г. Москва |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А40-214587/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи: С.Л. Захарова
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ЗАО "РТХ-Логистик"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2018 принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-214587/17 (94-1977) судьей Лапшиной В.В.
по заявлению ЗАО "РТХ-Логистик" (ОГРН 1027739002466)
к ответчикам: УФНС по г.Москве, ИФНС России N 25 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 25 по г.Москве N396 от 22.09.2017 о назначении административного наказания и решения УФНС по г.Москве от 11.10.2017 об оставлении без изменения постановления N 396 от 22.09.2017.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "РТХ-Логистик" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 25 по г.Москве N 396 от 22.09.2017 и решения УФНС по г.Москве от 11.10.2017.
Решением суда от 26.02.2018 заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом указывает, что судом неправильно применены нормы процессуального и материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Инспекции на основании поручения Заместителя начальника Инспекции Воробьевой О.Я. от 17.08.2017 N 77250178170082 проведена проверка соблюдения сроков представления подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки, за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Согласно составленному Инспекцией акту от 24.08.2017 N 75 проверки соблюдения валютного законодательства (далее - акт от 24.08.2017 N 75), Обществом допущено нарушение требований п. 8.4 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И, выразившееся в несвоевременном представлении в уполномоченный банк информации и документов на внесение изменений в паспорт сделки.
Вместе с актом от 24.08.2017 N 75 Инспекцией в присутствии Заявителя составлен протокол от 24.08.2017 N 772520170824034001 об административном правонарушении, который нарочно вручен представителю ЗАО "РТХ-Логистик" 24.08.2017, о чем свидетельствует отметка о получении представителя Общества.
По результатам рассмотрения акта от 24.08.2017 N 75, протокола от 24.08.2017 N 772520170824034001 об административном правонарушении и других материалов дела, Инспекцией вынесено Постановление от 22.09.2017 N 396 по делу об административном правонарушении и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. ЗАО "РТХ-Логистик".
УФНС России по г. Москве решением от 11.10.2017 постановление N 396 от 22.09.2017 оставило без изменения, а жалобу ЗАО "РТХ Логистик" без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно считает, что нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Как следует из материалов дела, между ТОО "Shenber Link" (Заказчик) и ЗАО "РТХ-Логистик" (исполнитель) был заключен договор N 450-ПС оказания услуг по предоставлению подвижного состава, согласно которому исполнитель оказывает услуги по предоставлению заказчику собственного (арендованного) железнодорожного подвижного состава, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в согласованных размерах.
21.04.2016 Общество оформило в ПАО Банк ВТБ паспорт сделки N 16040103/1000/0000/3/1.
Согласно дополнительному соглашению от 01.04.2016 N 1 к договору стороны пришли к соглашению изменить валюту договора на Казахстанский тенге с 01.04.2016 и изменить раздел 8 "Местонахождение и банковские реквизиты сторон" договора от 01.03.2016 N 450-ПС.
Заявителем было подано заявление о переоформлении паспорта сделки от 31.05.2016 N 13, основанием для переоформления являлось дополнительное соглашение от 01.04.2016 N 1.
В соответствии с п. 8.1 Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И, при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.
Согласно п. 8.3 Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И, одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС (в случае, установленном п. 7.10 настоящей Инструкции, - при их наличии), за исключением случая, установленного п. 8.8 настоящей Инструкции.
В соответствии с п. 8.4 Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И, документы и информация, которые указаны в п. 8.3 настоящей Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, за исключением случаев, установленных абзацем третьим настоящего пункта, пунктами 7.10 и 8.8 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И.
Таким образом, у ЗАО "РТХ-Логистик" возникла обязанность по представлению в уполномоченный банк информации и документов на внесение изменений в паспорт сделки в срок не позднее 22.04.2016, поскольку дополнительное соглашение N 1 к договору было оформлено 01.04.2016.
Вместе с тем, фактически в уполномоченный банк документы представлены 31.05.2016, т.е. с нарушением установленного валютным законодательством срока, что подтверждается отметкой уполномоченного банка на бланке заявления о переоформлении паспорта сделки от 31.05.2016.
Таким образом, ЗАО "РТХ-Логистик" нарушены требования п. 8.4 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И, выразившиеся в несвоевременном представлении в уполномоченный банк информации и документов на внесение изменений в паспорт сделки.
Довод заявителя об отсутствии вины Организации в допущенном нарушении, в связи с наличием в штате ЗАО "РТХ-Логистик" сотрудника ответственного за соблюдение требований валютного законодательства, суд апелляционной инстанции не принимает на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица.
Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников - все это также является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленной на обеспечение его деятельности.
