственности и 12.10.2017 - сообщение об отказе в государственной регистрации от 11.10.2017.
Отказ в государственной регистрации права собственности от 11.10.2017 N 77/005/233/2017-1082, 1078 вынесен на основании пункта 5 части 1, пункта 7 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) и мотивирован тем, что в Управление не представлены следующие документы: решение о приватизации, план приватизации, договоры аренды, заключенные с соответствии с требованиями статьи 15 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1-ФЗ".
Кроме того, Управлением было указано, что представленные Обществом документы не позволяют установить, что приватизация данного объекта была осуществлена в соответствии с порядком, установленным законодательством о приватизации.
Согласно статье 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности от 11.10.2017 N 77/005/233/2017-1082, 1078 является незаконным обратился в арбитражный суд.
По смыслу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд принимает решение о признании решения незаконным, только в случае если установит, что решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ, определен круг обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении данной категории споров, к которым в частности относятся соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также, нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу положений главы 24 АПК РФ, статьи 13 ГК РФ, разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для удовлетворения требований заявителя является наличие одновременно двух установленных в ходе судебного разбирательства и подтвержденных надлежащими доказательствами обстоятельств: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта (действия или бездействия) требованиям закона, а также нарушение материальных прав заявителя принятием данного документа (действия).
Признавая отказ в государственной регистрации права собственности от 11.10.2017 N 7/005/233/2017-1082, 1078 недействительным, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 названного выше Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Закон о государственной регистрации недвижимости, основанием для государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Часть 1 статьи 21 Закон о государственной регистрации недвижимости предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Судом верно установлено, что право собственности на указанные объекты подтверждено свидетельствами на право собственности от 14.10.1996 (реестр N 3124-1) и от 14.10.1996 (реестр N 3124-2).
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" установлено, что выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется лишь по договорам аренды с правом выкупа, которые были заключены до вступления в силу Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ".
В силу пункта 2 статьи 26 указанного Федерального закона в других случаях арендатор государственного и муниципального имущества может приобрести такое имущество в порядке, установленном данным Федеральным законом и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ.
В соответствии с пунктом 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994 (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535) право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имели: лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 06.02.1995 N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве" установлено, что продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г.Москвы осуществляется по цене, определяемой с учетом рыночной конъюнктуры, в порядке, разрабатываемом Правительством Москвы и утверждаемом (принимаемом) Московской городской Думой.
Постановлением Правительства Москвы от 17.10.1995 N 840 введено в действие Положение о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории города Москвы, согласно которому арендатор имеет преимущественное право выкупа объекта (пункт 2).
Согласно пункту 4 данного Положения продавцом объектов является Фонд имущества г.Москвы, который заключает с покупателем на основе соответствующего распоряжения Москомимущества договор купли-продажи.
Постановлением Московской городской Думы от 02.10.1996 г. N 85 утверждено Положение о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы.
На основании вышеуказанных нормативных правовых актов Комитетом по управлению имуществом Москвы, правопреемником которого в настоящее время является Департамент городского имущества города Москвы, приняты распоряжения от 10.01.1996. N 64-р, 67-р о продаже в собственность ООО "Фирма Август СН" спорных нежилых помещений.
Таким образом, решения уполномоченного органа - Комитета по управлению имуществом города Москвы, предусматривающее его согласие (волеизъявление) на возможность выкупа арендуемых спорных объектов недвижимости, было выражено в форме распоряжений от 10.01.1996. N 64-р, 67-р о продаже спорного объекта в собственность заявителя, что не противоречило действовавшему на тот период гражданскому законодательству.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимостью.
Пунктом 8 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав" предусмотрено, что до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в городе Москве государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ним на базе реестра собственности в соответствии со статьями 131, 219, 223 ч. 1 ст. 1 ГК РФ осуществляет Москомимущество с выдачей Свидетельств о внесении в реестр собственности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимостью.
Пунктом 8 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав" предусмотрено, что до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в городе Москве государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ним на базе реестра собственности в соответствии со статьями 131, 219, 223 ч. 1 ст. 1 ГК РФ осуществляет Москомимущество с выдачей Свидетельств о внесении в реестр собственности.
Пунктом 1 Распоряжения Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в городе Москве" Москомимуществу было поручено осуществлять регистрацию недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений), принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам на территории города Москвы.
Пунктом 2 названного Распоряжения определено считать внесение в реестр собственности Москомимущества с выдачей Свидетельства о внесении в реестр собственности актом государственной регистрации собственника и принадлежащего ему недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Положения о реестре частной собственности в городе Москве, утвержденного Распоряжением Мэра Москвы от 16.06.1994 г. N 288-РМ, ведение реестра частной собственности на территории города осуществляет Москомимущество, основанием для включения объектов в реестр частной собственности, является, в том числе и Свидетельство на право собственности, выданное Фондом имущества, Госкомимуществом или Москомимуществом (пункт 5).
На основании изложенного 14.10.1996 ООО "Фирма Август СН" получило Свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы, то есть право собственности было официально признано, уполномоченным на то государственным органом Комитетом по управлению имуществом Москвы (Москомимуществом).
Таким образом, указанные свидетельства, представленные регистрирующему органу вместе с другими документами, в силу положений пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации имущественных прав" являются действующими и не требующими их переоформления. Договор купли-продажи имущества N ВАМ П (МКИ) 9533 от 14.10.1996, свидетельства на право собственности реестр N 3124-1 от 14.10.1996 года и реестр N 3124-2 от 14.10.1996 также являются действительными, никем не оспорены.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Изучив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем регистрирующему органу представлены документы в объеме, предусмотренном Законом о государственной регистрации недвижимости, соответствующие требованиям действующего законодательства, у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных для отказа в регистрации права ранее возникшего права собственности на объекты недвижимости по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 71 по основаниям непредставления документов, подтверждения соблюдения действующего законодательства Российской Федерации о приватизации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ в государственной регистрации прав на спорный объект не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем является недействительным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Апелляционная коллегия отмечает, что представление документов, на которые указывает в жалобе Управление, действующим законодательством не предусмотрен. Заявителем представлен достаточный комплект документов для регистрации своего права.
Ссылки на судебную практику судом отклоняются, поскольку обстоятельства названных заявителями дел применительно к обстоятельствам настоящего спора не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-242561/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.