город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2018 г. |
дело N А32-32045/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2018 по делу N А32-32045/2016 (судья Назыков А.Л.)
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
при участии третьего лица администрации муниципального образования Крымский район
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае с требованиями:
- о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 23:15:0606005:220 площадью 7841 кв.м, расположенного в границах Крымского района Краснодарского края под защитными лесонасаждениями,
- об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 23:15:0606005:220 площадью 7841 кв.м,
- об обязании направить проект договора аренды земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 23:15:0606005:220 площадью 7841 кв.м (уточненные требования).
Определением от 09.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Крымский район.
Заявленные требования мотивированы тем, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606005:220 находятся защитные лесонасаждения, являющиеся собственностью ОАО "РЖД" и входящие в состав производственного комплекса N 7 Тихорецкой дистанции защитных насаждений по направлению Крымская - Кавказ. На указанный земельный участок зарегистрировано право федеральной собственности. На земельном участке расположены исключительно объекты ОАО "РЖД", между тем уведомлением от 23.06.2016 N 09/9325 обществу отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606005:220 в аренду.
В связи с изменением наименования заинтересованного лица суд определил считать надлежащим заинтересованным лицом по делу Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, изложенный в письме от 23.06.2016 N 09/9325 отказ управления в предоставлении в аренду ОАО "РЖД" земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606005:220. Суд обязал управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес общества в лице филиала ОАО "РЖД" Северо - Кавказские железные дороги проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606005:220 с предложением о заключении соответствующего договора.
Управление обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы управление указало, что для эксплуатации принадлежащего ОАО "РЖД" объекта "Производственный комплекс N 7 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Крымская - Кавказ, 758 - 140 км" обществу уже предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:15:0000000:54. Из толкования абзаца 2 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" лесонасаждения не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта. Отказ управления, выраженный в письме от 23.06.2016 N 09/9325, является законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
От ОАО "РЖД" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы управления без участия представителя общества.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2010 году ОАО "РЖД" в результате проведения работ по выявлению защитных лесонасаждений, не вошедших в полосу отвода железной дороги, было установлено, что часть защитных лесонасаждений в границах Крымского района располагается за границами полос отвода.
Указанные защитные лесополосы являются собственностью ОАО "РЖД" и входят в состав производственного комплекса N 7 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Крымская - Кавказ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2004 серия 23-АБ N 482546.
В 2012 году завершены межевые работы по определению границ земельных участков, расположенных под защитными лесонасаждениями, в том числе и спорного земельного участка.
Постановлением главы администрации муниципального образования Крымский район от 03.11.2012 N 2275 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606005:220 площадью 7841 кв.м внесен в государственный кадастр недвижимости в июле 2013 года.
Общество обращалось в территориальное управление с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка в аренду (письма от 21.07.2015 N 553, 09.11.2015 N 855/НРИтер.2 (л. д. 23-27 том 1).
20.05.2016 общество через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) вновь обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606005:220 в аренду (л.д. 28 том 1).
Письмом от 23.06.2016 N 09/9325 управление отказало обществу в предоставлении в аренду данного участка. Отказ мотивирован тем, что между сторонами ранее был заключен договор от 11.10.2007 N 7700000779 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:54 для эксплуатации производственного комплекса N7 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Крымская - Кавказ, 758-140 км (л.д. 29-30 том 1).
Полагая, что отказ управления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606005:220 в аренду противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права (интересы), общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с абзацем 17 статьи 2 Закона полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Исходя из изложенного, земли железнодорожного транспорта представляют собой совокупность земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также иных объектов и целей, непосредственно связанных с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава и иными объектами инфраструктуры железных дорог. К числу земель данной категории относятся земельные участки, расположенные на полосах отвода земельных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода - это территория, отводимая для размещения железнодорожного полотна, станций и других железнодорожных сооружений.
Как следует из буквального толкования абзаца 17 статьи 2 Закона, лесные полосы также включаются в полосу отвода железной дороги.
В соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 504, полосы лесозащитные и другие лесные полосы являются неотъемлемой частью железнодорожных путей общего пользования.
С учетом приведенных норм действующего законодательства суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что лесозащитные полосы, входящие в состав производственных комплексов ОАО "РЖД", относятся к объектам железнодорожной инфраструктуры.
Соответствующий довод апелляционной жалобы о том, что лесонасаждения в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежит отклонению.
Пользование земельным участком, являющимся федеральной собственностью, осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в соответствии с Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 (ред. от 04.04.2011) "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "РЖД" имеет право на предоставление ему в аренду земельного участка без торгов на основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно техническому паспорту на производственный комплекс N 7 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Крымская - Кавказ (л.д. 123-128 том 1) принадлежащая на праве собственности ОАО "РЖД" лесозащитная полоса, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0606005:220, входит в состав производственного комплекса ОАО "РЖД" и относятся к объектам железнодорожной инфраструктуры.
Довод апелляционной жалобы о предоставлении ОАО "РЖД" для эксплуатации принадлежащего обществу объекта "Производственный комплекс N 7 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Крымская - Кавказ, 758 - 140 км" земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:54 не нашел своего подтверждения.
Согласно представленному в материалы дела заключению кадастрового инженера (л.д. 21-22 том 1) следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606005:220 сформирован под объект, принадлежащий на праве собственности ОАО "РЖД", и не вошедший в границы полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 23:15:0000000:54.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал отказ управления, выраженный в письме от 23.06.2016 N 09/9325, незаконным.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно указанной норме в случае, если земельный участок сформирован, гражданин или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.14). Результатом рассмотрения заявления указаны заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.14).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при определении способа и срока устранения допущенных органом, осуществляющим публичные полномочия, нарушений суд не связан требованием заявителя, а обязан руководствоваться требованиями законами и установленными при рассмотрении дела обстоятельствами.
Поскольку на момент рассмотрения судом первой инстанции требований ОАО "РЖД" законодательством не было предусмотрено обязательное принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в аренду испрашиваемого участка (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности обязать управление направить заявителю проект договора аренды спорного земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом суд первой инстанции принял во внимание сложившуюся судебную практику по применению аналогичного подхода при разрешении схожих правоотношений, имевших место между ОАО "РЖД" и управлением (дело N А32-32048/2016).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Учитывая изложенное, несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств и правовыми выводами суда первой инстанции не является основанием для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2018 по делу N А32-32045/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.