г. Пермь |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А50-6268/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Транссервис" (ОГРН 103180195514, ИНН 1835054696) - не явились, извещены надлежащим образом;
от судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Владимировой Светланы Геннадьевны - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица УФССП по Пермскому краю - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Владимировой Светланы Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2018 года
по делу N А50-6268/2018,
принятое судьей Вшивковой О.В.
по заявлению ООО "Транссервис"
к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Владимировой Светлане Геннадьевне,
заинтересованное лицо: УФССП по Пермскому краю,
об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства,
установил:
ООО "Транссервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от 23.01.2018 N 6440/18/59040-ИП, вынесенного судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Владимировой С.Г. (далее - судебный пристав-исполнитель) (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.03.2018 заявленные требования удовлетворены. Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 23.01.2018 N 6440/18/59040-ИП признано недействительным, как несоответствующие Федеральному закону "Об исполнительном производстве".
Не согласившись с принятым решением, судебный пристав-исполнитель Владимирова С.Г. обратилась с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что должник был уведомлен о возбуждении исполнительного производства путем отправления постановления простой почтовой корреспонденцией. Должник знал о наличии основного исполнительного производства, т.к. денежные средства были взысканы принудительно с его счета.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
УФССП по Пермскому краю письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, судебному приставу-исполнителю на исполнение поступил исполнительный лист серии ФС N 014268170, выданный Арбитражным судом Удмуртской Республики 26.09.2017 по делу N А71-10572/2017 на взыскание с ООО "Транссервис" в доход федерального бюджета государственной пошлины 2 000 руб.
На основании указанного исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вынес постановление о возбуждении исполнительного производства от 01.11.2017 N 86891/17/59040-ИП.
08.11.2017 спорное исполнительное производство объединено в сводное исполнительное производство N 87731/17/59040-СД/
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 14.01.2018 N 59040/18/12353 о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
22.01.2018 с расчетного счета заявителя списано 7 417,79 руб., в том числе 2 000 руб. задолженность по исполнительному производству N 86891/17/59040-ИП (платежное поручение N 728717) и исполнительский сбор 5 417,79 руб. (платежное поручение N 728701).
Исполнительное производство N 86891/17/59040-ИП окончено в связи с фактическим исполнением.
Поскольку исполнительский сбор по указанному исполнительному производству был уплачен не в полном объеме, судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство от 23.01.2018 N 6440/18/59040-ИП о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 4 582,21 руб.
24.01.2018 исполнительное производство N 6440/18/59040-ИП окончено в связи с фактическим исполнением.
Считая постановление от 23.01.2018 N 6440/18/59040-ИП на взыскание с заявителя исполнительского сбора в размере 4 582,21 руб. незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что у судебного пристава отсутствовали основания для взыскания исполнительского сбора, так как доказательства того, что на момент вынесения постановления от 23.01.2018 N 6440/18/59040-ИП ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства было получено ООО "Транссервис", и оно располагало информацией о необходимости добровольного исполнения требований исполнительных документов в определенный срок, судебный пристав суду не представила; судебный пристав не убедилась, что у должника отсутствовали уважительные причины для неисполнения исполнительных документов в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) либо ненормативный правовой акт должностных лиц органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными либо ненормативного правового акта недействительным.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие этих действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) на судебных приставов возлагается обязанность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом об исполнительном производстве актов других органов и должностных лиц.
В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение, в том числе судебных актов. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы
В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 105 Закона об исполнительном производстве определено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является неправовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Согласно пункту 2.4.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 23.12.2010 N 01-8, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
В силу пункта 2.4.2 Методических рекомендаций постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: "постановление о возбуждении исполнительного производства N ... от...". Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций в мотивировочной части постановления указываются дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, факт истечения срока добровольного исполнения, неисполнения должником требований исполнительного документа, иных имеющих значение обстоятельствах, а также непредставления должником доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств либо отказа в признании представленных доказательств таковыми.
Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства N 86891/17/59040-ИП вынесено приставом 01.11.2017.
В нарушение пункта 2.4.2 Методических рекомендаций постановление N 86891/17/59040-ИП о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника согласно списку почтовых отправлений от 03.11.2017 N 267 простым почтовым отправлением.
Доказательств получения должником указанной корреспонденции в материалах исполнительного производства не имеется, при этом отправка простой корреспонденции не предполагает отслеживание почтовых отправлений, что влечет невозможность установления факта получения должником соответствующего документа и, соответственно, даты ее получения.
Постановление от 14.01.2018 N 59040/18/12353 о взыскании с заявителя исполнительского сбора дату получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства также не содержит.
Изложенное выше свидетельствует об отсутствии оснований для применения к обществу ответственности в виде исполнительского сбора за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, поскольку вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при отсутствии информации о получении постановления о возбуждении исполнительного производства лишает должника возможности произвести оплату взыскиваемой суммы в установленный пятидневный срок, а, следовательно, нарушает его права, связанные с добровольным исполнением требований исполнительного документа.
Поскольку судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлены указанные условия, а именно, не соответствие нормам действующего законодательства оспариваемого постановления пристава о взыскании исполнительского сбора и нарушение прав и законных интересов заявителя, заявленное требование обоснованно удовлетворено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу положений части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2018 года по делу N А50-6268/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.