г. Москва |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А40-157638/2017 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-157638/2017, принятое судьёй Павлюком Ю.Б., по иску АО "ПГК" к ОАО "РЖД" о взыскании 41 564 рублей 50 копеек,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен АО "Первая грузовая компания" (далее - истец, АО "ПГК") к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 41 564 рублей 50 копеек в возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору подряда.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции указал, что ответчиком не возмещена сумма расходов истца, понесенных в целях устранения недостатков работ, произведенных ответчиком.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал, что согласно актам-рекламациям виновным лицом является АО "ВРК-2", а не ответчик.
В отзыве истца содержатся возражения на доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцом и ответчиком истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор от 01.04.2013 N ТОР-ЦВ-00-30/ДЦ7В-223/13. Согласно пункту 4.1.1 договора ответчик обязался производить ремонт вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД". Согласно пункту 4.1.2 договора ответчик предоставляет гарантию на фактически проведенные работы ответчиком работы по ТОР в соответствии с Руководством по текущему и отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденным МПС России 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России от 21.12.2010 N 286.
Течение гарантийного срока начинается с даты оформления уведомления формы ВУ36М.
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора при наступлении гарантийного случая по неисправности, устранение которой производилось подрядчиком в предыдущем ТОР, грузовые вагоны направляются для устранения неисправности в ближайшее ВЧДЭ.
Во исполнение условий договора в депо ответчика был выполнен ТОР грузового вагона истца N 52080546, в рамках которого ответчик произвел подкат колесной пары ICC5 147479 65, что подтверждается актом о выполненных работах N 11-7/А от 2015, расчетно-дефектной ведомостью от 03.11.2015, так же поведен ремонт колесной пары вагона N50369198, что подтверждается актом о выполненных работах N 124 от 12.11.2014, расчетно-дефектной ведомостью от 12.11.2014.
Ответчик, выполнив ТОР вагонов истца, несет ответственность за ее техническое состояние до следующего обыкновенного или полного освидетельствования колесной пары.
Возникшая в период действия гарантии ответчика неисправность на вагоне в соответствии с Классификатором основных неисправностей грузовых вагонов относится к технологической, то есть возникла в результате некачественно произведенного последнего текущего ремонта, что подтверждается составленным в установленном порядке актом-рекламацией формы ВУ-41-М N 44 от 21.04.2016 и ВУ-41-М N 13 от 23.02.2015.
Обнаруженная неисправность на спорном вагоне N 52080546 и вагона N 50369198 была устранена в эксплуатационном депо ВЧД Витебск Белорусской железной дороги, вагон выпущен из текущего отцепочного ремонта, что подтверждается составленным актом общей формы N 14386 от 11.02.2015, уведомлением формы ВУ-36 от 11.02.2015.
Сумма расходов, понесенных АО "ПГК" по устранению неисправностей в текущем отцепочном ремонте вагона, составила 20 782 рубля 25 копеек, что подтверждается актом о приемке-сдаче выполненных работ от 11.02.2015 N ВЧД-11-402/15, счетом-фактурой N 1380 от 16.02.2015, платежным поручением N 3115 от 19.03.2015.
Сумма расходов, понесенных АО "ПГК" по устранению неисправностей в текущем отцепочном ремонте вагона N 52080546 составила 20 782 рубля 25 копеек и вагона N 50369198 составила 20 782 рубля 25 копеек, что подтверждается актом о приемке-сдаче выполненных работ от 11.02.2015 N ВЧД-11-402/15, счетом-фактурой от 16.02.2015 N 1380, платежным поручением от 19.03.2015 N 3115.
Ответчик в соответствии с условиями заключенного сторонами договора обязан возместить истцу расходы, связанные с устранением в текущем отцепочном ремонте неисправностей указанных выше грузовых вагонов, вызванных некачественно выполненным ответчиком текущим ремонтом грузовых вагонов истца, а именно - возместить денежные средства в размере 41 564 рубля 50 копеек.
В пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика за недостатки (дефекты) выполненных работ.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 4.1.2 Договора Ответчик предоставляет гарантию на фактически проведенные работы Ответчиком по ТОР в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденным МПС России от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России от 21.12.2010 N 286.
Течение гарантийного срока начинается с даты оформления уведомления формы ВУ36М.
Во исполнение условий Договора в Депо Ответчика был выполнен ТОР грузового вагона Истца N 52080546, в рамках которого Ответчик произвел подкат колесной пары N 0005 147479 65. что подтверждается актом о выполненных работах N 11-7/А от 03.11.2015, расчетно-дефектной ведомостью от 03.11.2015, представленными в материалы дела.
Таким образом, Ответчик, выполнив ТОР вагона Истца, произведя подкат колесной пары, несет ответственность за ее техническое состояние до следующего обыкновенного или полного освидетельствования колесной пары.
Согласно справке 2653 на вагон N 52080546 Деповской ремонт вагона производило АО "ВРК-2" 13.05.2015, клеймо на колесной паре свидетельствует о том, что последний ремонт был выполнен в октябре 2015 года, после чего 03.11.2015 вагон был отцеплен в ТОР, в рамках которого ОАО "РЖД" осуществило подкат Ш колесной пары N 0005 147479 65. что подтверждается актом о выполненных работах N 11-7/А от 03.11.2015. расчетно-дефектной ведомостью от 03.11.2015. представленными в материалы дела.
В соответствии с условиями Договора в Депо Ответчика был выполнен ТОР грузового вагона Истца N 50369198, в рамках которого Ответчик произвел подкат колесной пары N 222584, что подтверждается актом о выполненных работах N 124 от 12.11.2014, расчетно-дефектной ведомостью от 12.11.2014, представленными в материалы дела.
Таким образом, Ответчик, выполнив ТОР вагона Истца, произведя подкат колесной пары, несет ответственность за ее техническое состояние до следующего обыкновенного или полного освидетельствования колесной пары.
Согласно справке 2653 на вагон N 50369198 Деповской ремонт вагона производило АО "ВРК-2" 19.08.2012, клеймо на колесной паре свидетельствует о том, что последний ремонт был выполнен в ноябре 2014 года, 12.11.2014 вагон был отцеплен в ТОР, в рамках которого ОАО "РЖД" осуществило подкат колесной пары N 0005 147479 65. что подтверждается актом о выполненных работах N 124 от 12.11.2014, расчетно-дефектной ведомостью от 12.11.2014, представленными в материалы дела.
Согласно акту-рекламации N 44 от 21.04.2016 на вагон N 52080546, причиной отцепки вагона является грение буксового узла по показаниям средств автоматизированного контроля, причиной которого явилось ослабление торцевого крепления.
В соответствии с актом-рекламацией N 13 от 23.02.2015 на вагон N 50369198, причиной отцепки вагона является грение буксового узла по показаниям средств автоматизированного контроля, причиной которого явилось ослабление торцевого крепления.
В соответствии с пунктом 12.4.1, 12.4.1.1 (Руководящего документа по ремонту и обслуживанию колесных пар) Текущий ремонт колесных пар выполняется: при каждой подкатке колесных пар под вагоны. При проведении текущего отцепочного ремонта вагону разрешается подкатывать колесные пары без проведения им текущего ремонта (обыкновенного освидетельствования) при условии подкатки колесной пары на участке ТОР, где она была выкачена из-под вагона или на другом участке ТОР, входящем в структуру одного предприятия при наличии пересылочной ведомости Формы ВУ-50 и натурного колесного листка Формы ВУ-51, с указанием соответствия параметров колесной пары требованиям таблицы 23.1. если срок очередного среднего ремонта колесной пары не истекает в межремонтный период эксплуатации вагона, под который устанавливается данная колесная пара.
Согласно пункту 12.4.2 1 (Руководящего документа по ремонту и обслуживанию колесных пар) При текущем ремонте колесных пар производят: 12.4.2.3.6 производят монтаж торцевого крепления подшипников на шейках осей колесных пар.
