г. Пермь |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А60-17493/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Алко-трейд": Иващенко В.Ю. по доверенности от 22.06.2018,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 мая 2018 года по делу N А60-17493/2018,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алко-трейд" (ИНН 5906115024, ОГРН 1125906003739)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алко-трейд" (далее - ООО "Алко-трейд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 13.03.2018 N 98.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 03.05.2018) оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить или изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы сводятся к доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, просил апелляционную жалобу рассмотреть в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, административным органом в отношении ООО "Алко-трейд" в период с 03.01.2018 по 28.02.2018 проведена внеплановая выездная проверка в магазине "Лион", в ходе которого установлен факт реализации продукции (незамерзающая жидкость), не соответствующей требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
По результатам лабораторных испытаний, подтвержденных протоколом N 840/1 от 08.02.2018 Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" испытательного лабораторного центра, аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.510116 (Дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 25.12.2015) установлено: при проведении количественного химического анализа образца пробы, незамерзающей жидкости марки UNIX - 30, 4.7 л. 1 шт. по цене 99,90 руб., изготовитель: 601108, Россия, Владимирская область, Петушинский район, д. Новое Аннино, ул. Центральная, д. 22, стр. 1, ООО "Купер Холдинг" в количестве 1 шт., данная проба, не соответствует требованиям "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. N 299" по показателю Метанол, уровень данного показателя превышают допустимые нормы в 10 раз (величина допустимого уровня метанола не более 0,05 %, результаты испытаний более 0,5 %), что является нарушением гллавы 11, раздела 5, пункта 1.3.1. "Единых санитарно-эпидемиологические и гигиенические требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299" товары бытовой химии не должны причинять вреда здоровью человека, окружающей среде при использовании по назначению с учетом разработанных защитных мер и должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Товары бытовой химии включены в Перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) и в Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе".
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 11.07.2007 N 47 (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.08.2007 N 10037) запрещено использование метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом, а также продажа населению указанных средств.
Метанол - CH3OH, простейший одноатомный спирт, бесцветная ядовитая жидкость, контаминант. Смертельная доза метанола при приеме внутрь равна 30 гр., но тяжелое отравление, сопровождающееся слепотой, может быть вызвано 5-10 гр. Как следует из материалов дела, в частности, экспертного заключения по результатам лабораторных испытаний N 840 от 12.02.2018, в реализуемой обществом продукции имело место многократное превышение гигиенического норматива содержания метанола, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
При вдыхании - головная боль, головокружение, мышечная слабость, обладает наркотическим действием. Наблюдается нарушение координации движения, ритма дыхания, нарушение функций зрения (до полной слепоты), боли в области живота, судороги. Наиболее поражаемые органы: нервная система, печень, почки, периферическая кровь, функция зрения.
Не допускается выпуск продуктов, поставляемых в торговую сеть, в состав которых входит метанол.
По результатам проверки составлен акт проверки от 02.03.2018, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 01-06-13/683, от
01.03.2018, составлен протокол об административном правонарушении от N 01-06-13/684 от 02.03.2018.
По факту установленного нарушения вынесено постановление от 13.03.2018 N 98 о привлечении ООО "Алко-трейд" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом состава вменяемого административного правонарушения и вины в его совершении со стороны общества.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные части 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Таким образом, объективная сторона данных правонарушений заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 52-ФЗ продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Разделом 5 главы 2 Единых санитарно-эпидемиологические требований, определено, что содержание метанола (массовая доля) в средствах бытовой химии по уходу за автомобилями должна составлять не более 0,05%.
Нарушение Единых санитарно-эпидемиологических требований, содержащихся в указанных нормативных актах, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, то есть образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается факт реализации ООО "Алко-трейд" продукции - незамерзающей жидкости UNIX - 30, 4.7 л, не соответствующей установленным требованиям и в 10 раз превышающей допустимые нормы.
Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ субъектом правонарушения является не только лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), но и продавцы соответствующей продукции.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ООО "Алко-трейд" исполнить требования нормативно правовых актов, в материалы дела не представлены, надлежащий контроль при приемке товара от поставщика не осуществлен.
Так, из материалов дела следует, что обществом незамерзающая жидкость в количестве 3 штук объемом 4,7 литра каждая была получена по товарно-транспортной накладной от 15.01.2018 (грузоотправитель ООО "ЛИОН"), представленной ООО "Алко-Трейд" административному органу при проведении проверки (л.д. 146). Из указанной накладной следует, что обществу поставлена жидкость стеклоомывающая зимняя "WINTER WASN" 4.7 л, вид упаковки - н/у, количество 3 шт. на сумму 162 рубля. Также представлено свидетельство о государственной регистрации и соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товару на жидкости незамерзающие UNIX-30 и ВЕГА-30 (л.д. 150).
