г. Пермь |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А60-7040/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В. Г.,
рассмотрел, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражный суд Свердловской области
от 23 апреля 2018 года,
по делу N А60-7040/2018
вынесенное судьей Бушуевой Е.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Подгорного Эдуарда Викторовича (ИНН 666000107616, ОГРНИП 307665825000010)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495)
третьи лица: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх- Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области
о признании недействительными требования от 07.07.2017 N 598330 и решения от 22.09.2017 N234500.
установил:
ИП Подгорный Эдуард Викторович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, налоговый орган) о признании недействительными требования от 07.07.2017 N 598330 и решения от 22.09.2017 N234500.
Решением Арбитражный суд Свердловской области от 23 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены, требование инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 598330 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.07.2017 и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 22.09.2017 N 234500 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств признаны недействительными. На инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Подгорного Э.В. В порядке распределения судебных расходов с инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в пользу ИП Подгорного Э.В. взыскано 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Налоговый орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Инспекция, ссылаясь на передачу налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, указывает, что в отношении предпринимателя ПФ РФ переданы сведения по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС по состоянию на 01.01.2017, на сумму переданной фондом задолженности по страховым взносам в размере 7 048,35 руб. (по состоянию на 01.01.2017) и переданных фондом начислений в размере 3 796,85 руб. (по сроку уплаты 09.01.2017) инспекцией начислены пени по состоянию на 07.07.2017 инспекцией сформировано требование в котором предъявлены к уплате недоимка по страховым взносам за 4 кв. 2016 г. в размере 3 796,85 руб., (по сроку уплаты 09.01.2017), задолженность по пени в размере 641,85 руб., начисленных инспекцией самостоятельно, а также задолженность по пени в размере 1 493,19 руб., переданная фондом, поскольку требование предпринимателем не исполнено инспекцией принято решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах в банках. Налоговый орган указывает, что меры принудительного взыскания в отношении недоимки по страховым взносам по сроку оплаты до 09.01.2017 Фондом не принимались, поскольку недоимка образовалась после перехода полномочий по администрированию страховых взносов налоговой службы, отмечает, что требование направление в адрес заявителя в полном объеме отвечает требованиям законодательства, а именно форме установленной Приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ "Об утверждении форм документов о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам".
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Заявитель представил письменный отзыв по возражениям инспекции в соответствии, с которым просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Пенсионным фондом также представлен отзыв по доводам жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в адрес ИП Подгорного Э.В. выставлено требование N 598330 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.07.2017, со сроком исполнения 27.07.2017, в котором предпринимателю предъявлены к уплате: недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. прочие начисления 4 кв. 2016 г. в сумме 3796,85 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. прочие начисления в сумме 1493,19 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. прочие начисления в сумме 641,85 руб.
В связи с неисполнением ИП Подгорным Э.В. вышеуказанного требования в добровольном порядке, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в порядке ст. 46 НК РФ принято решение от 22.09.2017 N 234500 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 05.02.2018 N 1306/04645 жалоба ИП Подгорного Э.В. на требование от 07.07.2017 N 598330 и решение от 22.09.2017 N234500 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что требование от 07.07.2017 N 598330 и решение от 22.09.2017 N234500 являются незаконными, ИП Подгорный Э.В. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая необоснованными требование от 07.07.2017 N 598330 и решение от 22.09.2017 N234500 исходил из того, что при утрате возможности взыскания задолженности по страховым взносам, отсутствуют и правовые основания для взыскания с должника пени, начисленной на эту задолженность.
Налоговый орган по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, считает, что решение суда подлежит отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 20 федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 19 указанного закона N 250-ФЗ установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее по тексту - закон N 243-ФЗ) с 01.01.2017 Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
При этом функции по администрированию страховых взносов возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 4 закона N 243-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами Пенсионного фонда в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами Пенсионного фонда мерах по взысканию данной задолженности.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - закон N 250-ФЗ).
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 25 закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (часть 2 статья 22 закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 19 закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно части 14 указанной статьи при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о таких счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 закона N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 20 закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Из части 3 статьи 20 закона N 212-ФЗ следует, что постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Из взаимосвязанных положений статей 19 и 22 закона N 212-ФЗ следует, что срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном правительством Российской Федерации (пункт 1 статья 23 закона N 212-ФЗ).
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 закона N 212-ФЗ (часть 4 статья 60 закона N 212-ФЗ).
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - постановление N 820).
Согласно п. 1, 3 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания па денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи.
Согласно материалам дела, управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области переданы в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга сведения в отношении ИП Подгорного Э.В. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС (КБК 18210202103082011160) по состоянию на 01.01.2017, в том числе: 14.02.2017 (дата отражения в карточке расчетов с бюджетом) сальдо расчетов, в том числе недоимка по страховым взносам в размере 10845,23 рублей, задолженность по пени в размере 5871,17 рублей; 14.02.2017 (дата отражения в карточке расчетов с бюджетом) сальдо расчетов, в том числе переплата по страховым взносам в размере 3796,88 рублей, переплата пени в размере 1493,19 рублей.
