г. Челябинск |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А47-2237/2018 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Скобелкина А.П., рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.05.2018 по делу N А47-2237/2018 (судья Мирошник А.С.).
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (далее- институт, заявитель, ИС УРОРАН) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному учреждению - Оренбургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- Фонд) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.01.2018 N 5 в части доначисления страховых взносов в сумме 2 104 руб. 09 коп., штрафа в размере 420 руб. 82 коп. и пени в размере 21 руб. 48 коп. по выплатам компенсации трудозатрат грантополучателям, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. 00 коп. (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований".
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.05.2018 заявленные требования удовлетворены, решение Фонда в оспариваемой части признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что трехсторонний договор заключен и грант предоставлен в рамках имеющихся трудовых отношений работников института. Полагает, что договор на предоставление гранта неразрывно связан с трудовыми отношениями института и научными работниками согласно их должностной инструкции и квалификации, в связи с чем, суммы выплат работникам независимо от источника финансирования подлежат обложению страховыми взносами.
От института в установленный судом апелляционной инстанции срок поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом проведена выездная проверка плательщика страховых взносов - ИС УРОРАН по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки установлено, что плательщиком страховых взносов не начислены страховые взносы в части выплат денежных средств в размере 1 052 043 руб. 75 коп. на компенсацию трудозатрат грантополучателям.
По итогам проверки Фондом вынесено решение N 5 от 26.01.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно указанному решению, в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов плательщику страховых взносов на основании статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ доначислены страховые взносы в сумме 2 104 руб. 09 коп., а также за несвоевременное перечисление страховых взносов, в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования, начислены пени в сумме 21 руб. 48 коп.
Институт привлечен к ответственности, в соответствии со статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, за неполную уплату страховых взносов в результате неправильного исчисления сумм страховых взносов и расходования средств на выплату страхового обеспечения с нарушением требований законодательных и нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в виде штрафа в размере 420 руб. 82 коп.
Не согласившись с принятым по результатам проверки решением в указанной части, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что выплаты на компенсацию трудозатрат грантополучателям не облагаются страховыми взносами.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее- Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (здесь и далее нормы закона приводятся в редакции, действующей в проверяемый период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пунктам 1,2 статьи 20.1 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со статьёй 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьёй 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с позицией, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда и должны облагаться страховыми взносами.
Согласно оспариваемому решению Фонда, основаниями для выплат спорных сумм компенсаций трудозатрат явились заключенные между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований" и гражданами, объединившимися в научный коллектив (грантополучатель), и институтом трехсторонние договоры.
Выводы суда первой инстанции о том, что суммы выплат по грантам не подлежат обложению страховыми взносами, суд апелляционной инстанции считает верными и не подлежащими переоценке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" под грантом понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Как следует из материалов дела, между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований" (далее- Фонд) и гражданами, объединившимися в научный коллектив и институтом заключены договоры N 16-44-560053/16 от 13.04.2016, N14-05-00220/16 от 25.02.2016, NN 16-45-560071/16 от 13.04.2016, N 16-45-560410/16 от 13.04.2016, N 16-06-00323/16 от 26.02.2016, согласно условиям которых Фонд предоставляет грантополучателю (научным сотрудникам) грант на выполнение работ по научным проектам.
Согласно пункту 3.1 договоров Фонд предоставляет грант за счет средств целевой субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение научных, научно-технических программ и проектов, предоставленной Фонду на 2016 год.
Как верно установлено судом первой инстанции, РФФИ создан в соответствии с Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 года N 426 "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации".
Деятельность Фонда осуществляется на основании Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и устава, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Целью и предметом деятельности РФФИ является финансовая, в том числе в форме грантов юридическим и физическим лицам, и организационная поддержка фундаментальных научных исследований,... основанная на принципах предоставления ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Фонд предоставляет гранты на осуществление проектов на условиях безвозмездности и безвозвратности.
В соответствии с пунктом 5.2 договоров трудовые отношения между институтом и грантополучателем в связи с выполнением проекта не возникают.
Таким образом, из содержания определения понятия "грант" и условий трехсторонних договоров усматривается, что выплаты научным сотрудникам, фактически, производились из бюджетных средств, специально выделенных на осуществление научных исследований грантополучателем.
Доводы Фонда о том, что трехсторонние договоры неразрывно связаны с трудовыми отношениями научных сотрудников и заявителя не свидетельствуют о том, что любые выплаты в пользу работников являются вознаграждением за их труд. Как верно отмечено судом первой инстанции, грантополучателями гранта РФФИ по проектам, поддержанным РФФИ по результатам конкурсов проектов, фактически, являются физические лица (коллектив физических лиц), от имени которых во взаимоотношениях с РФФИ выступает институт как организация, которая создает грантополучателю условия, необходимые для выполнения проекта и выполняющая иные функции по оказанию содействия грантополучателю.
В рассматриваемом случае, гранты выделены на конкретно определенные научные цели. Выплаченные денежные средства гранта не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников института и не включены в систему оплаты труда, их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя, поскольку из трехсторонних договоров усматривается, что гранты выделены на проведение исследований в научных общественно полезных целях. Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что предоставление выплат в виде грантов в пользу физических лиц не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений, не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований заявителя. Решение суда по существу является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с апеллянта государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду его освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.05.2018 по делу N А47-2237/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.