г.Самара |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А55-3797/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Рогалевой Е.М., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от департамента градостроительства городского округа Самара - представителя Барановой Е.В. (доверенность от 09.01.2018),
судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Лазарев Д.Н.- не явился, извещен,
от МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2018 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2018 года по делу N А55-3797/2018 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара, к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Лазареву Д.Н., г.Самара, к МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, г.Самара, к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, г.Самара, третьи лица: старший судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, г.Самара, общество с ограниченной ответственностью "Меридиан", г.Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по России по Самарской области Лазарева Д.Н. (далее - судебный пристав-исполнитель Лазарев Д.Н.), выразившихся в установлении сроков, заведомо недостаточных для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Лазарева Д.Н., выразившихся в вынесении департаменту, исполняющему обязанности руководителя департамента требования от 05.02.2018 об исполнении решения Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 N А55-2118/2013 и установлении сроков, заведомо недостаточных для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; об обязании судебного пристава-исполнителя Лазарева Д.Н. устранить допущенные нарушения прав департамента, исполняющего обязанности руководителя департамента, путем отмены требования от 05.02.2018 об исполнении решения Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 N А55-2118/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены старший судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - ООО "Меридиан").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2018 года действия судебного пристава-исполнителя Лазарева Д.Н., выразившиеся в установлении сроков, заведомо недостаточных для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе признаны незаконными. Действия судебного пристава-исполнителя Лазарева Д.Н., выразившиеся в вынесении департаменту, исполняющему обязанности руководителя департамента требования от 05.02.2018 об исполнении решения Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 N А55-2118/2013 и установлении сроков, заведомо недостаточных для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе признаны незаконными. На судебного пристава-исполнителя Лазарева Д.Н. возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав департамента, исполняющего обязанности руководителя департамента, путем отмены требования от 05.02.2018 об исполнении решения Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 N А55-2118/2013.
В апелляционной жалобе УФССП по России по Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на соответствие оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя законодательству об исполнительном производстве.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие судебного пристава-исполнителя Лазарева Д.Н., представителей МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, ООО "Меридиан", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 17.01.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Лазаревым Д.Н. на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-2118/2013 возбуждено исполнительное производство N 565/18/63045-ИП с предметом исполнения - обязать департамент градостроительства городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры формирования земельных участков, расположенных по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе г.Самара под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без проведения аукциона, а также обязать департамент градостроительства городского округа Самара предоставить ООО "Меридиан" в аренду для строительства без проведения аукциона земельные участки, расположенные по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в в Ленинском районе г. Самара под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без (т. 1 л.д. 142-143).
Указанным постановлением заявителю установлен 5-дневый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Гоибовым А.А. (далее - судебный пристав-исполнитель Гоибов А.А. 25.01.2018 вынесено требование о необходимости исполнения требований исполнительного документа в срок до 31.01.2018 (т.2, л.д. 49).
Судебным приставом-исполнителем Гоибовым А.А. 05.02.2018 вынесено требование о необходимости исполнения требований исполнительного документа в срок до 09.02.2018 (т.1, л.д. 121).
Согласно доводам заявителя исполнить решение суда, которым после процессуальной замены на департамент возложена обязанность по вступлении судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителя, путем проведения процедуры формирования земельных участков, расположенных по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, 62, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без проведения аукциона в короткий срок не представляется возможным, так как процедура формирования земельного участка путем подготовки и утверждения документации по планировке территории занимает длительное время и требует выделения бюджетных средств.
Из статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
На основании статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно пункту 7 статьи 46 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (пункт 8 статьи 46 ГрК РФ).
Пунктом 9 статьи 46 ГрК РФ участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 10 статьи 46 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
Пунктом 13 статьи 46 ГрК РФ установлено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Таким образом, процедура формирования земельного участка путем подготовки и утверждения документации по планировке территории занимает длительное время.
При этом для разработки проекта межевания территории необходимо заключение муниципального контракта.
Согласно пункту 5 статьи 161 и статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение указанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными (абзац второй пункта 5 статьи 161 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В силу пункта 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются получателями бюджетных средств в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (далее - план-график), сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке.
Часть 2 статьи 114, части 10 и 15 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" прямо устанавливают требование о размещении планов-графиков получателями бюджетных средств после получения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств.
Таким образом, размещение закупки в целях заключения муниципального контракта на разработку проекта межевания территории возможно только после доведения до департамента бюджетных средств.
В связи этим департаментом в адрес главы городского округа Самара было направлено обращение от 23.03.2017 N 38Д05-07-01/2932 в просьбой дать поручение департаменту финансов и экономического развития администрации городского округа Самара предусмотреть в бюджете городского округа Самара средства в объеме 498 324 000,0 руб. для разработки документации по планировке территории городского округа Самара с целью формирования земельных участков под многоквартирными домами.
Департаментом 23.03.2017 было направлено обращение в адрес департамента финансов и экономического развития о внесении соответствующих изменений в бюджет городского округа Самара.
