г. Самара |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А72-1264/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля я 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - Старостин Е.Ю., доверенность от 10.01.2018 г.,
от Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - не явился, извещен,
от Государственной инспекции труда в Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2018 по делу N А72-1264/2018 (судья Семенова М.А.)
по заявлению Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,
к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации,
третье лицо - Государственная инспекция труда в Ульяновской области,
о признании незаконными и отмене решений от 19.01.2018 N 7, 18,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными и отмене решений от 19.01.2018:
- N 7 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
- N 18 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2018 заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить в части включения в объект обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с увольнением работников с государственной гражданской службы, а также начисления пени и штрафа в указанной части и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на апелляционную жалобу ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором оно просит апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области доводы своей жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить, а апелляционную жалобу ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком в отношении Министерства проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, а также правильности расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлены акты N 864н/с от 08.12.2017 и N 444-доходы от 08.12.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки 19.01.2018 Фондом приняты решения N 18 и N7.
Проверкой установлено:
1) не начислены страховые взносы на суммы выплат, произведенные работникам по договорам подряда, содержащим признаки трудовых договоров.
Решением N 18 Фондом доначислены страхователю на указанные выплаты страховые взносы на сумму 3 450,66 руб. (1 725 329,60 руб. х 0,2%) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ страхователю за нарушение срока уплаты страховых взносов на указанные выплаты начислен штраф в размере 690,13 руб. (3 450,66 руб. х 20%).
На основании ст.22.1 Закона N 125-ФЗ страхователю за нарушение срока уплаты страховых взносов на выплаты, произведенные в 2014-2016 годы, начислены пени на сумму 363,28 руб.
Решением N 7 Фондом доначислены страхователю на вышеуказанные выплаты страховые взносы на сумму 50 034,56 руб. (1 725 329,60 руб. х 2,9%) в соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017.
За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на суммы выплат, произведенные работникам по договорам подряда, содержащим признаки трудовых договоров в 2014-2016 годах Министерство привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10 006,91 руб. (50 034,56 руб. х 20%) в соответствии с ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ.
За нарушение срока уплаты страховых взносов на выплаты, произведенные по договорам, начислены пени на сумму 2 483,72 руб. в соответствии с ч.3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ.
2) не начислены страховые взносы на компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, выплаченную в связи с увольнением с государственной гражданской службы в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Решением N 18 Фондом страхователю на указанные выплаты доначислены страховые взносы на сумму 4 328,72 руб. (2 164 360,44 руб. х 0,2%) в соответствии с Законом N 125-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ страхователю за нарушение срока уплаты страховых взносов в 2014 г. начислен штраф в размере 865,74 руб. (4 328,72 руб. х 20%).
На основании ст.22.1 Закона N 125-ФЗ страхователю за нарушение срока уплаты страховых взносов на выплаты, произведенные в 2014 году, начислены пени на сумму 932,32 руб.
Решением N 7 ответчиком доначислены страхователю на указанные выплаты страховые взносы на сумму 62 766,45 руб. (2164360,44 руб. х 2,9%) в соответствии с ч.2 ст.12 Закона N 212-ФЗ.
За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на суммы компенсационных выплат, произведенных работникам в 2014 году, Министерство привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 12 553,29 руб. (62 766,45 руб. х 20%) в соответствии с ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ.
За нарушение срока уплаты страховых взносов на выплаты, произведенные в 2014 году, начислены пени на сумму 8 898,86 руб. в соответствии с ч.3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ.
Не согласившись с решениями Фонда, Министерство обжаловало их в судебном порядке.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
По вышеуказанному 1-ому эпизоду - страхователем не начислены страховые взносы на суммы выплат, произведенные работникам по договорам подряда, содержащим признаки трудовых договоров, суд первой инстанции правомерно посчитал оспариваемые решения Фонда законными, исходя из следующего.
Министерством с 2014 г. по 2016 г. заключены договора гражданско-правового характера со следующими работниками:
- с Бакулиной Анастасией Андреевной - N 37 от 27.12.2013, на период с 09.01.2014 по 31.12.2014.
В последующем было подписано дополнительное соглашение N 1 от 26.03.2014 на период с 09.01.2014 по 31.03.2014.
Предмет договора - услуги по обработке входящей корреспонденции Министерства (п.1.1.).
