г. Самара |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А49-9836/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рузавиной Светланы Юрьевны на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 апреля 2018 года по делу N А49-9836/2017 (судья Табаченков О.А.), по заявлению индивидуального предпринимателя Рузавиной Светланы Юрьевны (ОГРН 304583504800101, ИНН 583500117286) г. Пенза, к администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360) г. Пенза, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области, об оспаривании решения и обязании совершить действия,
без участия представителей лиц, в судебном заседании,
установил:
индивидуальный предприниматель Рузавина Светлана Юрьевна (далее - ИП Рузавина С.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Пензы от заключения договора размещения нестационарного торгового объекта, выраженного в письме от 27.04.2017 N 4-Р-2417, и об обязании администрации города Пензы заключить с ИП Рузавиной С.Ю. договор размещения нестационарного торгового объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИП Рузавина С.Ю. обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, она имеет право заключения договора с администрацией в преимущественном порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07.04.2017 ИП Рузавина С.Ю. обратилась в администрацию города Пензы с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
По результатам рассмотрения обращения письмом заместителя главы администрации города Пензы от 27.04.2017 N 4-Р-2417 ИП Рузавиной С.Ю. сообщено, что в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области, утв. приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32, договор на размещение объектов нестационарной торговли может быть заключен по результатам аукциона.
Полагая, что отказ от заключения договора размещения нестационарного торгового объекта, выраженного в письме от 27.04.2017 N 4-Р-2417, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ИП Рузавина С. Ю. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Положениями Закона N 381-ФЗ регулируются отношения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с осуществлением торговой деятельности.
Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ размещение торговых мест должно осуществляться в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Названная схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области N 32 от 02.03.2016 утверждён Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области.
Согласно пункту 3 Порядка N 32 предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определенных Схемой, осуществляется на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемого по результатам аукциона, либо без проведения аукциона - в случаях, установленных данным Порядком.
Порядок организации аукциона, а также порядок принятия решений о заключении договора на размещение нестационарных объектов торговли в местах, определённых Схемой без проведения аукциона, определён в приложении N 2 к Приказу Министерства сельского хозяйства Пензенской области N 32 от 02.03.2016.
Решение о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Порядком, принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок хозяйствующих субъектов о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 настоящего Порядка (пункт 4).
Без проведения аукциона договор на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определённых Схемой, заключается в случае размещения передвижных средств развозной торговли (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной, рыбной, кондитерской продукции, социально значимых продовольственных товаров первой необходимости) (пункт 10 Порядка размещения нестационарных объектов торговли).
Приказом от 04.10.2017 N 465 Министерство сельского хозяйства Пензенской области внесло изменения в Порядок N 32, предусмотрев, в частности, в качестве основания для заключения договора на размещение НТО размещение НТО хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 г., предоставленного для размещения НТО (п. 10.2 Порядка N 32 в измененной редакции).
Таким образом, существовавшее до 01.03.2015 правовое регулирование вопроса размещения НТО предполагало порядок, при котором право на размещение НТО возникало у заинтересованного лица на основании оформления прав землепользования без обязательного проведения аукциона на реализацию такого права.
С 01.03.2015 реализация права на размещение НТО производится без оформления прав землепользования - на основании схемы размещения НТО, а согласно п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения НТО устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Таким нормативным правовым актом (Порядок N 32) в качестве общего условия размещения НТО предусмотрено проведение аукциона на право заключения договора на размещение НТО, за установленными исключениями.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, в данном случае отсутствуют основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в определённом Схемой месте, без проведения аукциона, предусмотренные пунктом 10 Порядка размещения нестационарных торговых объектов.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд считает, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 апреля 2018 года по делу N А49-9836/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9836/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2018 г. N Ф06-38796/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Рузавина Светлана Юрьевна
Ответчик: Администрация города Пензы
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38796/18
05.07.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7970/18
16.04.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-9836/17
15.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30594/18
25.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18929/17