г. Москва |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А41-28460/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Здравсервис" на определение Арбитражного суда Московской области от 19.04.2018 по делу N А41-28460/18, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению ЗАО "Здравсервис" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене постановления
при участии в заседании:
от ЗАО "Здравсервис" - Ермилов А.И. по доверенности от 19.04.2018, Ермилов Е.А. по доверенности от 03.07.2018,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Здравсервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2018 о назначении административного наказания по делу N 55/27/2-2018(П), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Московской области от 19.04.2018 по делу N А41-28460/18 в принятии заявления к производству арбитражного суда отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ЗАО "Здравсервис" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и направить дело на новое рассмотрение.
Представители ЗАО "Здравсервис" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Управление Росреестра по Московской области представительство своих интересов в судебном заседании апелляционного суда не обеспечило, в материалах дела имеются сведения о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Оспариваемым постановлением от 05.04.2018 года N 55/27/2-2018(П) ЗАО "Здравсервис" привлечено к административной ответственность на основании ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришел к выводу о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду, поскольку, как указал суд первой инстанции, оспариваемым постановлением административного органа обществу вменяется нарушение требований законодательства в области окружающей среды и природопользования, в связи с чем вынес оспариваемое определение об отказе в принятии заявления.
Однако указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать правомерными.
В соответствии с ч.1 ст.8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в порядке административного судопроизводства рассматривают экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В частности, рассмотрение дел об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности отнесено к предметной компетенции (подведомственности) арбитражных судов на основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 (редакция от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указанные постановления могут быть обжалованы заинтересованным лицом в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соблюдение данного критерия должно учитываться в каждом конкретном случае, в том числе, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, приведенных в оспариваемом постановлении административного органа.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужило использование земельного участка не для производственной деятельности, а для сдачи в аренду иным лицам, которые использует его под склады и производственную деятельность, что согласно постановлению административного органа не соответствует установленному для данного земельного участка виду разрешенного использования (под аппаратно-прядильный цех).
Следовательно, административное правонарушение объективно связано с осуществлением заявителем предпринимательской (экономической) деятельности, поскольку в рассматриваемом случае нецелевое использование земельного участка непосредственным образом обусловлено ведением заявителем предпринимательской деятельности.
В целях исключения противоречий при определении компетенции судов в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014) разъяснено, что в тех случаях, когда объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Названный перечень не подлежит расширительному истолкованию.
Противоправность поведения общества, как она установлена административным органом, состоит в несоблюдении требований статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающей собственников и иных лиц использовать земельные участки по целевому назначению.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого общество привлечено к ответственности в качестве субъекта предпринимательской (экономической) деятельности, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2017 N 307-АД17-6188 по делу N А56-5983/2016 и сложившейся правоприменительной судебной практике (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.05.2018 N Ф09-2095/18 по делу N А60-39062/2017, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 N 04АП-1291/2018 по делу N А19-24978/2017, от 29.01.2018 N 04АП-23/2018 по делу N А19-23654/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 N 15АП-21271/2017 по делу N А53-34746/2017).
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает оспариваемое определение суда первой инстанции подлежащим отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области (применительно к п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 19.04.2018 по делу N А41-28460/18 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28460/2018
Истец: ЗАО "ЗДРАВСЕРВИС"
Ответчик: Росреестр по МО Отдел по Чеховскому и Подольскому районам
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по МО