г. Самара |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А55-33308/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
от заявителя апелляционной жалобы - Департамента транспорта Администрации городского округа Самара - представитель Зубков В.В. по доверенности N 6 от 15.01.2018 г.,
от истца - Муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2018 года в зале N 6 апелляционную жалобу Департамента транспорта Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2018 года по делу N А55-33308/2017 (судья Коршикова Е.В.),
по иску Муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" (ОГРН 1076318011769, ИНН 631103836637),
к муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента транспорта Администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300972026, ИНН 6315700134),
третьи лица: 1) Закрытое акционерное общество "Межрегиональная лизинговая компания",
2) Департамент финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту транспорта Администрации городского округа Самара о взыскании, с учетом увеличения исковых требований, принятых судом определением от 15.02.2018, убытков в размере 13 163 359,71 руб., причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору N 39-14 (546/юр) от 26.12.2014 о предоставлении субсидий.
Истец в судебном заседании уточнил наименование ответчика по делу, просил считать иск заявленным к муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента транспорта Администрации городского округа Самара.
Данное ходатайство судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2018 года по делу N А55-33308/2017 с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента транспорта Администрации городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу Муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" взыскано 13 163 359 руб. 71 коп. убытков, а также 85 785 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
С муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента транспорта Администрации городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в доход федерального бюджета взыскана 3 032 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент транспорта Администрации городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сетиИнтернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель Департамента транспорта Администрации городского округа Самара апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, муниципальное предприятие городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" является получателем бюджетных субсидий на основании заключенного 26.12.2014 с Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара договора N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий.
Согласно условиям данного договора, ответчик предоставляет, а получатель субсидий (истец) принимает субсидии за счет средств бюджета г.о. Самара в целях финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), заключенного в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе.
Размер субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией г.о. Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в части финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе, на 2014-2018 годы составил 841 800 000,00 руб. с НДС (916 673 062,00 с НДС), в том числе:
2014 год - 294 202 288,01 руб., в том числе: из федерального бюджета 202 533 213,23 рублей, из областного бюджета - 85 785 074,78 руб., из бюджета г.о. Самара - 5 884 000,00 руб.; 2015 год - 133 330 395,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением N 1 от 21.07.2015 г. субсидии сокращены до 45 000 000,00 руб. из бюджета г.о. Самара; 2016 год - 167 754 504,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением N 3 от 19.01.2016 г. субсидии сокращены до 150 000 000,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением N 4 от 05.03.2016 субсидии сокращены до 112 010 944,00 руб. из бюджета г. о. Самара;
Дополнительным соглашением N 5 от 08.06.2016 субсидии увеличены до 167 754 544,00 руб. из бюджета г.о. Самара; 2017 год - 150 812 021,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением N 3 от 19.01.2016 субсидии увеличены до 259 712 325,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением N 4 от 05.03.2016 субсидии увеличены до 297 701 381,00 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением N 5 от 08.06.2016 г. субсидии сокращены до 241 957 781,00 руб. из бюджета г.о. Самара; 2018 год - 95 700 791,99 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением N 1 от 21.07.2015 г. субсидии увеличены до 184 031 186,99 руб. из бюджета г.о. Самара.
Дополнительным соглашением N 3 от 19.01.2016 субсидии сокращены до 167 758 448,99 руб. из бюджета г.о. Самара.
26.12.2014 между МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" (Лизингополучатель) и ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" (Лизингодатель) заключен договор N 570/юр финансовой аренды (лизинга) по приобретению техники, согласно которого лизингодатель принял на себя обязательство приобрести в собственность, по заказу лизингополучателя, у определенного лизингодателем продавца по договору поставки 82 единицы имущества, на согласованных с лизингополучателем условиях и предоставить имущество лизингополучателю за плату, во временное владение и пользование в качестве предмета лизинга, а лизингополучатель принял на себя обязательство принять его во временное владение и пользование, в качестве предмета лизинга, на согласованный сторонами срок, в соответствии с условиями договора.
Вместе с тем, в порядке исполнения условий договора N 570/юр от 26.12.2014, ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" своевременно передало во временное владение и пользование истцу предмет лизинга, а именно 82 автобуса работающих на газомоторном топливе, что подтверждается актами приема передачи имущества в лизинг от 06.02.2015 на 49 автобусов, актами приема передачи имущества в лизинг от 25.03.2015 на 20 автобусов, актами приема передачи имущества в лизинг от 27.03.2015 на 13 автобусов.
Согласно п. 2.1.1.1.
Договора N 39-14 (546/юр) от 26.12.2014, перечисление первоначального взноса по договору финансовой аренды (лизинга) на обновление парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе, в размере не более 50% от общего размере субсидий, осуществляется Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара на расчетный счет получателя субсидии в течение 30 дней со дня заключения Договора.
Согласно п. 2.1.1.2. Договора N 39-14 (546/юр) от 26.12.2014, оставшиеся денежные средства в текущем финансовом году перечисляются Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара на расчетный счет получателя субсидии согласно графику погашения лизинговых платежей.
