г. Самара |
|
9 июля 2018 г. |
Дело N А55-29608/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мешковой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 июля 2018 года апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2018 года по делу N А55-29608/2017 (судья Балькина Л.С.),
по иску Жилищного строительного кооператива "Печёрская,27" к Государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства" о взыскании 788 023 руб. 62 коп.,
третье лицо: Министерство строительства Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Жилищный кооператив "Печёрская, 27" (далее - истец, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 670 600 руб. 23 коп. задолженности и 117 423 руб. 39 коп. пени (с учетом принятого судом уточнения размера исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Самарской области (далее - третье лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2018 года по делу N А55-29608/2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 03.07.2018 на 16 час. 20 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон и третьего лица в назначенное время в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Кооператив осуществляет управление жилым домом N 27 по ул. Печёрской г. Самары на основании решения собственников от 08.08.2016 о выборе способа управления многоквартирным домом - жилищным кооперативом "Печёрская, 27".
С сентября 2016 истцом ведется работа по управлению многоквартирным домом N 29 по ул. Печерской. Заключены договоры на содержание мест общего пользования, на вывоз ТБО, на установку домофона, на предоставление коммунальных и жилищных услуг, в связи с чем, истец несет расходы по оплате счетов ресурсоснабжающих и обслуживающих организаций.
Ссылаясь на то, что ответчик, являющийся застройщиком указанного дома, не исполняет обязательства по оплате содержания и текущего ремонта многоквартирного дома, по оплате коммунальных услуг обратилось, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании 670 600 руб. 23 коп. задолженности и 117 423 руб. 39 коп. пени, предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ответчик иск не признал, указывая, что с момента ввода объекта в эксплуатацию Учреждение не вправе им распоряжаться и нести расходы на его содержание, поскольку расходы на содержание объекта выделялись ответчику из областного бюджета только на незавершенный строительством объект, т.е. на конкретное целевое использование. В связи с чем, по мнению ответчика, каких-либо обязательств по несению расходов за содержание квартир, расположенных в доме N 27 по ул. Печерская и не переданных в собственность третьим лицам, у Учреждения не возникло.
Министерство в письменных пояснениях сообщило, что завершение строительства многоквартирного жилого дома 29 по улице Печерская в г. Самаре осуществлялось Учреждением в порядке, предусмотренным Законом Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области" (далее - Закон N 13 -Г Д). Финансирование завершения строительства данного дома было осуществлено за счет средств областного бюджета. В силу статьи 3 Закона N 13-ГД (в редакции от 04.12.2009) уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории Самарской области являлось Министерство, которое осуществляло права заказчика строительства многоквартирных домов.
В целях завершения строительства жилого дома 04.06.2012 между Министерством и ООО "СК Сервис-Д" был заключен государственный контракт N 444 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство жилой застройки в городском округе Самара, ул. Авроры/ул. Дыбенко, ул. Революционная/ул. Гагарина".
С вступлением в силу с 01.01.2014 постановления Правительства Самарской области от 19.12.2013 N 787 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области" функции заказчика-застройщика по проектированию, капитальному строительству и реконструкции объектов капитального строительства были переданы Учреждению.
Во исполнение указанного постановления между Министерством, Учреждением и ООО "СК Сервис-Д" было заключено соглашение от 24.01.2014 о переходе прав и обязанностей заказчика по государственному контракту от 04.06.2012 N 444 на выполнение строительно-монтажных работ к Учреждению.
С момента передачи указанных прав и обязанностей Министерство не является заказчиком - застройщиком указанного жилого дома.
31.12.2015 Главой городского округа Самара ГКУ "УКС" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-118э.
В связи с завершением строительства многоквартирный жилой дом N 27 по ул. Печерской в г. Самаре был передан по акту приема-передачи Учреждению.
Как указало Министерство, введенный в эксплуатацию жилой дом является собственностью Самарской области и находится на балансе Учреждения. Министерству жилые помещения в указанном доме не передавались.
Согласно части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Исследовав по правилам названных норм процессуального права, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, в том числе и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как установлено пунктом 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (часть 6 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
В пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за: коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении; и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку ответчик являлся застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома), в силу названных норм с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче.
Доказательств внесения платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, ответчик не представил, поэтому исковые требования признаны судом обоснованными и удовлетворены правомерно.
Расчет платы и пени проверен судом и признан правильным.
На основании положений части 7, 8 статьи 156 ЖК РФ все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов.
Вместе с тем, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, расчет платы за содержание и текущий ремонт произведен истцом правильно, исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Правомерность вывода суда о наличии оснований для удовлетворения иска подтверждается и судебной практикой - постановлением Арбитражный суд Поволжского округа от 06.02.2018 по делу N А55-6427/2017, принятым по схожим фактическим обстоятельствам.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2018 года по делу N А55-29608/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.