В связи с ограниченностью средств городского бюджета департаментом было направлено обращение от 26.10.2017 в министерство имущественных отношений Самарской области с просьбой рассмотреть возможность финансирования выполнения работ за счет средств, направляемых в бюджет Самарской области в виде субсидий из федерального бюджета.
Департаментом принято распоряжение от 12.12.2017 N РД-2585 "О разрешении департаменту градостроительства городского округа Самара подготовки документации по планировке территории (проект межевания территорий) в границах улиц Красноармейской, Ленинской, Рабочей, Братьев Коростелевых в Ленинском районе городского округа Самара".
Указанным распоряжением установлен срок подготовки проекта планировки территории - 12 месяцев со дня официального опубликования. (т. 1, л.д. 98).
Изложенное свидетельствует о том, что процедура формирования земельного участка путем подготовки и утверждения документации по планировке территории занимает длительное время и требует выделения бюджетных средств.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд первой инстанции сделал вывод о том, что требования судебного пристава-исполнителя Гоибова А.А. об исполнении требований исполнительного документа содержат в себе сроки заведомо недостаточные для исполнения решения суда, в связи с чем суд признал оспариваемые действия по их установлению незаконными.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Как видно из материалов дела, в соответствии с решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 по делу N А55-2118/2013 министерство строительства Самарской области обязано предоставить ООО "Материк" в аренду для строительства секретный код для доступа к материалам дела в режиме ограниченного доступа: без проведения аукциона земельные участки, расположенные по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, 62, В, В1, Г, П, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88.
Во исполнение данного судебного акта судом 24.07.2013 выдан исполнительный лист N АС 005593549.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017 произведена замена заявителя по делу N А55-2118/2013 ООО "Материк" на его правопреемника ООО "Меридиан".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 произведена замена заинтересованного лица по делу N А55-2118/2013 министерства строительства Самарской области на департамент градостроительства городского округа Самара.
На основании дубликата исполнительного листа N АС 005593549 в МОСП по ИОИП и розыску 17.01.2018 в отношении департамент градостроительства городского округа Самара возбуждено исполнительное производство N 565/18/63045-ИП.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 17.01.2018. В 5-дневный срок, предусмотренный Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), для добровольного исполнения решение суда не исполнено.
Порядок исполнения требований неимущественного характера закреплен гл. 13 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судебным приставом-исполнителем 25.01.2018 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора и 25.01.2018 в требовании установлен новый срок для исполнения до 31.01.2018. Однако решение суда вновь не исполнено.
Судебный пристав-исполнитель 05.02.2018 составляет новое требование об исполнении решения суда и устанавливает срок до 09.02.2018.
Между тем законодательством об исполнительном производстве не содержится норм, которые бы предусматривали продолжительность новых сроков для исполнения судебных актов.
Следует отметить, что заявитель обращался в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о приостановлении исполнительного производства и об отсрочке исполнения решения. В удовлетворении указанных заявлений суд отказал, то есть суд не нашел обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда.
В данном случае суд первой инстанции, признав незаконными действия судебного пристава-исполнителя по установлению непродолжительного срока для исполнения, исходил из того, что заявителю требуется длительное время для формирования земельного участка путем подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Однако в рассматриваемом случае, исходя из задач исполнительного производства и необходимости соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для установления должнику более длительных сроков для исполнения решений суда. Следует также отметить, что решение арбитражного суда не исполняется должником на протяжении 5 лет. При этом, исходя из положений законодательства об исполнительном производстве, решение данного вопроса возможно путем предоставления суда должнику отсрочки исполнения решения суда, приостановления исполнительного производства, отложения исполнительных действий на длительный период и т.д., а не путем понуждения судебного пристава-исполнителя к установлению новых сроков для исполнения исполнительного документа.
В п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
При таких обстоятельствах оспариваемыми действиями судебного пристава-исполнителя не нарушены требования законодательства об исполнительном производстве, а также права и законные интересы заявителя. В этой связи оснований для удовлетворения заявленных департаментом требований не имеется.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 08 мая 2018 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований департамента отказать.
Согласно ч.2 ст.329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается. Из данной нормы права следует, что не уплачивается и госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делам данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2018 года по делу N А55-3797/2018 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований департамента градостроительства городского округа Самара отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3797/2018
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф06-39075/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент градостроительства городского округа Самара, Исполняющий обязанности руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара Бондаренко Е.Ю., Исполняющий обязанности руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара Бондаренко Елена Юрьевна
Ответчик: МОСП по исполнению исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, МОСП по исполнению особых исполнительных производств и прозыску УФССП по России и Самарской области, Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по России и Самарской области Лазарев Д.Н., Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по России и Самарской области Лазарев Данила Николаевич, УФССП России по Самарской области
Третье лицо: ООО "Меридиан", Старший судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-39075/18
08.11.2018 Постановление Арбитражного суда Самарской области N А55-3797/18
06.07.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8853/18
08.05.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-3797/18