Однако, как указывает истец, ответчиком допущена просрочка платежей по договору N 39-14 (N 546/юр) от 26.12.2014 г. о предоставлении субсидий, за период с 27.04.2015 г. по 31.01.2017, в связи с чем, у МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" перед ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" образовалась задолженность.
В свою очередь, ЗАО "Межрегиональная лизинговая компания" обратилась в Арбитражный суд Самарской области о взыскании с МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" неустойки. Общая сумма взысканных с Предприятия пеней (неустоек), расходов по уплате государственной пошлины и расходов по уплате исполнительского сбора составила согласно уточненного расчета истца (т. 3 л.д. 4-5) 13 163 359 руб. 71 коп. (дела N N А55-17321/2016, А55-546/2017, А55-23049/2016, А55-2295/2017, А55-24348/2016, А55-4820/2017).
24.11.2017 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении убытков причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 26.12.2014 г. N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий.
Ответчик отказал в возмещении убытков, сославшись на постановление Администрации г.о. Самара N 1033 от 30.11.2017 г. "О внесении изменений в постановление Администрации г.о. Самара от 04.08.2017 г. N 684 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета г.о. Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям работ, осуществляющим свою деятельность на территории г.о. Самара, по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам, в целях возмещения затрат, связанных с приобретением в 2011 году автобусов, и признании утратившим силу отдельных муниципальных правовых актов", предусматривающее возможность компенсации затрат предприятия на закупку автобусов, приобретенных до конца 2012 года, что подтверждается письмом N 1-03/3-02-01/6527 от 01.12.2017.
Отказ в возмещении затрат по договору 26.12.2014 г. N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий, явился основанием для обращения истца с иском в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 5, 6, 135, 139, 161, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 8, 15, 16, 308, 309, 310, 425, 1064, 1071, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано удовлетворил заявленные исковые требования, поскольку у муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента транспорта Администрации городского округа Самара перед Муниципальным предприятием городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" возникли расходные бюджетные обязательства, которые не были исполнены своевременно в полном объеме исходя из следующего.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. При этом субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568 (ред. от 18.12.2014) "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014 - 2020 годы" утверждена государственная программа Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа).
Указанным постановлением установлено, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего Постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусматриваемых в установленном порядке соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий Государственной программы.
В соответствии со статьями 78 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации постановления Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014 - 2020 годы" Постановлением Администрации городского округа Самара от 26.12.2014 N 2013 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета городского округа Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в части финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе" утвержден Порядок предоставления из бюджета городского округа Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в части финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в целях обновления парка автомобильной техники автобусами, работающими на газомоторном топливе.
Исполнение расходных обязательств городского округа Самара, возникающих на основании Постановления N 2013, возложено на городской округ Самара - счет средств бюджета городского округа Самара в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели Департаменту транспорта Администрации городского округа Самара как главному распорядителю бюджетных средств решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара Самарской области на соответствующий финансовый год.
Субсидии предоставляются на основании заключенного Департаментом транспорта с получателем субсидии договора о предоставлении субсидий по форме согласно приложению N 1 к утвержденному Порядку (п. 5 Порядка).
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" является получателем бюджетных субсидий на основании заключенного 26.12.2014 с Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара договора N 39-14 (546/юр) о предоставлении субсидий.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно установил, что просрочка перечисления субсидий в согласованном Договором размере не оспорена ответчиком и подтверждена вступившими в законную силу судебными актами о взыскании с истца пени за несвоевременное перечисление лизинговых платежей по делам N N А55-17321/2016, А55-546/2017, А55-23049/2016, А55-2295/2017, А55-24348/2016, А55-4820/2017 (т. 2 л.д. 67-107), платежными поручениями на перечисление субсидий (т. 2 л.д. 9-63), постановлениями службы судебных приставов, платежными поручениями об уплате исполнительского сбора (т. 2 л.д. 108-117), сведениями, обобщенными таблицами N 1 и 2, приложенными к исковому заявлению (т. 2 л.д. 4-7).
В данном случае компетентным органом по вопросу принятия решения о выплате субсидий и распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента транспорта Администрации городского округа Самара.
Прекращение финансирования путем принятия постановления Администрацией г.о. Самара N 1033 от 30.11.2017 г. "О внесении изменений в постановление Администрации г.о. Самара от 04.08.2017 г. N 684 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета г.о. Самара субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям работ, осуществляющим свою деятельность на территории г.о. Самара, по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам, в целях возмещения затрат, связанных с приобретением в 2011 году автобусов, и признании утратившим силу отдельных муниципальных правовых актов", предусматривающее возможность компенсации затрат предприятия на закупку автобусов, приобретенных до конца 2012 года, произошло лишь 30.11.2017.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году.
Кроме того, не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о возмещении заявленных убытков правомерны, что подтверждается судебной практикой (Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2014 по делу N А49-6671/2013, Определением Верховного суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 306-ЭС16-2604).
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2018 года по делу N А55-33308/2017, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2018 года по делу N А55-33308/2017 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента транспорта Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.