г. Москва |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А40-104169/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Веклича Б.С., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Люберецкая теплосеть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2017 по делу А40-104169/17, принятое судьей Абрамовой Е.А. (шифр судьи: 114-1005)
по иску акционерного общества "Люберецкая теплосеть" (ОГРН 1075027018032, адрес: 140006, ОБЛАСТЬ МОСКОВСКАЯ, РАЙОН ЛЮБЕРЕЦКИЙ, ГОРОД ЛЮБЕРЦЫ, УЛИЦА СТРОИТЕЛЕЙ, 8)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, адрес: 119019, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Олейников А.А. по доверенности от 02.08.2017 N 644;
от ответчика: Гуляев П.В. по доверенности от 17.10.2017;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Люберецкая теплосеть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации о взыскании задолженности по основному долгу за период с ноябрь 2015 по февраль 2017 в размере 2.542.908 руб. 91 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 215.500 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 29.08.2017, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2017 отменено, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.04.2018 постановление суда апелляционной инстанции отменено и дело передано на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции указал суду апелляционной инстанции о необходимости исследования вопроса о том, какому юридическому лицу и на каком вещном праве принадлежит имущество войсковой части 55443, не являющейся юридическим лицом; исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации о праве собственности, праве хозяйственного ведения, о праве оперативного управления определить юридическое лицо, в силу закона обязанное оплачивать потребленные войсковой частью 55443 коммунальные ресурсы; выяснить предъявлялись ли этому юридическому лицу требования о платежах в спорный период; исходя из установленных обстоятельств дела, принять постановление по делу в рамках полномочий арбитражного суда апелляционной инстанции.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2017 подлежащим отмене по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец указывает, что является поставщиком тепловой энергии для в/ч 55443.
За период с ноября 2015 года по февраль 2017 года осуществлена поставка тепловой энергии в помещения N 24/1Б, отдел хранения (ТСВ) в/ч 55443, расположеннее по адресу: Московская область, г.Люберцы, ул.Московская, д.10 в размере 2.542.908 руб. 91 коп.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Согласно пунктам 5, 16 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением от 18 ноября 2013 года N 1034 Правительством Российской Федерации, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.
Сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией. Потребитель или теплосетевая организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации, а также сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от теплоснабжающей организации. Такая информация направляется теплоснабжающей организации любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), позволяющим подтвердить получение теплоснабжающей организацией указанной информации (пункты 23, 24 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением от 18 ноября 2013 года N 1034 Правительством Российской Федерации).
Суд первой инстанции указывает, что коммерческий учет поставляемой тепловой энергии до настоящего времени не организован. Объем переданной истцом тепловой энергии определен расчетным путем.
В пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
У истца с ответчиком государственный контракт не заключался.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в порядке, установленном договором.
Согласно пункту 114 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением от 18 ноября 2013 года N 1034 Правительством Российской Федерации, определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - методика).
Сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией (пункт 23 Правил коммерческого учета тепловой энергии).
Суд первой инстанции указывает, что истец не представил доказательства того, что направлял ответчику сведения об объеме переданной тепловой энергии за каждый расчетный период. В связи с этим лишил ответчика права, предоставленного пунктом 26 Правил коммерческого учета тепловой энергии, для составления акта сверки расчетов.
Суд первой инстанции указал, что истцу должно быть известно, что расчетом за потребленную тепловую энергию подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями осуществляет АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с государственным контрактом от 28 октября 2016 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что объем требований к Министерству обороны Российской Федерации документально не подтвержден.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает требования истца обоснованными исходя из следующего.
Постановлением Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 27 ноября 2013 года N 1919-ПА АО "Люберецкая теплосеть" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории города Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области.
В соотв. с п.8 ч.1 ст.93 ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по теплоснабжению.
Объект, на который происходила поставка тепловой энергии - воинская часть 55443, расположенная по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Московская, д. 10 присоединена только к инженерным тепловым сетям АО "Люберецкая теплосеть".
Между АО "Люберецкая теплосеть" и АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" до ноября 2015 года был заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 654. В соответствии с данным договором АО "Люберецкая теплосеть" поставляло тепловую энергию в помещения N 24/1Б, Отдел хранения (ТСВ) в/ч 55443, расположенные по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Московская, д. 10. После расторжения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 654 между АО "Люберецкая теплосеть" и АО "Ремонтно-эксплуатационное управление", новый договор на поставку тепловой энергии с АО "Люберецкая теплосеть" собственником указанных Помещений заключен не был.
