г. Воронеж |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А36-14103/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания: Синюгиной Ю.А., Бауман Л.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания": Шишлова А.Ю., представитель по доверенности от 26.06.2017, паспорт; Ситникова Е.В. представитель по доверенности N 176/18 от 14.06.2018, паспорт;
от Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.04.2018 по делу N А36-14103/2017 (судья Дружинин А.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" (ИНН 4822001244, ОГРН 1054800190037) о признании недействительным решения Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ИНН 4822001396 ОГРН 1074823008501) N058V13170000012 от 25.10.2017 года о взыскании с открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" за период 01.01.2014 года по 31.05.2016 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1351304 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 323113.59 руб., пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в размере 51348.81 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании решения Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее - Управление, Пенсионный фонд) N 058V13170000012 от 25.10.2017 о взыскании с Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" за период 01.01.2014 года по 31.05.2016 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1351304 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 323113.59 руб., пени за неуплату (несвоевременную уплату страховых взносов) в размере 51348.81 руб., неправомерным и подлежащим отмене.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 9.04.2018 по делу N А36-14103/2017 заявленные требования "Липецкая энергосбытовая компания" удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области N 058V13170000012 от 25.10.2017 года о взыскании с Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" за период 01.01.2014 года по 31.05.2016 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1351304 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 323113.59 руб., пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов в размере 51348.81 руб. и обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области восстановить нарушенные права и законные интересы Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" г. Липецк.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Обществом была занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на сумму начисленных вознаграждений членам совета директоров и членам ревизионной комиссии.
Ссылается на то, что деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между советом директоров общества, регулируются нормами гражданского законодательства; эти отношения являются гражданско-правовыми, выплата вознаграждения членам совета директоров связана с выполнением ими управленческих функций, в связи с чем, на вознаграждение, выплаченное указанным лицам, подлежат начислению страховые взносы.
В представленном суду отзыве ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" соглашается с выводами суда первой инстанции, ссылается на то, что вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии не являются объектами обложения страховыми взносами.
В судебном заседании представители общества просили обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области явку своего представителя в судебное заседание обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие данного лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.06.2018 по 21.06.2018.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции в части.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника УПФР в г. Липецке Липецкой области от 22.05.2017 N 058V02170000162 в отношении ОАО "ЛЭСК" была проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, документов, связанных с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период 2014-2016 г.г.
В ходе проверки установлено, что плательщиком страховых взносов - ОАО "ЛЭСК" производились выплаты вознаграждений членам совета директоров и членам ревизионной комиссии ОАО "ЛЭСК" в 2014 году в размере 2 629 476,10 рублей, в 2015 году в размере 3 369 886,27 рублей, в 2016 году в размере 834 504,00 рулей.
По результатам проверки должностным лицом УПФР в г. Липецке Липецкой области 20.09.2017 был составлен акт проверки N 058V10170000291, в котором отражены выявленные нарушения.
По результатам рассмотрения материалов и акта выездной, 25.10.2017 заместителя начальника УПФР в г. Липецке Липецкой области было принято решение N 058V13170000012, в соответствии с которым ОАО "ЛЭСК" было предложено оплатить недоимку в размере 1 674 417,59 руб. и пени в размере 51 348,81 руб.
Не соглашавшись с решением УПФР в г. Липецке Липецкой области, общество обратилось в Арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части взыскании с Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 51348,81 руб. по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Федерального закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из материалов дела усматривается, что согласно протоколам общего собрания акционеров общества были приняты решения о выплате вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии.
Факт выплаты вознаграждений подтверждается данными бухгалтерского учета, а также соответствующими приказами руководителя общества.
Отклоняя ссылки Общества на то обстоятельство, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым отнесены выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно определениям Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование составляют финансовую основу для предоставления застрахованным лицам страхового обеспечения, и возложение на страхователей, в том числе организации, обязанности по их уплате является необходимым элементом правового механизма, гарантирующего реализацию конституционных прав застрахованных лиц.
Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества и ревизионная комиссия представляют собой коллегиальные органы управления корпорацией, которые, как следует из пункта 4 статьи 65.3 ГК Российской Федерации, контролируют деятельность исполнительных органов и выполняют иные функции, возложенные на них законом и уставом акционерного общества. В частности, в силу Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" совет директоров может заниматься общим руководством деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (пункт 1 статьи 65), а ревизионная комиссия (ревизор) общества осуществляет контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью (пункт 1 статьи 85).
По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества; размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 64); аналогичное правило установлено и для членов ревизионной комиссии (абзац второй пункта 1 статьи 85).
Таким образом, отношения с участием членов совета директоров и ревизионной комиссии в полной мере подпадают под предмет регулирования гражданско-правового законодательства, как он установлен в пункте 1 статьи 2 ГК РФ. Действующая редакция данной нормы прямо включает в предмет гражданско-правового регулирования отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения).
В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" члены совета директоров и ревизионной комиссии избираются общим собранием акционеров (пункт 1 статьи 66 и пункт 1 статьи 85). Статус члена совета директоров предполагает возникновение у гражданина как прав, так и обязанностей, а также возможность привлечения его к ответственности за убытки, причиненные его виновными действиями (бездействием), согласно статье 71 указанного Федерального закона. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации таким основанием возникновения гражданских прав и обязанностей в случаях, установленных законом, являются и решения собраний (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8); при этом решение собраний может порождать правовые последствия не только для лиц, имевших право участвовать в собрании, но и для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (пункт 2 статьи 181.1).
