г. Пермь |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А60-1064/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Гладких Д.Ю., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ватолиной М.В.,
при участии:
от истца - Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал"): Черновой Л.А. (паспорт, доверенность от 29.12.2017),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Уралинвестцентр" (ООО "Уралинвестцентр"): не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - ООО "Уралинвестцентр"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 апреля 2018 года, принятое судьи О.В. Комлевой,
по делу N А60-1064/2018
по иску МУП "Водоканал" (ОГРН 1036603485962, ИНН 6608001915)
к ООО "Уралинвестцентр" (ОГРН 1036602641888, ИНН 6658111695)
о взыскании задолженности по оплате услуг по приему сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, неустойки,
установил:
МУП "Водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "Уралинвестцентр" (далее - ответчик) о взыскании 1 083 658 руб. 96 коп., в том числе 986 429 руб. 59 коп. основного долга, 97 229 руб. 37 коп. неустойки, начисленной за период с 25.05.2017 по 02.04.2018, с последующим начислением по день фактической оплаты долга (с учётом принятых судом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неверное, по его мнению, применение судом норм материального права, выразившееся в применении норм, не подлежащих применению, и не применении подлежащей применению нормы права; считает, что нормативы превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК), установленные Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приёма сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург", не распространяется на ООО "Уралинвестцентр". Указывает, что порядок взимания платы, за превышение установленных местной администрацией нормативов, предусмотрен Постановлением N 571-ПП "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов в Свердловской области". По мнению ответчика, ООО "Уралинвестцентр" не относится к лицам, которым устанавливаются нормативы водоотведения по составу сточных вод в ЦСВ населенного пункта и, следовательно, к лицам обязанным вносить плату за ПДК в соответствии с п.19 Постановления N 571-ПП, по нормативам, которые Администрация города Екатеринбурга установила в Постановлении N 2708. Ответчик отмечает, что объект по ул. Красноармейская, 78Б является офисным зданием, в котором отсутствует какая-либо производственная деятельность, в связи с чем, относится к IV категории объектов, и ответчик не относятся к лицам, обязанным вносить плату за вред, причиняемый окружающей среде по данному объекту.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве.
От ООО "Уралинвестцентр" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Ленинского районного суда города Екатеринбурга по делу о признании несоответствующим постановлению Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" постановления Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приёма сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" в части таблицы N 1 и недействующим со дня его принятия.
Рассмотрев ходатайство ООО "Уралинвестцентр" в порядке статьи 159 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, препятствующих вынесению судебного акта по настоящему делу до разрешения спора по делу Ленинского районного суда города Екатеринбурга N 2а 4504/2018, и пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для приостановления производства по делу, в связи с чем, в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 143 АПК РФ, в удовлетворении ходатайства отказал.
В судебное заседание ответчик, извещённый надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьёй 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, МУП "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Уралинвестцентр" (абонент) заключён единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения N 170/п/110 от 30.06.2014, согласно пункту 1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объёме, определённом настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять приём сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Подпунктом "е" пункта 14 договора предусмотрена обязанность абонента производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 14 договора абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод. В свою очередь в подпункте "р" пункта 12 договора предусмотрена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществления контроля за соблюдением абонентом вышеуказанных нормативов.
В качестве Приложений к договору сторонами подписаны Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды и Сведения о места отбора проб сточных вод - Приложения N 5 к договору.
По результатам проведенной МУП "Водоканал" проверки соблюдения ООО "Уралинвестцентр" нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод было выявлено, что в период с 01.04.2017 по 30.09.2017 ответчик сбрасывал в канализацию сточные воды с превышением нормативов водоотведения по составу.
Истец оказал ответчику услуги водоотведения сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Факт и размер превышения ответчиком концентраций загрязняющих веществ в сброшенных им сточных водах подтверждается уведомлениями от 04.04.2017, от 04.05.2017, от 29.06.2017,от 28.08.2017, актами N 1-718 от 04.04.2017, N 1-734 от 04.05.2017, N 3-81 от 29.06.2017, N 3-171 от 28.08.2017 отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, протоколами лабораторных испытаний N 754 от 13.04.2017, N 1026 от 18.05.2017, N 1059 от 06.09.2017, расчетами платы за превышение нормативов водоотведения, актами об оказанных услугах и счетами-фактурами (т.1 л.д.64-75, 56-63, 38-55).
Согласно пункту 11 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства.
Расчетным периодом является календарный месяц. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведение сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8 договора).
Задолженность, рассчитанная истцом в размере 986 429 руб. 59 коп., признана судом обоснованной и подлежащей взысканию на основании статей 309, 310, пункта 2 статьи 548, пункта 1 статьи 544, статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), Постановления Правительство Свердловской области Постановлением от N 571-ПП от 02.07.2015, постановления Главы администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708, условий единого типового договора N 170/п/110 холодного водоснабжения и водоотведения от 30.06.2014.
Требование об уплате неустойки в сумме 97 229 руб. 37 коп. за период с 25.05.2017 по 02.04.2018 удовлетворено судом на основании пункта 1 статьи 330 ГК РФ, п.66 договора N 170/п/110 от 30.06.2014, поскольку установлена допущенная ответчиком просрочка оплаты услуг водоснабжения и водоотведения.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ установлена обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительство Российской Федерации, определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 3644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 5 статьи 27 Закона N 416-ФЗ нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, в размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
В подпункте "и" пункта 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Одновременно согласно подпункту "е" пункта 34 Правил N 644 осуществление контроля за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, является и обязанностью организации ВКХ.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 указанных Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 67 Правил N 167).
Согласно пункту 69 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и заполняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Свердловской области от 02.07.2015 N 571-ПП утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов в Свердловской области (далее - Порядок N 571-ПП).
