город Омск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А70-15179/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4383/2018) Государственной жилищной инспекции Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2018 по делу N А70-15179/2017 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сумкино" (ИНН 7206032680, ОГРН 1067206064771) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988) о признании незаконным предписания от 14 августа 2017 г. N ТО-04-51-1,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сумкино" (далее - ООО "Сумкино", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания от 14.08.2017 N ТО-04-51-1.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2018 по делу N А70-15179/2017 заявление удовлетворено. Признано незаконным предписание Инспекции от 14.08.2017 N ТО-04-51-1 об устранении нарушений лицензионных требований. Этим же судебным актом с Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Возражая против принятого по делу судебного акта, административный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что спорное предписание правомерно выдано Обществу, поскольку именно ООО "Сумкино" является исполнителем коммунальных услуг в доме и в силу закона обязано исполнять требования, изложенные в предписании.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая выводы суда первой инстанции верными.
ООО "Сумкино", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
В заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 05.06.2018, представителем Инспекции поддержаны доводы поданной жалобы.
В продолжившееся после перерыва 19.06.2018 судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Сумкино" осуществляет управление многоквартирным домом N 4 по ул. Гагарина в пос. Сумкино г. Тобольска Тюменской области на основании договора от 01.01.2011 NГаг.4/А управления многоквартирным домом.
В связи с поступившим в административный орган обращением гражданки Хушматовой И.В. на основании приказа от 18.07.2017 N 01-27-1972/17 в отношении Общества Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой составлен акт от 14.08.2017 N ТО-04-99.
Проверкой установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу по ул. Гагарина, д. 4, п. Сумкино г. Тобольска, имеет закрытую систему горячего водоснабжения и оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения, который учитывает потребляемый объем горячей воды и количество тепловой энергии, израсходованной для ее приготовления. Размер платы за горячее водоснабжение и индивидуальное потребление складывается из объема потребленной воды (компонент на теплоноситель) и объема тепловой энергии, потребленной для приготовления объема горячей воды, определенной по показаниям общедомового прибора учета горячего водоснабжения.
Между тем, указанный выше порядок определения размера платы за горячую воду не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 42 которых предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
По итогам проверки Обществу Инспекцией выдано предписание от 14.08.2017 N ТО-04-51-1, которым на ООО "Сумкино" возложена обязанность по обеспечению определения размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Предписание подлежит исполнению в срок до 01.10.2017.
Заявляя, что ООО "Сумкино" не является исполнителем коммунальных услуг, оказывает собственникам помещений многоквартирного дома лишь жилищные услуги, поэтому у него отсутствуют основания для исполнения выданного предписания, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции доводы Общества поддержаны, с чем коллегия апелляционного суда не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Факт нарушения Порядка N 354 в части правил определения размера платы за горячее водоснабжение ООО "Сумкино" не оспаривается. Положенная в основу обжалуемого судебного акта по делу позиция Общества сводится к тому, что оно не является надлежащим субъектом, определенным Инспекцией для целей выдачи предписания, поскольку ООО "Сумкино" не ответственно за предоставление горячего водоснабжения и определение размера платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Как следует из частей 1, 2, 2.2, 2.3, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные лица несут ответственность за предоставление коммунальных услуг и должны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Более того, в силу пункта 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в случае уклонения указанных организаций и лиц от заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, последние наделены правом на обращение в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138).
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов с целью предоставления коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, 13, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354, пункты 4, 5, 7 Правил N 124).
В силу части 3 статьи 67, пунктов 3, 5 части 2 статьи 153, части 4 статьи 154 ЖК РФ наниматели и собственники жилого помещения обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя, в том числе плату за электроснабжение.
Исходя из положений частей 5 - 7 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 Правил N 354, по общему правилу, потребители вносят плату за коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с частями 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю.
Закрепление решением общего собрания собственников многоквартирного дома порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организацией, которая отвечает перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из названных правовых норм следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в МКД зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений МКД коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Пунктом 17 Правил N 354 предусмотрено фактически три случая, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Таким образом, при наличии в МКД управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая организация. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Порядок определения даты, с которой управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления и к предоставлению коммунальных услуг, урегулирован в части 7 статьи 162 ЖК РФ и пункте 14 Правил N 354. Данные функции объективно не могут быть осуществлены лишь до передачи МКД управляющей организации.
Если управляющая организация приступила к управлению общим имуществом МКД во исполнение решения общего собрания собственников помещений, то отношения между ней и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ЖК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Данный вывод согласуется с правовыми подходами, сформулированными Верховным Судом Российской Федерации в решении от 05.05.2014 N АКПИ14-197 и определениях от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259, от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Аналогичные разъяснения также содержатся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно которому, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Согласно пункту 2.1.1 договора от 01.01.2011 N Гаг.4/А управления многоквартирным домом в обязанности управляющей компании (то есть ООО "Сумкино") в числе прочего входит организация поставки услуг теплоснабжения, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения по внутридомовым инженерным сетям. На управляющую компанию пунктом 2.1.2 указанного договора возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями (л.д. 98).
Таким образом, вслед за приведенными выше положениями нормативных правовых актов условия договора от 01.01.2011 N Гаг.4/А в их буквальном толковании наделяют ООО "Сумкино" статусом исполнителя коммунальных услуг.
Отклоняя доводы Общества об отсутствии у него статуса исполнителя в связи с наличием у собственников помещений МКД прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно части 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть, до 30.06.2015), между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ).
Таким образом, указанными положениями Федерального закона N 176-ФЗ допускается возможность сохранения прямых договоров, заключенных между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, и порядка расчетов за коммунальные услуги при принятия собственниками решения о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме после 30.06.2015 (дата вступления в действия данной нормы Федерального закона).
Между тем, из материалов дела усматривается, что деятельность ООО "Сумкино" в качестве управляющей организации начата 01.01.2011 (дата заключения договора управления многоквартирным домом), то есть Общество приобрело статус исполнителя коммунальных услуг в силу закона ранее появления нормы части 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ.
При этом в условиях наличия в многоквартирном доме управляющей организации, выступающей исполнителем коммунальных услуг, возможность заключения собственниками самостоятельно прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, как было указано ранее, была исключена, в связи с чем, в частности, не могут быть приняты во внимание как не имеющие правового значения представленные в дело письма ОАО "ЭК Восток" от 26.10.2015 N 27271 и ПАО "СУЭНКО" от 26.02.2016 N 1607, в которых указывается на наличие договорных отношений энергоснабжения с собственниками отдельных помещений многоквартирного дома, в том числе, путем совершения конклюдентных действий (л.д. 84, 96-97), а также решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом N 11 от 28.12.2015, об изменении пункта 2.1.2 договора от 01.01.2011 NГаг.4/А, возлагающего обязанность на собственников и нанимателей МКД заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов (л.д.88).
Коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что с учетом установленных по делу обстоятельств на основании приведенных норм и в отсутствие доказательств обратного именно ООО "Сумкино", являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме N 4 по ул. Гагарина в пос. Сумкино г. Тобольска Тюменской области, обязано исполнить предписание от 14.08.2017 N ТО-04-51-1.
Заявление ООО "Сумкино" подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку предписание от 14.08.2017 N ТО-04-51-1 является законным.
Апелляционная жалоба административного органа подлежит удовлетворению.
Неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела являются основанием отмены обжалуемого решения (пункты 1, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу освобождения от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2018 по делу N А70-15179/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сумкино" о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Тюменской области N ТО-04-51-1 от 14 августа 2017 года отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15179/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2018 г. N Ф04-3612/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СУМКИНО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Шамшура В.И