Между тем граждане приобретают гражданские права своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК Российской Федерации).
Соответственно, для приобретения статуса члена совета директоров или члена ревизионной комиссии требуется выражение согласия избираемого лица.
Пункт 3.3 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (утверждено приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 2 февраля 2012 года N 12-6/пз-н) относит к дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос об избрании, в частности, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов ревизионной комиссии, информацию о наличии либо отсутствии письменного согласия выдвинутых кандидатов на избрание в соответствующий орган общества.
Следовательно, члены совета директоров и ревизионной комиссии, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах общества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимой для этого функции по управлению и (или) контролю за деятельностью общества.
По существу, речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии. При этом такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу членов совета директоров и ревизионной комиссии по решению общего собрания акционеров.
Пункт 2 статьи 64 и пункт 1 статьи 85 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматривают два вида выплат членам совета директоров и ревизионной комиссии: вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением ими своих функций. Компенсация расходов, связанных с исполнением лицом своих обязанностей, не является для членов совета директоров или ревизионной комиссии встречным предоставлением за исполнение ими своих договорных обязанностей; она призвана компенсировать фактические расходы (издержки), возникшие у данных лиц в связи с осуществлением ими своей деятельности. В свою очередь, вознаграждение выплачивается в связи с исполнением обязанностей членами совета директоров и ревизионной комиссии, что характеризует его как встречное предоставление общества за исполнение лицами указанных обязанностей.
При этом выплата данного вознаграждения может осуществляться на основании решения общего собрания акционеров как при наличии соответствующего условия в договоре, заключаемом между членом совета директоров или ревизионной комиссии и обществом, так и в отсутствие такого условия.
В связи с этим в целях обеспечения социальных прав членов совета директоров, а также с учетом характера и природы соответствующих выплат федеральный законодатель предусмотрел освобождение от уплаты страховых взносов только выплат, производимых физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании, в части компенсации им расходов, связанных с осуществлением ими соответствующей деятельности (часть 2 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), без распространения аналогичного правила в отношении вознаграждения членов совета директоров и ревизионной комиссии общества.
Таким образом, действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Следует отметить, что спорные выплаты представляют собой исключительно вознаграждение членов совета директоров и ревизионной комиссии и не связаны с компенсацией расходов указанных лиц по выполнению ими своих обязанностей членов совета директоров и ревизионной комиссии. Доказательств иного заявителем представлено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области N 058V13170000012 от 25.10.2017 года в части взыскания с Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" за период с 01.01.2014 года по 31.05.2016 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1351304 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 323113.59 руб. является законным.
Кроме того, в оспариваемом решении Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области ОАО "ЛЭСК" были начислены пени в размере 51 348,81 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Частью 9 статьи 25 и пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ определено, что не начисляются пени, а также обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, признаются выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что в целях единообразного применения Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации; Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В обоснование своей позиции заявитель по делу ссылался на письма Минтруда России от 02.09.2014 N 17-3/в-415, от 11.04.2016 N 17-3/в-147э, ФСС России от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250, согласно которым разъяснялось, что вознаграждения членам совета директоров производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании решения общего собрания участников акционерного общества, следовательно, такие вознаграждения не являются объектом обложения страховыми взносами; поскольку вознаграждения членам совета директоров производятся на основании решения общего собрания акционеров общества, а не в соответствии с трудовыми договорами или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ или услуг, на основании положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что не исчисление страховых взносов с вознаграждений, выплачиваемых членам совета директоров, ревизионной комиссии связано с выполнением страхователем письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов данных неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти (Минздравсоцразвития России, Минтруда России) в пределах их компетенции, что исключает возможность начисления пени и привлечения к ответственности. (аналогичная правовая позиция отражена в постановлении АС Центрального округа от 04.09.2017 по делу N А14-18341/2016).
Вывод о том, что заявитель правомерно стал начислять и уплачивать страховые взносы, начиная с 01.06.2016 (с даты вступления в силу Определений Конституционного Суда Российской Федерации N 1169-О и N 1170-О) апелляционная инстанция признает основанным на неправильном применении норм права. Данная обязанность по начислению страховых взносов в спорный период существовала в силу требований Закона 212-ФЗ.
В приведенных выше определениях Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил действительный нормативно-правовой смысл норм законодательства и указал, что действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет 6 А44-2196/2017 ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 9.04.2018 по делу N А36-14103/2017 в части признания недействительным решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области N 058V13170000012 от 25.10.2017 года о взыскании с Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" за период с 01.01.2014 года по 31.05.2016 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1351304 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 323113.59 руб.подлежит отмене.
В части признания решения пенсионного фонда недействительным в части начислении пени отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, допущено не было.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 9.04.2018 по делу N А36-14103/2017 отменить в части признания недействительным решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области N 058V13170000012 от 25.10.2017 года о взыскании с Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" за период с 01.01.2014 года по 31.05.2016 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1351304 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 323113.59 руб.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" в части признания недействительным решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области N 058V13170000012 от 25.10.2017 года о взыскании с Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" за период с 01.01.2014 года по 31.05.2016 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1351304 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 323113.59 руб. отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Липецкой области от 9.04.2018 по делу N А36-14103/2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.