г. Москва |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А40-196699/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства города Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2018 по делу N А40-196699/17, принятое судьей Масловым С.В.
по заявлению ООО ППКФ "Норд-Ост"
к 1. ДГИ г. Москвы; 2. Правительству города Москвы
третье лицо: Госинспекция по недвижимости,
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Алексанян Г.В. - Ген. дир., Петрунин И.С. по доверенности от 07.09.2017; |
от заинтересованных лиц: |
1, 2. Палевина Е.А. по доверенностям от 18.01.2018 и от 27.12.2017; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО ППКФ "Норд-ОСТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении имущественной поддержки по договору аренды нежилого помещения от 06.06.2007 N 03-00365/07, об установлении ставки арендной платы по договору аренды нежилого помещения от 06.06.2007 N 03-00365/07 в размере 3 500 руб. за кв.м. в год начиная с 01.01.2017, на основании ст. 13 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2018 заявление общества удовлетворено в полном объеме.
Ответчики не согласились с принятым судом решением, обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества.
В судебном заседании представитель ответчиков доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что между Департаментом имущества города Москвы (арендодатель) и ООО ППКФ "НОРД-ОСТ" (арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 06.06.2007 N 03-00365/07, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект общей площадью 145,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д.16.
В соответствии с п. 1.3 договора объект аренды передается в аренду для использования в целях: торговля, бытовые услуги, ломбард.
В соответствии с п. 1 дополнительного соглашения от 23.10.2015 срок действия договора аренды продлен до 06.06.2025.
В п. 2 дополнительного соглашения от 23.10.2015 сторонами согласовано применение с 23.10.2015 ставки арендной платы за 1 кв.м. в год в размере 10 906 руб. без учета НДС, по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
Заявитель является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 12.10.2017 N ЮЭ9965-17-2192084.
Согласно условиям договора аренды нежилое помещение, переданное заявителю, имеет площадь 145,1 кв.м.
Заявитель направил в адрес Департамента городского имущества г. Москвы заявление от 22.12.2016 вх. номер ДГИ-285057/16-(0)-0 о предоставлении имущественной поддержки субъекту малого предпринимательства, получение Департаментом подтверждается соответствующей отметкой.
Письмом от 20.01.2017 N ДГИ-285057/16-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы сообщил заявителю о включении вопроса предоставления имущественной поддержки на 2017 г. в повестку Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Письмом от 31.03.2017 N 36-6-61374/17-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы уведомил заявителя о размере рыночной ставки арендной платы на 2017 г. в размере 13 196, 26 руб. за 1 кв.м.
Заявитель в адрес Департамента городского имущества города Москвы направил письмо от 14.06.2017 вх. N ДГИ-133650/17-(0)-0 о рассмотрении повторной заявки о предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы за 2017 г., получение Департаментом подтверждается соответствующей отметкой.
Письмом от 17.07.2017 N ДГИ- 133650/17-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы уведомило заявителя об отказе в повторном рассмотрении комиссией вопроса о предоставлении имущественной поддержки на 2017 г., поскольку актом обследования объекта недвижимости от 07.02.2017 N 9020756 установлено, что помещение закрыто, доступ не обеспечен, в ходе повторного обследования объекта недвижимости от 07.03.2017 установлено нецелевое использование помещения, в связи с чем Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято решение об отсутствии оснований для установления на 2017 г. льготной арендной ставки в размере 3 500 руб.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, направил в адрес Департамента городского имущества города Москвы претензию от 11.09.2017 с требованием предоставить материалы проверки Межведомственной комиссии, а также установить ставку арендной платы по договору аренды от 06.06.2007 N 03-00365/07 в размере 3 500 руб., получение Департаментом подтверждается соответствующей отметкой о принятии.
В ответ на претензию заявителя Департамент городского имущества города Москвы направил в адрес заявителя письмо от 05.10.2017 N ДГИ-1-74648/17-1, в котором сообщил об отсутствии оснований для повторного рассмотрения комиссией вопроса о предоставлении имущественной поддержки и отказе в предоставлении материалов проверки.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ установлено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, в том числе должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" предусмотрена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год предоставляется субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Согласно п. 1.2 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год устанавливается субъектам малого предпринимательства (п. 1.2) при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в п. 1 указанного постановления.