Доказательств, подтверждающих факт принятия Организацией исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено.
Довод Общества о не предоставлении административным органом возможности ознакомления с Актом проверки до подписания протокола об административном правонарушении, нарушена административная процедура частей 3.4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции указывает на следующее:
Согласно п. 31 Регламента N 123н проверяемое лицо имеет право знакомиться с актом проверки.
При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в двух экземплярах. В указанном случае второй экземпляр акта проверки приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы и органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 32 Регламента).
Учитывая изложенное, должностное лицо налогового органа обязано ознакомить проверяемую организацию с актом проверки валютного законодательства только в случае наличия с ее стороны волеизъявления на подобное ознакомление, так как подобная обязанность в случае отсутствия волеизъявления со стороны проверяемого лица законодательством не предусмотрена. Не предусмотрена законодательством и обязанность налогового органа (его должностных лиц) предоставить организации экземпляр либо копию акта проверки.
В данном случае, ЗАО "РТХ-Логистик" было ознакомлено с актом проверки соблюдения валютного законодательства N 75, а именно представителю ЗАО "РТХ-Логистик" Кондрашовой Е.О. 24.08.2017 был под роспись вручен акт проверки N 75.
В соответствии с частью 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии представителя ЗАО "РТХ Логистик", уполномоченного представлять интересы Общества на основании доверенности N 51-2017 от 23.08.2017, выданной гражданке Кондрашовой Е.О. для участия в конкретном административном деле.
В доверенности N 51-2017 от 23.08.2017 указано, что гражданке Кондрашовой Е.О. предоставляется право от имени Общества представлять интересы по проверке соблюдения валютного законодательства по поручению N 7725201708170082 от 17.08.2017, получать и подписывать акты проверки, протоколы об административных правонарушениях, постановления по делам об административных правонарушениях, о также совершать иные действия и формальности прямо не указанные в настоящей доверенности, но необходимые для представления интересов общества без дополнительного на то уполномочия со стороны Общества.
Наличие в доверенности пункта совершать иные действия и формальности прямо не указанные в настоящей доверенности, но необходимые для представления интересов общества без дополнительного на то уполномочия со стороны Общества наделяет лицо, действующее по доверенности полномочиями представлять объяснения и замечания по содержанию протокола об административном правонарушении.
Таким образом, Инспекцией полностью соблюдена процедура привлечения ЗАО "РТХ-Логистик" к административной ответственности.
Относительно довода об отказе административного органа в ходатайстве ЗАО "РТХ-Логистик" ознакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции исходит из следующего:
ЗАО "РТХ-Логистик" в целях ознакомления с материалами дела 01.09.2017 подавалось ходатайство об отложении рассмотрения дела минимум на 2 недели.
Инспекцией в целях соблюдения прав Общества предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ указанное ходатайство было удовлетворено. В связи с чем, 01.09.2017 Инспекцией были вынесено и под расписку вручено представителю ЗАО "РТХ-Логистик" определение об отложении рассмотрения дела на 15.09.2017.
ЗАО "РТХ-Логистик" 01.09.2017 было ознакомлено с материалами административного дела, однако представитель Общества отказался сделать отметку в ходатайстве об ознакомлении с материалами дела в связи с тем, что в материалах дела отсутствовал запрос N 18-12/07013 от 29.11.2016 о представлении сведений в рамках валютного контроля. Через несколько дней Инспекция предоставила Обществу право ознакомиться с вышеуказанным запросом. Не смотря на то, что Инспекцией ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела было удовлетворено в полном объеме, на ознакомление были представлены все материалы административного дела, представитель ЗАО "РТХ-Логистик" отказался сделать отметку об ознакомлении со всеми материалами.
Также Инспекцией был составлен протокол об ознакомлении проверяемого лица с материалами дела об административном правонарушении N 772520170824034001 от 01.09.2017, представитель ЗАО "РТХ-Логистик" отказался от подписи и получения вышеуказанного протокола, о чем свидетельствуют подписи должностных лиц Инспекции.
Довод Заявителя о нарушении Инспекции требований Регламента N 48н необоснован, поскольку вышеуказанный регламент регулировал деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в связи с чем его требования не распространяются на деятельность Инспекции.
Налоговые органы для исполнения государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, руководствуются Административным регламентом утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 N 123н.
Из вышесказанного следует, ЗАО "РТХ-Логистик" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность соблюдения требований правовых норм, которые были нарушены, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению обществом норм действующего законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, вывод Арбитражного суда г. Москвы о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, является правильным.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2018 по делу N А40-214587/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.