4 июля 2018 г. |
А11-14194/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поддяловой С.З.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2018
по делу N А11-14194/2017,
принятое судьей Рыжковой О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроПромышленная Компания" (ОГРН 1064437012474, ИНН 4414011565, Костромская обл., д. Коряково, д.13)
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях,
при участии:
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - Котовой Е.Л. по доверенности от 13.12.2017;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Котовой Е.Л. по доверенности от 28.03.2017 N ДП-16/11660,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АгроПромышленная Компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление), об обязании Управления принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:4423 площадью 125 691 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, в собственность и направить проект договора купли-продажи земельного участка в 10-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 04.04.2018 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Общества.
Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Росимущества в судебном заседании поддержал позицию Управления.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2018 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество является собственником пятнадцати объектов недвижимости, находящихся по адресу: Костромская область, Костромской район, Бакшеевское сельское поселение, д. Василево, д. 45, производственный телочный комплекс: сооружение - дезинфекционная площадка, общая площадь 74,9 кв.м, инв. N 6611; здание - центральная насосная станция, утратившая свое функциональное назначение в результате разрушения, площадь 97,0 кв.м, инв. N 6611, лит. 3; здание - сарай для сена, площадь 751,4 кв.м, инв N 6611, лит. Е; здание - сарай для сена, площадью 751,4 кв.м, ивн. N 6611, лит. Ж; здание - кормоцех, площадью 323, 2 кв.м, инв. N 6611, лит. Г; сооружение - силосная траншея, площадью 1080,0 кв.м, инв. N 6611, лит. N 2; сооружение - силосная траншея, площадью 1080,0 кв.м, инв. N 6611, лит. N 3; сооружение - силосная траншея, площадью 1080,0 кв.м, инв. N 6611, лит. N 4; сооружение - силосная траншея, площадью 1080,0 кв.м, инв. N 6611, лит. N 5; сооружение - силосная траншея, площадью 1080,0 кв.м, инв. N 6611, лит. N 1; сооружение - эстакада для погрузки животных, протяженность 9,0 м, инв. N 6611, лит. N 6; сооружение - ограждение комплекса, протяженностью 430,0 м, инв. N 6611, лит. N 8; сооружение - очистные сооружения, объем 10 530 куб.м, инв. N 6611, лит. N 9; здание - нежилое строение, площадью 17 309,6 кв.м, инв. N 6611, лит. А, ААЗ, а; здание - столовая, общая площадь 125,4 кв.м, инв. N 6611, лит. Д, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.02.2013 серии 44-АБ NN 629897, 629899, 630103, 630101, 630104, 630105, 630106, 630107, 630108, 630109, 630110, 630111, 630112, 630115, 630102 соответственно.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 44:07:023601:4423, площадью 125 691 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.
Данный земельных участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:574, общей площадью 2 339 274 кв.м, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Костромской области от 29.07.2016 по делу N А31-5404/2016.
22.09.2017 Общество в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:4423, площадью 125 691 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.
Поскольку Управлением в установленные законом сроки какое-либо решение не было принято, Общество посчитало, что со стороны Управления имело место бездействие, не соответствующее нормам действующего законодательства и нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с указанным Положением.
Территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар (пункт 4.1.20 Типового положения).
По поручению Росимущества его территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (пункт 4.2.27 Типового положения).
В соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области.
Согласно пункту 1 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 453 (далее - Положение N 453), межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей.
Пунктом 4 Положения N 453 предусмотрено, что Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
На основании приведенных положений именно Управление, являющееся исполнительным органом государственной власти, в рассматриваемой ситуации наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о приобретении находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Владимирской области земельных участков, принятию решения о предоставлении в собственность и подготовке проектов договоров купли-продажи в отношении этих земельных участков, а также совершению иных действий, направленных на реализацию требования о приватизации земельных участков.
Таким образом, Управление является уполномоченным органом по принятию соответствующего решения по заявлению Общества.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный ЗК РФ объем полномочий Управления.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
С учетом изложенного доводы Управления об отсутствии у него полномочий на принятие решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и, соответственно, незаконного бездействия, поскольку оно исполнило свою обязанность по направлению документов Общества в Росимущество для рассмотрения и принятия соответствующего решения, признаются необоснованными.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления этого участка в собственность за плату.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Таким образом, уполномоченный орган обязан в тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в предоставлении земельного участка с указанием мотивов.
Вместе с тем в нарушение установленных законом сроков Общество проект договора купли-продажи либо мотивированный отказ в выкупе земельного участка не получило.
На этом основании суд пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае имело место бездействие Управления по непринятию решения по заявлению Общества от 22.09.2017 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:4423.
Доводов относительно непредставления документов, предусмотренных подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, а также Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, Управлением не заявлено.
Какие-либо основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные законом, Управление также не назвало, а суд не усмотрел.
Напротив, в материалах дела имеются ответы государственных органов на запросы Управления об имеющихся ограничениях в отношении испрашиваемого земельного участка, согласно которым таковые отсутствуют.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что Общество как собственник 15 объектов недвижимости, образующих единый производственный телочный комплекс и находящихся на земельном участке площадью 125 691 кв.м с кадастровым номером 44:07:023601:4423, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Указанные объекты используются Обществом по назначению в сельскохозяйственном производстве, что соответствует разрешенному использованию испрашиваемого в собственность земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения.
В этой связи права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 44:07:023601:4423 подлежали оформлению по действующим правилам ЗК РФ, соответственно, у Управления не имелось оснований для ненаправления Обществу проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в них доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2018 по делу N А11-14194/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-14194/2017
Истец: ООО "АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом