г. Москва |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А40-201331/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи О.О. Петровой,
судей Б.В. Стешана, Е.Н. Яниной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саргуне М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Хрисанова Дмитрия Андреевича на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 апреля 2018 года по делу N А40-201331/17-138-1807, принятое судьей Ивановой Е.В., по исковому заявлению
ООО "Главснаб-Южнопортовая" (ОГРН 1147746019288 ИНН 7723895324)
к Хрисанову Дмитрию Андреевичу
об истребовании документов
при участии в судебном заседании:
от истца: Бару Ю.М. (доверенность от 27.04.2018)
в судебное заседание не явился представитель от ответчика: извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Главснаб-Южнопортовая" (далее - ООО "Главснаб-Южнопортовая", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Хрисанову Дмитрию Андреевичу (далее - ответчик) об обязании передать документы и взыскании неустойки в случае неисполнения (с учетом принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 апреля 2018 года по делу N А40-201331/17-138-1807 исковые требования ООО "Главснаб-Южнопортовая" были удовлетворены в части обязания передать документы в полном объеме. В части взыскания неустойки в случае неисполнения судебного акта исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда и прекратить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик сослался на злоупотребление истцом правом. Ответчик указал, что документы, о передаче которых заявляет требование истец, хранятся в офисе, находящемся по юридическому адрес истца. При этом на территорию офиса доступ ответчика истцом ограничен. Кроме того, ответчик утверждает, что исковые требования являются неисполнимыми, поскольку документы, подлежащие передаче, не конкретизированы, а частью документов Общество никогда не обладало.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ввиду чего дело жалоба рассмотрена в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда города Москвы подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, решением единственного участника ООО "Главснаб-Южнопортовая" от 14.04.2017 полномочия Хрисанова Д.А. в должности генерального директора прекращены, назначен новый генеральный директор, а Хрисанов Д.А. обязан передать документы Общества новому генеральному директору.
19 мая 2017 года ответчику было направлено требование о передаче документов, что подтверждается представленной квитанцией.
Поскольку до настоящего времени затребованные Обществом документы не возвращены, истец обратился в суд.
В соответствии с нормами статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Согласно пункту 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах предоставляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32, статьей 40 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.
Согласно ст. 50 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество обязано хранить следующие документы: договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки не денежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и -ревизионной комиссии общества; -списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Согласно пункту 3 статьи 1 ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
Согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 29 ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней, документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно (пункт 4 статьи 29 ФЗ "О бухгалтерском учете").
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих факт передачи ответчиком документов вновь назначенному генеральному директору Общества. в добровольном порядке.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истребуемые документы находятся в офисе по месту нахождения Общества, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду отсутствия подтверждающих указанные доводы доказательств, отвечающих признакам относимости и допустимости. При этом представленный самим ответчиком акт от 25.04.2017 о том, что 25.04.2017 документы были размещены на хранение в помещении Администрации Общества, обоснованно не признан судом надлежащим доказательством, подтверждающим соответствующие доводы ответчика.
Суд первой инстанции правильно распределил бремя доказывания, возложив на ответчика обязанность доказывания фактов передачи спорных документов и их отсутствия у нового генерального директора.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, документы, подлежащие передачи, в достаточной степени конкретизированы. Ссылка заявителя жалобы на то, что какими-либо из истребованных документов Общество никогда не обладало, несостоятельно и не основана на каких-либо доказательствах.
Доводы ответчика о злоупотреблении истцом правом также не подтверждены какими-либо доказательствами, в связи с чем отклоняются апелляционной коллегией.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
При этом в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняется, что на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Таким образом, исходя из вышеуказанных разъяснений, взыскатель имеет право обратиться в суд с требованием о компенсации за ожидание исполнения судебного акта.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Также согласно разъяснениям п. 31 Постановления Пленума ВС РФ N 7 судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 1 и 2.1 ст. 324 АПК РФ).
Учитывая вышеуказанные положения закона и разъяснения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании неустойки на случай неисполнения решения суда, снизив ее размер до 1000 руб. в день за каждый день просрочки исполнения решения суда.
В отношении удовлетворения судом требований о взыскании судебной неустойки в части апелляционная жалоба каких-либо доводов и возражений не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2018 года по делу N А40-201331/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.О. Петрова |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201331/2017
Истец: ООО "ГЛАВСНАБ-ЮЖНОПОРТОВАЯ"
Ответчик: Хрисанов Д. А.