На протяжении 3-х месяцев Исполнитель по договору обрабатывал входящую корреспонденцию, т.е. выполнял не конкретное здание Заказчика, а выполнял трудовую функцию, что невозможно без осуществления контроля со стороны работодателя, без подчинения трудовому распорядку.
Кроме того, в договоре определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы;
- с Гурьевой Еленой Валерьевной - N 1 от 27.12.2014, на период с 09.01.2014 по 31.03.2014; N 29 от 31.01.2014, на период с 01.02.2014 по 28.02.2014; N 286 от 29.12.2014, на период с 12.01.2015 по 31.03.2015; N 106 от 14.04.2015, на период с 01.04.2015 по 30.06.2015; N 322 от 14.10.2015, на период с 01.10.2015 по 31.12.2015; N 398 от 28.12.2015, на период с 11.01.2016 по 30.06.2016.
Предмет указанных договоров один и тот же - 1.1. Информационно - консультационные услуги по программам: 1С Предприятие, 8.2. Зарплата Бюджетных организаций, 7.7. Зарплата и кадры; обновление вышеперечисленных программ (п.1.1.). Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.). Указанные функции невозможны без осуществления контроля со стороны работодателя, без подчинения трудовому распорядку.
Определена стоимость одного периода (1 месяц) по договорам N 1 от 09.01.2014 и N 286 от 29.12.2014 - 4 200,00 руб.; по договорам N 106 от 14.04.2015, N 322 от 14.10.2015, N 398 от 28.12.2015 - 1 200,00 руб.
- с Даниловой Еленой Александровной N 35 от 27.12.2013, на период с 09.01.2014 по 31.12.2014.
Предмет договора - услуги по ежедневной уборке помещений Министерства: мытье полов, окон, влажная чистка стен, мебели, уборка туалетных комнат, вынос мусора (п.1.1.).
Данилова Е.А. оказывала услуги на определенном месте - г.Ульяновск, ул.Спасская, 5, помещения на 3-м, 4-м этажах.
Таким образом, местом постоянной работы Исполнителя является территория работодателя, куда ему необходимо прибыть для оказания услуг, и находящееся под контролем Министерства.
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.), т.е. осуществляется контроль со стороны работодателя.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы;
- с Ершовым Павлом Викторовичем - N 38 от 27.12.2013, на период с 09.01.2014 по 31.12.2014; N 285 от 29.12.2014, на период с 12.01.2015 по 31.03.2015; N 119 от 21.04.2015, на период с 01.04.2015 по 30.06.2015; N 184 от 07.07.2015, на период с 01.07.2015 по 30.09.2015; N 317 от 05.10.2015, на период с 01.10.2015 по 31.12.2015; N 397 от 28.12.2015, на период с 11.01.2016 по 31.03.2016.
Предмет договоров с Ершовым П.В.:
- услуги по разработке предложений по совершенствованию аппаратного и программного обеспечения сетей Министерства и вносить их на рассмотрение заместителю Председателя Правительства Ульяновской области - Министру строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области; обобщать совместно с другими структурными подразделениями методику и практику совершенствования аппаратного и программного обеспечения сетей; устанавливать на серверы и рабочие станции сетевое программное обеспечение; конфигурировать систему на сервере; обеспечивать: сетевую безопасность (защиту от несанкционированного доступа к информации, просмотра или изменения системных файлов и данных), безопасность межсетевого взаимодействия, готовить предложения по модернизации и приобретению сетевого оборудования с целью улучшения информационной безопасности, осуществлять контроль за монтажом оборудования и пусконаладочными работами специалистами сторонних организаций, сообщать своему непосредственному руководителю о случаях злоупотребления сетью и принятых мерах, вести журнал системной информации, иную техническую документацию и т.д. (п.1.1.).
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.), т.е. осуществляется контроль со стороны работодателя.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц) - 20 000,00 руб., что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы;
- с Кузнецовой Любовью Владимировной - N 83/1 от 17.03.2015, на период с 17.03.2015 по 30.09.2015; N 318 от 05.10.2015, на период с 01.10.2015 по 31.12.2015; N 400 от 28.12.2015, на период с 11.01.2016 по 30.06.2016; N 240 от 11.07.2016, на период с 01.07.2016 по 31.12.2016.
Предмет договора - услуги по ежедневной уборке помещений Министерства: мытье полов, окон, влажная чистка стен, мебели, уборка туалетных комнат, вынос мусора (п.1.1.).