08.06.2017 (дата отражения в карточке расчетов с бюджетом) ГУ УПФР в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области переданы сведения об уменьшенных суммах задолженности и переплаты по пени на 1493,19 рублей.
Таким образом, обязательства по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС (КБК 18210202103082011160) по состоянию на 01.01.2017 года составили: задолженность по взносам 7048,35 рублей; задолженность по пени 4377,98 рублей.
23.06.2017 (дата отражения в карточке расчетов с бюджетом) ГУ УПФР в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области переданы начисления по страховым взносам по сроку уплаты 09.01.2017 в размере 3796,85 рублей (начисления за 4 квартал 2016 года).
На сумму переданной ГУ УПФР в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области задолженности по страховым взносам в размере 7048,35 рублей (по состоянию на 01.01.2017) и переданных Фондом начислений в размере 3796,85 рублей (по сроку уплаты 09.01.2017) налоговым органом начислены пени.
За период с 01.01.2017 по 07.07.2017 пени составили 645,12 рублей, из них 218,44 рублей на сумму недоимки в размере 3796,85 рублей по сроку уплаты 09.01.2017.
По состоянию на 07.07.2017 налоговым органом сформировано требование N 598330 по сроку исполнения 27.07.2017, в котором предъявлены к уплате недоимка по страховым взносам за 4 квартал 2016 года в размере 3796,85 рублей (по сроку уплаты 09.01.2017), задолженность по пени в размере 641,85 рублей, начисленных ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга самостоятельно, а также задолженность по пени в размере 1493,19 рублей, переданная ГУ УПФР в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области.
В связи с неисполнением предпринимателем требования в установленный срок, налоговым органом вынесено решение от 22.09.2017 N 234500 о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 52 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров о признании такого требования недействительным по мотиву не указания в нем каких-либо из перечисленных сведений судам необходимо учитывать следующее. В основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление. Поэтому требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Кодекса, если такие сведения содержатся соответственно в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании.
Таким образом, из содержания требования об уплате пеней налогоплательщику должно быть ясно, на каком основании налоговый орган выявил наличие задолженности или неправильную уплату налогов за прошедшие налоговые периоды, на основании чего начислены предъявленные к взысканию пени.
В противном случае, налогоплательщик будет лишен возможности определить для себя основания и проверить правильность начисления предъявленной к уплате суммы пеней, которая в случае неисполнения требования налогового органа об их добровольной уплате может быть взыскана в принудительном бесспорном порядке.
В силу возложенного частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремени доказывания в настоящем деле налоговый орган для подтверждения законности включения в требование об уплате сумм пеней обязан документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате налога и несвоевременности ее исполнения налогоплательщиком, а также обосновать и подтвердить законность, то есть правильность расчета пеней в исчисленной сумме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое решение в качестве основания вынесения содержит ссылку на неисполнение заявителем в установленный срок требования N 598330 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.07.2017.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленное в материалы дела требование N 598330 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 07.07.2017 (л.д. 13), установил, что в нем предложена к уплате недоимка в размере 3796,85 рублей и пени в сумме 2135,04 рублей. При этом в соответствующей строке требования не указано, на какую именно сумму начислены пени, период, также отсутствуют ссылки на основания возникновения недоимки и пени.
Вместе с тем, указание в требовании N 598330 справочно, что по состоянию на 07.07.2017 за учреждением числится общая задолженность в сумме 48729,02 рублей, в том числе, по налогам (сборам, страховым взносам) в сумме 34746,80 рублей, предусмотрено в соответствие с предусмотренной формой, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскания задолженности по указанным платежам" как и ссылка на оборотной стороне требования на пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 45, статью 174 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на то, что процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России, вопреки доводам жалобы, не компенсирует отсутствие указанных выше сведений.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области пени начислены на задолженность по страховым взносам за периоды 2010-2015 г.г.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьей 25 закона N 212-ФЗ сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании анализа указанных правовых норм уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность плательщика, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате недоимки либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, поэтому после истечения срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению, а начисленные пени следуют судьбе основного обязательства.
Принимая во внимание, что пени следуют судьбе основного обязательства, следовательно, при утрате возможности взыскания задолженности по страховым взносам, отсутствуют и правовые основания для взыскания с должника пени, начисленной на эту задолженность.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно заключил, что пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате задолженности, возможность взыскания которой утрачена.
При этом доводы о том, что меры принудительного взыскания в отношении недоимки по страховым взносам по сроку оплаты до 09.01.2017 Фондом не принимались, поскольку в отношении задолженности по страховым взносам, на которую начислены суммы пени, ранее Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области приняты меры принудительного взыскания в отношении задолженности, в службу судебных приставов направлены постановления о взыскании страховых взносов за периоды 2010-2015 г.г., откланяются судом апелляционной инстанций, поскольку из представленных в дело доказательств невозможно соотнести суммы выставленных в требовании N 598330 с сумами задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды 2010-2015 г.г. переданные для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя о признании недействительными требования от 07.07.2017 N 598330 и решения от 22.09.2017 N234500.
Доводы налогового органа не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный
апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2018 года по делу N А60-7040/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7040/2018
Истец: Подгорный Эдуард Викторович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХ-ИСЕТСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