г. Ессентуки |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А63-269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Лазарева Максима Викторовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2018 по делу N А63-269/2018 (судья Русанова В.Г.),
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Лазарева Максима Викторовича (ОГРНИП 312265130500343),
к министерству сельского хозяйства Ставропольского края (ОГРН 1022601955970),
о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии,
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Лазарев Максим Викторович (далее - предприниматель, Лазарев М.В.) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии от 04.12.2017 N 16-19/74.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель в нарушение постановления Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 N 449-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" (далее - Порядок N 449-п) не представил требуемые документы в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что у министерства отсутствовали основания для отказа в предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства. Считает, что заявка предпринимателя соответствует требованиям, установленным Порядком N 449-п. Кроме того указал, что у него отсутствовала необходимость представления в пакете документов к заявке справки, подтверждающей на дату не ранее чем за 30 календар-ных дней до даты подачи заявления, что получатель не является ино-странным юридическим лицом, а также российским юридическим ли-цом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия ино-странных юридических лиц, местом регистрации которых является гос-ударство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; не опубликованием на официальном сайте министерства Порядка N 449-п в действующей на момент подачи заявки редакции.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 16.11.2017 через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Новоселицкого района Ставропольского края предпринимателем были поданы документы для предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в соответствии с прилагаемой описью документов дела.
20 ноября 2017 года документы поступили в министерство, что отражено в уведомлении о принятии документов от 20 11.2017 N 16-19/208.
04 декабря 2017 года предпринимателю уведомлением N 16-19/74 было отказано в предоставлении субсидии в связи с предоставлением документов не в полном объеме или несоответствием представленных документов требованиям, определенным Административным регламентом предоставления министерством сельского хозяйства Ставропольского края государственной услуги "Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства".
Не согласившись с отказом, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд правомерно исходил из того, что в силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в том числе по направлению развитие элитного семеноводства.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Ставропольского края от 06.02.2009 N 3-кз "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Ставропольском крае" предоставление субъектам государственной поддержки края за счет средств краевого бюджета государственной поддержки развития сельского хозяйства края в форме субсидий или грантов осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законом Ставропольского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми акта-ми Правительства Ставропольского края.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам осуществляется в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемы-ми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Нормативным правовым актом, регулирующим предоставление из бюджета Ставропольского края субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур, являются Порядок N 449-п.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 4 Порядка N 449-п субсидии предоставляются получателям при соблюдении ими, в том числе условия соответствия получателя требованиям, предусмотренным пунктом 4 данного Порядка.
В силу подпункта 2 пункта 41 Порядка N 449-п субсидии предоставляются получателям при соответствии наряду с другими требованию о том, что на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления получатель не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.
Предоставление субсидий получателям осуществляется на основании следующих документов:
1) для получателей, имеющих посевные площади под элитными семе-нами сельскохозяйственных культур:
а) заявление;
б) копии договоров на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур в текущем финансовом году с приложением копий счетов и (или) счетов-фактур, накладных, платежных поручений, подтверждающих оплату получателем приобретенных элитных семян сельскохозяйственных культур в полном объеме, заверенные руководителем получателя;
в) копии сертификатов на элитные семена сельскохозяйственных культур, выданные органами по сертификации семян, заверенные руководителем получателя;
г) копии актов расхода семян и посадочного материала по форме N СП-13, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 29.09.1997 N 68, подтверждающих использование получателем элитных семян сельскохозяйственных культур, заверенные руководителем получателя;
д) копии сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме федерального статистического наблюдения N 29-СХ или копии сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме федерального статистического наблюдения N 2-фермер, заверенные руководителем получателя;
е) справка, подтверждающая на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления отсутствие у получателя просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами Ставропольского края, и иной просроченной задолженности перед краевым бюджетом, оформленная в свободной форме, подписанная руководителем получателя и скрепленная печатью получателя (при наличии);
ж) справка, подтверждающая на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления, что получатель не получает средства из краевого бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Ставропольского края на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, оформленная в свободной форме, подписанная руководителем получателя и скрепленная печатью получателя (при наличии);
з) справка, подтверждающая на дату не ранее чем за 30 календар-ных дней до даты подачи заявления, что получатель не является ино-странным юридическим лицом, а также российским юридическим ли-цом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия ино-странных юридических лиц, местом регистрации которых является гос-ударство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, оформленная в свободной форме, подписанная руководителем получателя и скрепленная печатью получателя (при наличии);
и) документ, подтверждающий отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выданный инспекцией Федеральной налоговой службы по месту постановки получателя на налоговый учет на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления;
к) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты по-дачи заявления (пункт 6 Порядка N 449-п).
Абзацем шестым пункта 81 Порядка N 449-п определено, что министерство от-казывает получателю в предоставлении субсидии в случае представления по-лучателем документов, предусмотренных подпунктами "а" - "з" подпунктов 1 и 3 и подпунктами "а" - "и" подпункта 2 пункта 6 данного По-рядка, не в полном объеме или несоответствия представленных документов требованиям, предусмотренным подпунктами 1-3 пункта 6 данного Порядка.
Как следует из материалов дела, предпринимателем 20.11.2017 в министерство было подано заявление от 16.11.2017 N 1 о предоставлении субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, к заявлению не была приложена справка подтверждающая на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления, что заявитель не является иностранным юридиче-ским лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складоч-ном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, оформленной в свободной форме, подписанной руководителем заявителя и скрепленной печатью заявителя (при наличии), что и послужило основанием для отказа.
Довод предпринимателя о то, что он не является юридическим лицом, и представление спорной справки для него не было обязательным, судом отклонен.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерально-го закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений. В соответствии с частью 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. При этом ни Порядка N 449-п, ни из других нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в части предмета спора, не вытекает иное.
Таким образом, справку о том, что получатель не является иностран-ным юридическим лицом в перечне документов, необходимых для предоставления субсидии, обязаны представить как юридические лица, так и инди-видуальные предприниматели.
Довод предпринимателя об отсутствии на официальном интернет-портале на момент подачи документов, а именно 20.11.2017, действующей редакции Порядка N 449-п с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ставропольского края от 03.10.2017 N 395-п (далее - Постановление N 395-п), судом отклонен.
Частями 2, 3 статьи 2 Закона Ставропольского края от 18.06.2012 N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края" определено, что "Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru) является сетевым изданием, порядок создания и ведения которого утверждается Губернатором Ставропольского края.
На "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru) в порядке, утверждаемом Губернатором Ставропольского края, опубликовываются правовые акты Ставропольского края, подлежащие официальному опубликованию, а также могут быть размещены иные правовые акты Ставропольского края.
Постановление N 395-п в соответствии с требованиями законодательства Ставропольского края было опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru) 03.10.2017.
Согласно пункту 4 Постанов-ления N 395-п, оно вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, то есть 04.10.2017.
Таким образом, требования о предоставлении спорной справки действовали с 04.10.2017. При этом документы были поданы заявителем в министерство 20.11.2017.
Информация и документы, публикуемые на "Официальном интернет- портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru), являются общедоступными.
Кроме прочего, Постановлением N 395-п в Порядок N 449-п были внесены и другие изменения, в части документов, предоставляемых в министерство для получения субсидии.
Данные документы, представленные заявителем в министерство, соответствовали требовани-ям Порядка N 449-п с учетом изменений, внесенных Постановлением N 395-п, за исключением спорной справки, что опровергает довод предпринимателя о том, что ему не было известно об изме-нениях, внесенных в Порядок N 449-п Постановлением N 395-п.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2018 по делу N А63-269/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-269/2018
Истец: Лазарев Максим Викторович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