г. Вологда |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А44-12096/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гранат Регион" Маркова М.А. по доверенности от 12.04.2018, от муниципального бюджетного учреждения "Административное управление городским хозяйством" Котова Е.Г. по доверенности от 26.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранат Регион" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 марта 2018 года по делу N А44-12096/2017 (судья Федорова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гранат Регион" (место нахождения: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Засыпной, д. 14, литер Д, офис 6, ИНН 2721191323, ОГРН 1122721002139; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Административное управление городским хозяйством" (место нахождения: 175202, Новгородская обл., Старорусский р-н, г. Старая Русса, Советская набережная, д. 1, каб. 64, ИНН 5322011119, ОГРН 1075332000655; далее - Учреждение) о внесении изменений в контракт от 20.06.2017 N 0350300030417000011-0327687-01, изложив пункт 2.2.2 в следующей редакции: "Окончание выполнения работ 30 июня 2018 года" (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ))
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская архитектора Перепелицы В.М." (место нахождения: 173023, Великий Новгород, пр-кт Александра Корсунова, д. 47, корп. 2, оф. 69; ИНН 5321072091, ОГРН 1025300793968), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (место нахождения: 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41;
ИНН 5321033744, ОГРН 1025300780075), общество с ограниченной ответственностью "Институт "Новгородпроект" (место нахождения: 173015, Великий Новгород, ул. Прусская, д. 22; ИНН 5321095564, ОГРН 1045300260961).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о продлении срока выполнения работ.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Ответчик в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Учреждение (Заказчик) и Общество (Подрядчик) 20.06.2017 заключили контракт N 0350300030417000011-0327687-01 (далее - контракт), предметом которого является выполнение комплекса работ по объекту реконструкция площади Революции с благоустройством прилегающей территории туристического пешеходного маршрута в составе туристического кластера "Старорусский" в г. Старая Русса (2 этап) в соответствии с настоящим контрактом и проектной документацией, календарным графиком выполнения работ (приложение 1), а именно проведение подготовительных, строительно-монтажных работ, поставку строительных материалов и изделий, поставку и монтаж инженерного и иного оборудования, проведение пуско-наладочных работ, прокладку инженерных коммуникаций, благоустройство территории, получение заключений, согласований, необходимых для выполнения работ, и обеспечивающих заказчику сдачу законченного реконструкцией объекта этапов в эксплуатацию, а также иные работы, необходимые для полного функционирования объекта капитального строительства и его нормальной эксплуатации (работы), которые должны соответствовать требованиям технических регламентов, сводов правил, национальным стандартам и другим нормативным актам Российской Федерации.
Согласно пункту 12.1 контракта при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 12.2 контракта, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества оказываемых работ и иных условий контракта (пункт 12.2.1 контракта);
- если по предложению Заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом объем работ не белее чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом объем оказываемых работ не более чем на десять процентов.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта, пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены работ, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема работ стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы.
Пунктами 2.2.1 - 2.2.2 контракта стороны согласовали сроки выполнения работ с даты заключения контракта (20.06.2017) по 15.12.2017.
Цена контракта составляет 161 715 748 руб. 60 коп. (пункт 4.1 контракта).
Дополнительным соглашением от 15.12.2017 в пункт 2.2.2 контракта внесены изменения, данный пункт изложен в следующей редакции "2.2.2. Окончание непозднее 25.12.2017".
Ссылаясь на то, что в ходе производства работ по спорному контракту выявлено несоответствие объемов работ в предоставленной истцу проектной документации и фактическому объему выполняемых работ, с 30.06.2017 по 28.07.2017 имели место негативные погодные условия в виде ливневых дождей (производство работ подрядчиком приостанавливалось), на протяжении действия всего контракта, в местах проведения истцом работ группа археологов проводила раскопки, регулярно останавливая производство работ на объекте (работа археологов не была определена условиями контракта и время их работы не было включено в техническую документацию, предоставленную истцу), Учреждением не передана вся необходимая документация в соответствии с пунктом 5.4.4 контракта, скорректированная проектная документация передана ответчиком истцу только 22.12.2017, подписание сторонами дополнительного соглашения от 21.12.2017 об увеличении объемов работ без увеличения срока их выполнения и без корректировки календарного графика выполнения работ, а также на то, что на момент составления искового заявления некоторые работы невозможно выполнить из-за отрицательных погодных значений, истец неоднократно обращался к ответчику с предложением о продлении сроков работ и их стоимости.
Поскольку со стороны Учреждения отказано во внесении изменений в спорный контракт в части продлении сроков и стоимости работ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.
В статье 421 ГК РФ сформулирован принцип свободы договора: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 450 указанного Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ, с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Основания изменения государственного контракта предусмотрены статьей 767 ГК РФ, в соответствии с которой при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ.
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 статьи 767 ГК РФ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 ГК РФ).
В силу статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.
Частью 1 статьи 95 указанного Закона установлено, что изменение существенных условий контракта, к каковым в силу статьи 708 ГК РФ относятся сроки выполнения подрядных работ, не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, закрепленных в пунктах 1 - 6 части 1 данной статьи 95:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Как разъяснено в пункте в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Указанные Обществом в качестве обоснования искового требования об изменении контракта обстоятельства не относятся к существенным изменениям обстоятельств в смысле статьи 451 ГК РФ, поэтому не являются основанием для изменения контракта в части условия о сроке выполнения работ. Общество ознакомлено с условиями государственного контракта на этапе подачи заявки на участие в торгах.
По своему содержанию положения Закона N 44-ФЗ направлены на обеспечение реализации предусмотренных законом целей регулирования соответствующих отношений, в том числе на развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, а также на обеспечение равного положения физических и юридических лиц, являющихся участниками закупок. В данном случае положения статьи 451 ГК РФ в части изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств к государственным и муниципальным контрактам не применяются в силу правового регулирования данных отношений специальным законом. Данный вывод подтвержден судебно-арбитражной практикой (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2015 N 75-АД15-1; постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2015 по делу N А33-12316/2014; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2015 N Ф08-8978/2015 по делу N А53-3396/2015).
В данном случае невозможность выполнения работ ввиду нарушений заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, то есть не зависящих от подрядчика обстоятельств, порождает у подрядчика в силу пункта 1 статьи 716 ГК РФ обязанность предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу.
Доказательств наличия совокупности условий существенного изменения обстоятельств, позволивших со ссылкой на статью 451 ГК РФ изменить срок контракта, истцом в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие уважительных, не зависящих от подрядчика причин несвоевременного выполнения и сдачи работ, при рассмотрении вопроса об ответственности подрядчика, может служить основанием для применения статей 401, 404 - 406 ГК РФ.
В силу вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 марта 2018 года по делу N А44-12096/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранат Регион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.