Кузнецова Л.В. оказывала услуги на определенном месте - г.Ульяновск, ул.Спасская, 5, помещения на 3-м, 4-м этажах (п.1.1.).
Таким образом, местом постоянной работы Исполнителя является территория работодателя, куда ему необходимо прибыть для оказания услуг, находящееся под контролем Министерства.
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.), т.е. осуществляется контроль со стороны работодателя;
- с Мельниковой Еленой Геннадьевной - N 24 от 01.02.2014, на период с 01.02.2014 по 28.02.2014.
Предмет договора - оказание услуги по проведению научно-технической обработки документов Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области за 2011-2013 гг. в соответствии с "Основными правилами работы архивов организации".
Научно-техническая обработка документов производилась на представляемом Заказчиком помещении.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы-23 000,00 руб.
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.), т.е. осуществляется контроль со стороны работодателя;
- с Мизуревым Игорем Геннадьевичем - N 137а от 11.04.2016, на период с 01.04.2016 по 30.06.2016; N 239 от 11.07.2016, на период с 01.07.2016 по 31.12.2016; N 304 от 05.10.2016, на период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
Предмет договоров с Мизуревым И.Г.:
- услуги по разработке предложения по совершенствованию аппаратного и программного обеспечения сетей Министерства и вносить их на рассмотрение заместителю Председателя правительства Ульяновской области - Министру строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области; обобщать совместно с другими структурными подразделениями методику и практику совершенствования аппаратного и программного обеспечения сетей; выполнять работу по организации технической защиты информационных систем персональных данных; устанавливать на серверы и рабочие станции сетевое программное обеспечение; конфигурировать систему на сервере; устанавливать на серверы, рабочие станции и персональные компьютеры пользовательские программы и сетевые программы; конфигурировать и оптимизировать сеть и сервер с учетом возможностей Министерства, разрабатывать и вносить предложения по оптимизации и развитию сети, в том числе по приобретению оборудования; проводить мониторинг сети, разрабатывать предложения по развитию инфраструктуры сети; обеспечивать сетевую безопасность; осуществлять контроль за монтажом оборудования и пусконаладочными работами специалистами сторонних организаций, вести журнал системной информации, иную техническую документацию и т.д. (п.1.1.).
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.).
Оказание услуг осуществлялось на территории Заказчика, что невозможно без осуществления контроля со стороны работодателя, без подчинения трудовому распорядку.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы-23 000,00 руб.;
- с Назаровой Татьяной Анатольевной - N 36 от 27.12.2013, на период с 09.01.2014 по 31.12.2014; N 284 от 29.12.2014, на период с 12.01.2015 по 31.12.2015.
Предмет договора - услуги по ежедневной уборке помещений Министерства: мытье полов, окон, влажная чистка стен, мебели, уборка туалетных комнат, вынос мусора (п.1.1.).
Исполнитель оказывала услуги на определенном месте - г.Ульяновск, ул.Кузнецова, д.5а, помещение на 3-м этаже (п.1.1.).
Следовательно, местом постоянной работы Исполнителя является территория работодателя, куда ему необходимо прибыть для оказания услуг, находящееся под контролем Министерства.
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.), т.е. осуществляется контроль со стороны работодателя.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы - 6 000,00 руб.;
- с Палютиной Любовью Ивановной - N 27.12.2013, на период с 01.03.2014 по 31.12.2014; N 284 от 29.12.2014, на период с 12.01.2015 по 31.12.2015.
Предмет договора -услуги по ежедневной уборке помещений Министерства: мытье полов, окон, влажная чистка стен, мебели, уборка туалетных комнат, вынос мусора (п.1.1.).
Исполнитель оказывала услуги на определенном месте - г.Ульяновск, ул.Спасская, 5, помещение на 3-м,4-м этажах (п.1.1.).
Таким образом, местом постоянной работы Исполнителя является территория работодателя, куда ему необходимо прибыть для оказания услуг, находящееся под контролем Министерства.
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.), т.е. осуществляется контроль со стороны работодателя.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы-13 000,00 руб.;
- с Топорковой Ольгой Дмитриевной - N 185 от 13.07.2015, на период с 07.07.2015 по 31.12.2015; N 399 от 28.12.2015, на период с 11.01.2016 по 31.12.2016; N 238 от 11.07.2016, на период с 01.07.2016 по 31.12.2016.
Предмет договора -услуги по ежедневной уборке помещений Министерства: мытье полов, окон, влажная чистка стен, мебели, уборка туалетных комнат, вынос мусора (п.1.1.).