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "Город Екатеринбург", содержащие информацию о нормативах водоотведения по составу сточных вод (допустимой концентрации загрязняющих веществ).
Сторонами не оспаривается правильность установления судом обстоятельств проведения проверок на предмет состава сбрасываемых сточных вод, результаты лабораторных исследований и установленного химического состава сбросов, период начисления платы.
Как и в суде первой инстанции на стадии апелляции у сторон имеются разногласия относительно подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права.
Суд первой инстанции верно установил, что обязанность ответчика производить оплату услуг по приёму сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возможность применения постановления Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 к отношениям сторон предусмотрены действующим законодательством и условиями договора от 30.06.2014 N 170/п/110, заключенного между истцом и ответчиком.
Пунктом 31 вышеназванного договора предусмотрено, что нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Организация ВКХ уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органам исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
Сведения о нормативах допустимых сбросов или нормативах водоотведения по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в Приложении N 8 и могут быть изменены в соответствии с действующим законодательством РФ на основании решения уполномоченного органа (п. 3.2 договора).
Постановление Правительства РФ об утверждении Правил N 644 не отменяет действия пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69-71 Правил N 167, и Постановления от 31.12.1995 N 1310, в силу положений которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не лишены возможности вводить меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением N 571-ПП утвержден порядок, определяющий механизм взимания организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей прием сточных вод в централизованные системы водоотведения населенного пункта и эксплуатирующей эти системы с последующим сбросом сточных вод в водные объекты и (или) на водосборные площади, с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в ЦСВ населенного пункта, платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в ЦСВ населенного пункта как меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде при сбросе сточных вод в ЦСВ населенного пункта (п.1 постановления).
Вышеуказанный порядок не распространяется только на товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами при водоотведении от жилых помещений.
Ответчик к указанной категории лиц не относится и доказательства обратного в материалах дела отсутствуют (статья 65 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 571-ПП норматив водоотведения по составу сточных вод - допустимая концентрация загрязняющих веществ, а также перечень загрязняющих веществ, разрешенный абоненту к сбросу в ЦСВ, с учетом обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, а также соблюдения нормативов допустимого сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организации ВКХ природоохранными органами, разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в окружающую среду и выполнения условий, установленных организации ВКХ в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод).
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду утверждены допустимые концентрации загрязняющих веществ (нормативы водоотведения по составу сточных вод) при сбросе абонентами сточных вод в водные объекты через централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" (основание: пункт 61 Правил N 167).
Перечень нормативов установлен в таблице 1 пункта 2 Постановления N 2708 от 30.09.2015.
Факт сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ подтвержден представленным в материалы дела актом отбора проб сточных вод, протоколами количественного химического анализа. Доказательств иного ответчиком не представлено.
Доказательства оплаты ответчиком услуг по приему сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ответчиком не представлены (часть 1 статьи 65 АПК РФ), следовательно, требования истца о взыскании 986 429 руб. 59 коп. платы за сброс загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимые концентрации в сточных водах, удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения к отношениям сторон законодательства об охране окружающей среды при рассмотрении настоящего дела, не имеет правового обоснования.
Суд первой инстанции верно указал на то, что договором от 30.06.2014 N 170/п не предусмотрено взимание истцом платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", поэтому такая плата ответчику истцом не начислялась.
В разъяснениях Минстроя России от 09.10.2017 N 36109 -АЧ/04 со ссылкой на Правила N 644, Правила N 167, Постановление N 1310, указано, что в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод, оказываемые организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, в том числе плата за превышение нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, должны оплачиваться всеми абонентами таких систем организациям водопроводно-канализационного хозяйства.
При этом применение к отношениям сторон Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург", утверждённых постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708, предусмотрено пунктами 31 и 32 договора от 30.06.2014 N 170/п/110.
Суд также отметил, что истцом в адрес ответчика письмом от 04.12.2015 N 26-09/170/п было направлено соглашение о внесении изменений в договор от 30.06.2014 N 170/п в части изменения столбца 4 таблицы N 2 приложения N 8 (включение в столбец 4 таблицы N 2 нормативов водоотведения по составу, установленных постановление Администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург"). Повторно такое же соглашение было направлено в адрес ответчика письмом от 30.08.2016 N 26-09/170/п.
Не смотря на то обстоятельство, что соглашения ответчиком подписаны не были, отказ от подписания соглашения о внесении изменений в договор от 30.06.2014 N 170/п не освобождает ответчика от обязанности соблюдать требования действующего законодательства и выполнять условия договора.
Доказательств нарушений со стороны истца в части контроля за составом и свойствами сточных вод ответчика, не представлено. Расчёты истца, произведённые в соответствии с действующим законодательством, ответчиком не оспорены (статья 65 АПК РФ).
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки на основании пункта 66 договора от 30.06.2014 N 170/п/110.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник в силу статьи 330 ГК РФ обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пеню).
Пунктом 66 договора от 30.06.2014 N 170/п предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно расчёту истца, размер неустойки, подлежащей взысканию с ответчика за период с 25.05.2017 по 02.04.2018 составил 97 229 руб. 37 коп.
Расчет неустойки проверен судом, признан верным.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, суд первой инстанции обоснованно признал требование МУП "Водоканал" о взыскании неустойки правомерным и удовлетворил требование в заявленном размере.
Требование истца о взыскании неустойки по день фактической оплаты долга не противоречит пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в связи с чем, также обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции и позицию истца, считает, что нормы материального права при разрешении спора применены правильно.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2018 года по делу N А60-1064/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1064/2018
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО "УРАЛИНВЕСТЦЕНТР"