Между тем, пунктом 11 Раздела II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) установлено, что государственной регистрации подлежит продукция (товары), указанная в пунктах 1 - 7 настоящего раздела, включенная в следующие исчерпывающие позиции ТН ВЭД ЕАЭС, впервые изготавливаемая на таможенной территории Евразийского экономического союза, а также впервые ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе: из ТН ВЭД ЕАЭС 3820 00 000 0 - Жидкости антиобледенительные готовые (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 82).
Статьей 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом (ч. 1).
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом и исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия.
Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (ч. 2).
Статьей 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (ч. 1).
Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанного реестра, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 N 201 утвержден порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений.
Формирование и ведение единого реестра включают в себя сбор Федеральной службой по аккредитации переданных ему органами по сертификации сведений о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия, внесение в единый реестр сведений о сертификатах соответствия, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту содержащейся в едином реестре информации (п. 4 Порядка).
Основанием для внесения в единый реестр сведений о сертификатах соответствия является решение о выдаче сертификата соответствия, о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении его действия, принятое в установленном порядке (п. 5 Порядка).
Сведения о сертификатах соответствия, содержащиеся в едином реестре, предоставляются Федеральной службой по аккредитации и подведомственными ему территориальными органами органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам, а также физическим лицам (п. 12 Порядка).
Плата за предоставление сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, не взимается (п. 13 Порядка).
Предоставление сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, органам государственной власти осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (п. 14 Порядка).
Предоставление сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в едином реестре, органам местного самоуправления, юридическим лицам, а также физическим лицам осуществляется в автоматизированном онлайн-режиме посредством информационного ресурса "Единый реестр сертификатов соответствия", размещенного в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 15 Порядка).
Из указанного следует, что, поскольку данный товар подлежит обязательной сертификации, общество "Алко-Трейд" с целью соблюдения указанных обязательных требований технического регулирования обязано в указанных целях принять меры, что бы на реализуемую им продукцию у него был соответствующий сертификат соответствия, который он вправе получить у продавца продукции либо самостоятельно проведя лабораторные исследования. Сертификат соответствия по утвержденной форме на реализуемую незамерзающую жидкость (форма утверждена Приказом Минпромэнерго России от 22.03.2006 N 53) у общества отсутствует. Иного из материалов дела не следует. Свидетельство о государственной регистрации от 08.07.2016 (л.д. 150) сертификат соответствия не заменяет. Сведения о том, что обществом до начала реализации проведена проверка наличия сертификата соответствия или проведение лабораторных испытаний реализуемой продукции, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции усматривает, что общество осуществляло реализацию продукции, подлежащую обязательной сертификации, не соответствующую установленным техническим требованиям по содержанию вредных веществ "содержание метанолов".
Поскольку у общества отсутствовал надлежащий сертификат соответствия на данную продукцию, то именно оно несет ответственность за реализацию продукции не соответствующей техническим требованиям к жидкостям антиобледенительным.
Учитывая, что общество осуществляет деятельность по торговле на профессиональной основе, то суд апелляционной инстанции считает, что данное правонарушение совершено им умышленно, общество осознавало противоправный характер своих действий, поскольку могло и должно было проверить наличие сертификата соответствия, тем самым убедившись в соответствии товара техническим требованиям, но при этом, безразлично относилось к наступившим вредным последствиям.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, административный орган пришел к правомерному выводу о том, что приведенные обстоятельства в достаточной мере свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью граждан при использовании метанолсодержащей жидкости и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ООО "Алко-трейд" заключается в том, что общество должно было принять все необходимые меры для того, чтобы реализуемая им продукция соответствовала техническим регламентам и иным предъявляемым к продукции требованиям, в нарушение требований СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, обществом не были приняты меры по осуществлению контроля качества реализуемой продукции.
Факт нарушения материалами дела подтвержден. Доказательств, подтверждающих, что обществом принимались исчерпывающие меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, а также подтверждающих отсутствие у него возможности принять меры, направленные на недопущение нарушений, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях ООО "Алко-трейд" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, следовательно, постановлением от 13.03.2018 N 98 общество обоснованно привлечено к административной ответственности.
Указанный правовой подход соответствует правовому подходу, сформированному Верховным Судом Российской Федерации (определение от 26.03.2018 N 306-АД17-21787, определение от 23.03.2018 N 306-АД18-1216).
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом административного органа о том, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют. Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая обстоятельства дела и характер совершенного административного правонарушения, каких-либо негативных последствий не наступило, административный орган при назначении административного наказания в виде штрафа применил размер меньше минимальной санкции.
Таким образом, постановление административного органа от 13.03.2018 N 98 является законным и обоснованным, следовательно, в удовлетворении заявленных требований ООО "Алко-трейд" должно быть отказано.
Поскольку выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ его следует отменить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 мая 2018 года по делу N А60-17493/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Алко-трейд" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17493/2018
Истец: ООО "АЛКО-ТРЕЙД"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОРОДЕ КАЧКАНАР, КУШВА, КРАСНОУРАЛЬСК, НИЖНЯЯ ТУРА