Исполнитель оказывала услуги на определенном месте - г.Ульяновск, ул.Спасская, 5, помещение на 1 - м этаже (п.1.1.).
Таким образом, местом постоянной работы Исполнителя является территория работодателя, куда ему необходимо прибыть для оказания услуг, находящееся под контролем Министерства.
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.), т.е. осуществляется контроль со стороны работодателя.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы-13 000,00 руб.;
- с Хафизовым Тимуров Фаритовичем N 198 от 01.06.2016, на период с 01.06.2016 по 31.12.2016.
Предметом договора является оказание услуги по осуществлению мониторинга и прогнозирования в сфере транспортного обслуживания населения; обеспечение контроля сбалансированности курируемых отраслей экономики, формирует и ведет реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщениях на территории Ульяновской области; участие в установленном порядке в пределах компетенции департамента в согласовании планов налоговых поступлений по налогам и сборам в областной бюджет Ульяновской области, в выявлении причин снижения налоговых поступлений по налогам и сборам в областной бюджет Ульяновской области и в работе с убыточными предприятиями; участие в разработке и реализации мобилизационных планов Правительства Ульяновской области по направлениям деятельности департамента, выполнение задач по мобилизационной подготовке и мобилизации; разработка проектов законов Ульяновской области, правовых актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области, должностных регламентов в пределах компетенции департамента; проведение мероприятий в пределах компетенции департамента и т.д.
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.).
Оказание услуг осуществлялось на территории Заказчика, что невозможно без осуществления контроля со стороны работодателя, без подчинения трудовому распорядку.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы-10 000,00 руб.;
- с Якуповым Раилем Рашидовичем - N 103 от 09.04.2015, на период 09.04.2015 по 30.04.2015.
Предмет договора - оказание услуги по проведению научно-технической обработки документов Министерства за 2011 -2013 гг. в соответствии с "Основными правилами работы архивов организации".
Научно- техническая обработка документов производилась в представляемом Заказчиком помещении.
Договором определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы-23 000,00 руб.
Исполнитель выполняет свою работу по конкретным заданиям Заказчика, организуя порядок и время выполнения работ по согласованию с Заказчиком (п.2.2.), т.е. осуществляется контроль со стороны работодателя.
Таким образом, Министерством с 2014 г. по 2016 г. заключены договора гражданско-правового характера с одними и теми работниками - Гурьевой Е.В., Ершовым П.В., Бакулиной А.А., Даниловой Е.А., Назаровой Т.А., Мельниковой Е.Г., Палюткиной Л.И., Кузнецовым Л.В., Якуповым P.P., Топорковой О.Д., Мизуревым И.Г., Хафизовым Т.Ф.
Во всех вышеперечисленных договорах в соответствии со ст. 57 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указана дата начала работы, что является обязательным для трудового договора.
Работа выполнялась на оборудовании Заказчика и посредством материала, инструментов, и документации, предоставляемых Заказчиком на территории последнего.
Заработная плата Исполнителей по вышеперечисленным договорам отражена в расчетных ведомостях по начислению заработной платы помесячно, определена стоимость одного периода (1 месяц), что является признаком выплаты ежемесячной заработной платы.
В п.3 в разделе "Цена договора и порядок расчетов" представленных договоров, определена окончательная стоимость за весь период и помесячно с указанием конкретной суммы.
Наличие такого условия свидетельствует о том, что оплата за услуги исполнителей определена заранее, объем работ в договорах не был конкретизирован и значение для сторон имел факт трудовой функции.
Доказательств составления Актов выполненных работ, оказанных услуг по договорам, суду не представлено.
Выполнение работником конкретной трудовой функции связано с регулярной производственной деятельностью Министерства.
Изложенное свидетельствует о том, что предметами договоров являлось выполнение физическими лицами трудовой функции по конкретным должностям и профессиям, характер выполняемых работ соответствовал деятельности Министерства.
Договоры заключались многократно с одними и теми же лицами; в предмете договора закреплено выполнение трудовой функции, а не разового задания заказчика.
Работы имели длящийся характер в силу постоянной потребности Министерства в названных работах.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в период спорных отношений, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 Кодекса.