Согласно п. 2.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, при соблюдении условий, указанных в пунктах 2.1.1 - 2.1.6 названного положения.
Согласно п. 2.1.3 Постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП решение о предоставлении имущественной поддержки по договору аренды принимается при соблюдении условия о том, что объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению.
Оспариваемое решение в отношении истца принято с учетом актов о результатах осмотра объекта нежилого фонда, составленных Госинспекцией по недвижимости в порядке п. 5.2.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий земельных участков акваторий водоемов районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Частью 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, в том числе плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.
Аналогичное положение содержится в п. 1.6 Административном регламенте исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 282-ПП.
Пунктом 3.3.6.3 Административного регламента предусмотрено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
К акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (ч. 3).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В п. 3.2.5.3 Административного регламента предусмотрено, что в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений в использовании земель и объектов нежилого фонда проверяемому лицу выдается предписание об устранении выявленного нарушения.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ на истце лежит бремя доказывания факта противоправного нарушения ответчиками прав истца по пользованию и распоряжению арендованным имуществом.
Согласно акту о результатах осмотра объекта нежилого фонда от 07.02.2017 N 9020756 Управлением контроля за объектами недвижимости в ходе осмотра объекта по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д.16, установлено, что ООО ППКФ "НОРД-ОСТ" занимает и использует нежилое помещение на первом этаже здания смешанного типа по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д.16, площадью 145,1 кв.м., под бытовые услуги, торговлю, как основание к занятию нежилого помещения представлен договор аренды от 05.06.2007 N 03-00365/07, заключенный с Департаментом городского имущества города Москвы, доступ в помещение не обеспечен.
В соответствии с актом о результатах осмотра объекта нежилого фонда от 07.03.2017 N 9020954 Управлением контроля за объектами недвижимости в ходе осмотра объекта по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д.16, установлено, что ООО ППКФ "НОРД-ОСТ" занимает и использует нежилое помещение на первом этаже здания смешанного типа по адресу: г. Москва, ул. Верхоянская, д.16, площадью 145,1 кв.м., под бытовые услуги, торговлю, как основание к занятию нежилого помещения представлен договор аренды от 05.06.2007 г. N 03-00365/07, заключенный с Департаментом городского имущества города Москвы, на момент обследования помещения использовались под бытовые услуги, офис, проживание.
При этом в п. 3.3.1 Административного регламента закреплено, что обследование территории - это визуальный осмотр территории (особо охраняемых природных территорий, земельных участков и других определенных законодательством территорий) с расположенными на ней зданиями, строениями, сооружениями без взаимодействия с их пользователями с целью выявления признаков нарушения требований, указанных в п. 1.5 настоящего регламента.
Поскольку, заинтересованными лицами не представлено доказательств соблюдения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 282-ПП, при отсутствии доказательств установления факта проживания в нежилом помещении совместно с органами УМВД, результаты повторного осмотра нежилого помещения, проведенного 07.03.2017, не могут быть признаны судом допустимыми доказательствами.
Постановлением от 25.12.2012 N 800-ПП установлено, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год устанавливается: субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из условий, согласно п. 1.3.1.
Таким образом, для получения имущественной поддержки необходимо соблюдение только двух условий - заявитель должен быть субъектом малого предпринимательства, арендуемый объект должен иметь площадь до 300 кв.м.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку заявитель является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), согласно договору аренды площадь занимаемого заявителем нежилого помещения составляет 145,1 кв.м., заявитель имеет право на получение имущественной поддержки по договору аренды в виде арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год, на решение Комиссии о применении льготной ставки арендной платы не влияют обстоятельства использования нежилого помещения, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2018 по делу N А40-196699/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196699/2017
Истец: ООО ППКФ "Норд-Ост", ООО ппкф норд ост
Ответчик: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Правительство города Москвы
Третье лицо: Госинспекция по недвижимости, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14510/18
23.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16264/19
14.02.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-196699/17
24.10.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14510/18
03.07.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27398/18
20.04.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-196699/17