Таким образом, неисправность возникла в связи с некачественным выполнением Ответчиком обязательных работ при текущем ремонте колесных пар, регламентированных Руководящим документом по ремонту и обслуживанию колесных пар. В соответствии с условиями Договора, после выполнения работ по ТОР Ответчиком, Истцу предоставляется гарантия в объеме выполненных работ по ТОР.
Ответственность за состояние замененных колесных пар устанавливается в соответствии с указанием МПС России от 18.11.98 N пр. К-1316у (далее - Указание МПС N 1316у).
В соответствии с пунктом "в" части 1 Указания МПС N 1316у вагоноремонтное предприятие, выполнившее обыкновенное освидетельствование колесной пары, несет ответственность за техническое состояние такой колесной пары вплоть до следующего полного или обыкновенного освидетельствования.
Вместе с тем, п. 2.4., 2.10 Руководства по текущему отцепочному ремонту предусмотрено, что при ТОР должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в ТОР. При этом в состав таких работ включается: устранение указанной в форме "ВУ-23" неисправности грузового вагона; выполнение регламентных и профилактических работ; контроль состояния всех узлов и деталей вагонов. Невозможно выявить ту или иную неисправность вагона без проведения контроля и технического состояния. Следовательно, контроль технического состояния является неотъемлемой частью выполнения ТОРа.
Так, согласно перечню операций контроля и регламентных операций обязательных для каждого вагона, поступившего в ТОР, при проведении ТОР в обязательном порядке проводятся операции контроля и регламентные операции, состоящие из перечня в 76 пунктов, которые включают в себя контроль и регламентные операции всех деталей и узлов вагона, поступившего в ТОР.
При проведении ТОР Ответчик должен был провести контрольные и регламентные работы по контролю технического состояния колесных пар и буксовых узлов (пункты перечня 1 -10); контролю технического состояния ходовых частей (пункты перечня 11 - 22); контролю технического состояния автосцепного устройства (пункты перечня 23 - 34); контролю технического состояния автотормозного оборудования (пункты перечня 35 - 43); контролю технического состояния кузова вагона (пункты перечня 44 - 76).
То есть при каждом ТОР работники Ответчика должны были проверять исправность данных деталей и составлять акт о исправности вагона с разрешением эксплуатации на путях общего пользования.
При производстве ТОР на спорном вагоне производится контроль технического состояния всех узлов и деталей грузового вагона - комплекс операций или операция оценки уровня технического состояния вагона, его узлов и деталей в соответствии с Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном сообщении (протокол заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22 - 23 ноября 2007 года N 47 и Руководство по текущему отцепочному ремонту).
Кроме того, в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286, не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Таким образом, при поступлении указанных выше вагонов в ТОР, они в обязательном порядке проходят весь комплекс работ, необходимый для поддержания вагонов в исправности. Подтверждение того факта, что вагоны на пути общего пользования выпущен в технически исправном состоянии отражается в уведомлении ВУ-36-М составляемым при каждом ремонте.
В связи с прямой обязанностью Ответчика выполнить текущий ремонт при подкатке колесных пар под указанные выше вагоны, в рамках которого должны были быть произведены мероприятия, а также одинаковым объемом работ, выполняемым 3-им лицом и Ответчиком, то гарантийные обязательства по соблюдению качества ремонта, проведенного в рамках обыкновенного освидетельствования, возникли у Ответчика, проводившего последний текущий ремонт данных вагонов при выполнении ТОР.
Таким образом, ответственность за ТОР вагона N 52080546 по причине грения буксы колесной пары N 0005 147479 65 и ТОР вагона N 50369198 по причине грения буксы колесной пары N 222584 в объеме простого освидетельствования, выполненного при подкате сотрудниками ОАО "РЖД, с АО "ВРК-2" снимается. В свою очередь, согласно условиям Договора, ОАО "РЖД" предоставляет гарантию на выполненные ими работы до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу".
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме относится на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-157638/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.