Из пункта 2.2 Определения Конституционного суда РФ от 19.05.2009 N 597-0-0 следует, что суды, признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 ТК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что выплаты Министерством по вышеназванным договорам с физическими лицами, являлись, по сути, скрытой формой оплаты труда, в связи с чем, Фонд сделал правильный вывод о том, что работы по данным договорам носили не гражданско-правовой, а трудовой характер.
Страхователем не начислены страховые взносы на суммы выплат, произведенные работникам по договорам подряда, содержащим признаки трудовых договоров в сумме 1 725 329,60 руб. в период с 2014 г. - 2016 г.
Учитывая вышеизложенное, плательщик страховых взносов неправомерно занизил базу на рассматриваемые выплаты при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, органом, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права является Государственная инспекция труда в Ульяновской области, которая направила в адрес Министерства предостережение о недопустимости нарушения норм трудового законодательства, регламентирующих порядок и сроки оформления трудовых отношений, со ссылкой на вышеуказанные договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые решения Фонда в указанной части являются законными.
По 2-му эпизоду - страхователем не начислены страховые взносы на компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, выплаченную в связи с увольнением с государственной гражданской службы в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка, следует указать следующее.
Министерством в 2014 г. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплаченная в связи с увольнением с государственной гражданской службы в общей сумме 2 164 360,44 руб. следующим работникам:
- январь 340973,48 руб. (Кажметьевой Е.В. в сумме 109044,68 руб., Ионеско М.М. в сумме 231928,80 руб.);
- февраль 125117,40 руб.(Шариповой К.Р. в сумме 125117,40 руб.);
- март 945447,96 руб. (Исютиной А.А.в сумме 112614,32 руб., Коршуновой И.В. в сумме 132813,32 руб., Шепелевой СВ. в сумме 228282,32 руб., Качалкиной В.В. в сумме 131013,32 руб., Амельяновой Л.В. в сумме 132932,00 руб., Абрамовой Г.В. в сумме 84320,00 руб., Фадеевой Н.А. в сумме 123472,68 руб.);
- апрель 332258,64 руб. (Тарасовой Т.М. в сумме 332258,64 руб.);
- май 147565,64 руб. (Анисимовой Л.В. в сумме 147565,64 руб.);
- август 164145,32 руб. (Зубановой Н.Г. в сумме 164145,32 руб.);
- ноябрь 108852,00 руб. (Петрушиной Н.Р. в сумме 108852,00 руб.).
По результатам выездной проверки Фондом было установлено, что в 2014 г. Министерством не начислены страховые взносы на компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, выплаченную в связи с увольнением с государственной гражданской службы в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка на сумму 2 164 360,44 руб., что, по мнению, Фонда, противоречит действующему законодательству.
Фондом представлены следующие пояснения по указанному эпизоду:
- в соответствии пп.2 п.1 ст.20.2. Закона N 125-ФЗ, пп. "д" п.2 ч.1 ст.9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в 2016 году) не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.
- компенсационные выплаты при увольнении государственных гражданских служащих, начисляемые в соответствии с ч.3.1 ст.37 Федерального закона N 79-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами только в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. При этом суммы компенсации, превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами по ст.20.1 Закона N 125-ФЗ, ст.7 Закона N 212-ФЗ. В связи с этим Фонд правомерно и обоснованно доначислил Министерству страховые взносы, пени, штраф на компенсацию вышеуказанным работникам в части превышающую трехкратный размер среднего месячного заработка. Правомерность позиции Фонда подтверждается также письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.04.2015 г. N 17-3/В-183.
Указанные доводы Фонда судом первой инстанции правомерно отклонены учитывая следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, при этом выходное пособие не выплачивается.
В силу указания в законе на отсутствие выплаты выходного пособия государственному гражданскому служащему, выплаченную компенсацию нельзя считать выходным пособием, следовательно, действующие с 01.01.2015 ограничения необлагаемой страховыми взносами суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, к данной компенсации не применимы, поскольку это отдельный вид компенсаций, установленный законодательством.
Единовременные денежные выплаты в виде компенсации при увольнении в размере, установленном законодательством, не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам на указанные суммы, а также пени и штраф.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решения от 19.01.2018 N 7,18 Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части включения в объект обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с увольнением работников с государственной гражданской службы, а также начисления пени и штрафа в указанной части являются незаконными.
Аналогичные выводы находят отражение в судебной практике, например по делу А72-15028/2017.
На основании изложенного, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены частично.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2018 года по делу N А72-1264/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1264/2018
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2018 г. N Ф06-37386/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ - УЛЬЯНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