Несмотря на прекращение действия договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 654 с АО "РЭУ" на поставку тепловой энергии в адрес Помещений в/ч 55443, расположенных по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Московская, д. 10, АО "Люберецкая теплосеть" не прекращало поставку тепловой энергии, в т.ч. в связи с требованиями Указа Президента РФ от 23.11.1995 года N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", в соответствии с которым ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства
В октябре 2016 года из 195 территориального отделения эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства Обороны РФ в адрес АО "Люберецкая теплосеть" поступило письмо с просьбой заключить государственный контракт с ФКУ "Объединенное стратегическое командование западного военного округа" на оказание услуг теплоснабжения на 2016 год в отношении Помещений в/ч 55443, расположенных по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Московская, д. 10, а также гарантийное письмо об оплате поставленной тепловой энергии. В ответ на заявку Министерства Обороны РФ АО "Люберецкая теплосеть" был направлен оформленный надлежащим образом государственный контракт, в адрес 195 Отделения территориальной эксплуатации и контроля за оказанием услуг, что подтверждается копией сопроводительного письма, а также в адрес ФКУ "Объединенное стратегическое командование западного военного округа".
Суд апелляционной инстанции установил, что договор не был подписан, однако в период с ноября 2015 года по февраль 2017 года АО "Люберецкая теплосеть" поставило воинской части N 55443 тепловую энергию на общую сумму 2.542.908 руб. 91 коп., что подтверждается представленными в материалы дела счетами и счетами-фактурами, расчетом потребленной тепловой энергии. Факт поставки тепловой энергии истцом воинской части N 55443, ее количество и качество, ответчиком не оспаривался.
За спорный период акты выполненных работ, счета-фактуры направлялись в адрес ФКУ "Объединенное стратегическое командование западного военного округа" Министерства Обороны РФ, а также передавались нарочно начальнику воинской части 55443, что подтверждено материалами дела.
Следовательно, вывод суда о том, что документы для оплаты не были направлены в адрес ответчика подлежат отклонению.
В связи с непредставлением воинской частью N 55443 показаний прибора учета за период ноябрь 2015 года - апрель 2016 года, октябрь - ноябрь 2016 года расчет потребленной тепловой энергии воинской частью 55443 производился в соотв. с п.66 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2014 г. N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", а за период декабрь 2016 года по февраль 2017 года включительно - по показаниям прибора учета (расчет в соответствии с Методикой имеется в материалах дела - объяснение Истца от 21.08.2017 года)
В соотв. со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооруженными Силами, а согласно подпункту 31 пункта 10 данного Положения является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий. В силу ч. 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве ответчика.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в случаях, когда потребитель пользуется услугами (электроснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Поскольку воинская часть 55443 потребляло тепловую энергию, поставленную АО "Люберецкая теплосеть" правоотношения сторон должны рассматриваться как договорные, при этом судом первой инстанции было установлено, что воинская часть 55443 не является юридическим лицом.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что в период с ноября 2015 года по февраль 2017 года АО "Люберецкая теплосеть" поставило воинской части N 55443 тепловую энергию на общую сумму 2.542.908 руб. 91 коп.
Также суд апелляционной инстанции признает обоснованным требования истца о применении к ответчику мер ответственности и взыскании с ответчика в пользу истца процентов в размере 215.500 руб. 07 коп.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что истцу должно быть известно о том, что расчетом за потребленную тепловую энергию подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями осуществляет АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с государственным контрактом от 28 октября 2016 года, поскольку ответчик не представил доказательства уведомления истца о наличии указанного государственного контракта.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие договора исключает оплату тепловой энергии ответчиком, поскольку с учетом правовой позиции, изложенной в п.24 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции суд апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции установил, что имущество, распложенное по адресу МО, г.Люберцы, ул. Московская, 10 принадлежит ответчику, что следует из акта от 29(30).08.2011, который представлен ответчиком в материалы дела.
Право хозяйственного ведения на имущество на стороннюю организацию не зарегистрировано.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзац второй п. 2 ст. 218 и п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Из абзаца третьего п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22) следует, что после передачи владения недвижимым имуществом, но до государственной регистрации права собственности покупатель, хотя и является законным владельцем этого имущества, однако не вправе распоряжаться им, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
В соответствии с правовой позиции, изложенной в абзаце втором п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года N 25) для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (п. 2 ст. 8.1, п. 2 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах в силу положений ст. 210 ГК РФ требования истцом обоснованно заявлены к ответчику, как к собственнику имущества.
В силу положений ст.110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2017 по делу N А40-104169/17 отменить, взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, адрес: 119019, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19) за счет казны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Люберецкая теплосеть" (ОГРН 1075027018032, адрес: 140006, ОБЛАСТЬ МОСКОВСКАЯ, РАЙОН ЛЮБЕРЕЦКИЙ, ГОРОД ЛЮБЕРЦЫ, УЛИЦА СТРОИТЕЛЕЙ, 8) основной долг за период с ноябрь 2015 по февраль 2017 в размере 2.542.908 руб. 91 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 215.500 руб. 07 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 39.792 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Г.Н. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104169/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2018 г. N Ф05-744/18 настоящее постановление отменено
Истец: АО "ЛЮБЕРЕЦКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: Министерство обороны РФ
Третье лицо: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", АО Главное управление жилищно-коммунального хозяйста
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19947/18
03.04.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-744/18
31.10.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51199/17
29.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-104169/17