г. Ессентуки |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А63-2187/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2018 по делу N А63-2187/2018 (судья Карпель В.Л.)
по заявлению администрации города Пятигорска (ОГРН 1022601627575)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737),
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности,
третьи лица: МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, министерство имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ООО "Регион",
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
администрация города-курорта Пятигорска" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 14.12.2017 N 26/999/001/2017-27825 в регистрации права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:150211:499, площадью 1 964 кв. м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, улица Козлова, 18; об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности города-курорта Пятигорска на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" (далее - учреждение), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - ТУ Росимущества), министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) и общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления от 14.12.2017 N 26/999/001/2017-27825 в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на земельный участок общей площадью 1 964 кв.м, с кадастровым номером 26:33:150211:499, расположенный по адресу: Пятигорск, улица Козлова, 18, разрешенное использование: под многоквартирный дом N18 и иные, входящие в состав дома объекты недвижимости; под цехом по пошиву одежды; под административно-производственным зданием, обязал управление произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на указанный земельный участок. Судебный акт мотивирован тем, что доказательства регистрации права федеральной собственности либо собственности субъекта федерации на спорный земельный участок не представлены. Муниципальное образование в силу закона стало собственником земельного участка.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что причины, препятствующие государственной регистрации прав устранены не были, в связи с чем государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации.
Учреждение, территориальное управление, министерство и общество привлеченные к участию в деле в статусе третьих лиц, отзывы и своих представителей в суд не направили.
Дело пересматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании постановления от 18.07.2017 N 3044 между учреждением и обществом заключен договор аренды от 07.12.2017 N 60/17ю земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:150211:499 площадью 1 964 кв. м, расположенного по адресу: г. Пятигорск, улица Козлова, 18, под многоквартирный дом N18 и иные, входящие в состав дома объекты недвижимости, под цехом по пошиву одежды, под административно-производственным зданием, на срок с 05.12.2017 по 05.12.2066.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 26:33:150211:499 поставлен на кадастровый учет 02.08.2017 и имеет вид разрешенного использования - под многоквартирный дом N 18 и иные, входящие в состав дома объекты недвижимости, под цехом по пошиву верхней одежды, под административно-производственным зданием.
Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 01.09.2017 N 3696 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:150211:499 включен в реестр муниципального имущества.
20 ноября 2017 года муниципальное образование города-курорта Пятигорска в лице учреждения обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности города-курорта Пятигорска на земельный участок с кадастровым номером 26:33:150211:499.
В уведомлении от 15.09.2017 N 26/999/001/2017-27825 регистрирующий орган сообщил муниципальному образованию о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем документов, свидетельствующих о том, что земельный участок не находится в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации.
14 декабря 2017 года регистрирующий орган в письме N 26/999/001/2017-27825 отказал муниципальному образованию в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, указав, что согласно ответу от 19.09.2017 N 6497/02 на запрос, полученному из ТУ Росимущества, земельный участок с кадастровым номером 26:33:150211:499 относится к собственности Российской Федерации.
Полагая, что отказ управления Росреестра не соответствует нормам земельного законодательства, а также нарушает права (интересы) муниципального образования как собственника земельного участка с кадастровым номером 26:33:150211:499, администрация обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Закон N 218 с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218 государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных муниципальным образованием на государственную регистрацию, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок в связи с непредставлением заявителем документов, свидетельствующих о том, что земельный участок не находится в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации. В связи с этим в порядке межведомственного взаимодействия Управлением Росреестра направлены запросы в министерство и в ТУ Росимущетсва с просьбой предоставить сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 26:33:150211:499 к собственности Ставропольского края либо к собственности Российской Федерации соответственно. В письме от 19.09.2017 N 6947/02 ТУ Росимущества сообщило, что сведения о спорном земельном участке в реестре федерального имущества отсутствуют, однако в связи с тем, что город Пятигорск входит в состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, земельный участок с кадастровым номером 26:33:150211:499 относится к собственности Российской Федерации.
Ссылаясь на письмо ТУ Росимущества от 19.09.2017 N 6947/02, управление Росреестра отказало муниципальному образованию в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1 статьи 214 ГК РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 ГК РФ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.03.2018 N 26-0-1-54/4006/2018-4291 земельный участок с кадастровым номером 26:33:150211:499 расположен в городе Пятигорске, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Постановлением Совмина СССР от 28.08.1970 N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха" город Пятигорск отнесен к курортам общесоюзного значения.
На основании Постановления Правительства от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах и его администрации, установлены границы названного региона.
В силу Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) под курортом федерального значения понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 указанной статьи.
К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 вышеназванной статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; предусматриваются федеральными законами (часть 8 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые указаны в части 7 статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами.
К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 вышеуказанной статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ).
В силу части 11 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 указанной статьи.
Как было отмечено ранее, в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 26:33:150211:499. Из материалов дела, а также представленных сторонами доказательств видно, что земельный участок в реестре федерального имущества либо в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.
Кроме того, лицами, участвующими в деле, не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие факт нахождения на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, факт предоставления земельного участка федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений.
Частью 12 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что положения данной статьи не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Довод ТУ Росимущества о нахождении спорного земельного участка в федеральной собственности является ошибочным.
Содержащееся в статье 1 Федерального закона N 26-ФЗ указание на тот факт, что курорты федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, не означает закрепление за названными органами права собственности на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения и не исключает применение положений Федерального закона N 244-ФЗ, устанавливающего основания для передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, а также основания для отнесения указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Таким образом, отказ управления Росреестра от14.12.2017 N 26/999/001/2017-27825 в регистрации права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на земельный участок с кадастровым номером 26:33:150211:499 не соответствует нормам земельного законодательства, в частности Федерального закона N 244-ФЗ, нарушает право заявителя на распоряжение земельным участком в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2017 по делу N А63-4008/2016.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, применив вышеприведенное нормативное обоснование, суды первой инстанции правомерно заключили о следующем. Земельный участок расположен в пределах округов санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение, созданных до вступления в силу Закона N 406-ФЗ. Доказательства расположения земельного участка в границах иных особо охраняемых природных территорий в деле отсутствуют. Земельный участок федеральным законом отнесен к муниципальной собственности. Предусмотренные федеральным законом основания для отнесения земельного участка к федеральной или региональной собственности не установлены. Довод управления Росреестра о наличии спора об уровне собственности на земельный участок не обоснован и не подтвержден доказательствами. Учреждением избран надлежащий способ судебной защиты прав муниципального образования.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что управлением не доказаны обстоятельства, на основании которых заявителю было отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, в связи с чем признал отказ управления в регистрации права от 14.12.2017 N 26/999/001/2017-27825 незаконным. Обратный вывод управления противоречит вышеприведенным нормативным положениям, не соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены или изменения.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2018 по делу N А63-2187/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.