г. Москва |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А40-236462/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Алианта Групп"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018 по делу N А40-236462/17,
принятое судьей Махлаевой Т.И.
по заявлению ООО "Алианта Групп"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным,
при участии:
от заявителя: |
Левина О.В. по дов. от 10.01.2017; |
от заинтересованного лица: |
Боева А.М. по дов. от 03.10.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Алианта Групп" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решение Центральной акцизной таможни N 10009000/210/010917/Т000093/001 от 01.09.2017 г. о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано полностью.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество указывает, что в период с 01.01.2016 г. по 10.05.2017 г. Общество осуществляло исчисление таможенных платежей и акцизов в отношении товаров "вино с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения" и "игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения" в соответствии с Приказом ФТС России от 01.07.2016N 1311.
Поскольку приказ ФТС от "05" мая 2017 г. N 736 был опубликован в официальных источниках лишь "11" мая 2017 г. и с учетом того, что то ООО "Алианта Групп" осуществляло исчисление сумм акцизов на основании норм Налогового кодекса РФ и ведомственного нормативно-правового акта, коим является Приказ ФТС России от 01 июля 2016 г. N 1311, ООО "Алианта Групп" не было допущено нарушений при исчислении сумм акцизов.
Более подробно позиция Общества изложена в апелляционной жалобе, поддержанной представителем Общества в судебном заседании.
Представитель Таможни возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснил, что доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию Общества в суде первой инстанции и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на Алабинском таможенном посту ЦАТ ООО "Алианта Групп" подало ДТ N 10009020/030517/0007027, N 10009020/040517/0007131, N 10009020/030517/0007002, N 10009020/040517/0007130, N 10009020/040517/0007145, N 10009020/030517/0007007, N 10009020/040517/0007055, по которым задекларированы товары: вина виноградные натуральные высококачественные тихие с защищенным географическим указанием, "Лангедок", изготовитель: "LES GRANDS CHAIS DE FRANKE", производство Франция.
При таможенном декларировании указанных выше товаров согласно статье 193 Налогового кодекса Российской Федерации акциз уплачен по ставкам: вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения - в размере 5 рублей за 1 литр; игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения - в размере 14 рублей за 1 литр.
ЦАТ в отношении ООО "Алианта Групп" была проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения таможенного законодательства в части правильности и полноты исчисления таможенных платежей и акцизов в отношении вышеуказанных товаров, по результатам которой установлено следующее.
Перечень операций, относящихся к объектам налогообложения при взимании акциза, установлен ст. 182 НК РФ. В соответствии с данной статьей к объектам налогообложения наряду с иными относится, в том числе ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Налогообложение подакцизных товаров вне зависимости от объектов налогообложения осуществляется по ставкам, установленным ст. 193 НК РФ.
С 01.01.2016 статьей 193 НК РФ игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения установлены ставки акцизов отличные от ставок акцизов на иные вина и игристые вина.
В отношении вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения ставки акцизов установлены следующие ставки акциза: вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения - в размере 5 рублей за 1 литр (2016 г.) и 5 рублей за 1 литр (2017 г.); игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения - в размере 13 рублей за 1 литр (2016 г.) и 14 рублей за 1 литр (2017 г.).
Согласно ч. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В связи с этим при применении ст. 193 НК РФ необходимо учитывать определения понятий винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения, установленное Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Данный федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона.
Из положений п. п. 24 и 25 ст. 2 Федерального закона следует, что к винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения относится винодельческая продукция, произведенная на территории Российской Федерации из винограда, выращенного на территории Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом.
Кроме этого, согласно статье 6 Федерального закона N 171-ФЗ определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
Критерии и условия отнесения вин и игристых вин, импортируемых в Российскую Федерацию, к винам с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения Федеральным законом не установлены. Таким образом, приведенные в Федеральном законе определения основных понятий исключают возможность отнесения импортных вин к винам с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения.
В отношении вин, за исключением вин с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения, ввозимых в Российскую Федерацию, уплата акциза должна осуществляться по ставкам в размере 9 рублей за 1 литр (2016 г.), 18 рублей за 1 литр (в 2017 г.).
В соответствии с приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" при утверждении классификации доходов федерального бюджета, в том числе на 2016, 2017 годы доходы от взимания акцизов на вина и игристые вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (коды бюджетной классификации - 1 03 02340 01 0000, 1101 03 02350 01 0000 ПО) предусмотрены только в разделе налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.
Раздел налогов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, не предусматривает такого вида доходов федерального бюджета как акцизы на вина и игристые вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, ввозимые на территорию Российской Федерации. Таким образом, ставки акцизов для вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, установленные ст. 193 НК РФ в зависимости от вида подакцизного товара без разделения на виды объектов налогообложения, с учетом утвержденной классификации доходов бюджета, не применяются в отношении вин, ввозимых на территорию Российской Федерации.
Разъяснения относительно применения ставок акциза на вина и игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения направлялись письмами Минфина России от 13.04.2017 N 03-13-05/22068 и от 24.04.2017 N 03-10-12/24504.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 29.07.2017 N 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что не подлежат уплате (взысканию) суммы акциза по ввезенным на территорию Российской Федерации с 1 января 2016 года по 30 апреля 2017 года включительно винам, игристым винам (шампанским), к которым применялись ставки акциза, установленные ст. 193 НК РФ в отношении вин, игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, в размерах, превышающих суммы акциза, рассчитанные по указанным налоговым ставкам.
Учитывая тот факт, что рассматриваемые товары ввезены на территорию Российской Федерации 02.05.2017-10.05.2017, положения статьи 2 Федерального закона от 29.07.2017 N 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не могут быть применены к данным товарам.
Довод заявителя об отсутствии оснований для перерасчета суммы акциза в отношении рассматриваемых товаров, в связи с тем, что приказ ФТС России от 05.05.2017 N 736 "О внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 1 июля 2016 г. N 1311" был опубликован лишь 11.05.2017 не может быть принят во внимание. Приказ ФТС России от 05.05.2017 N 736 был издан в целях реализации положений статьи 193 НК России и самостоятельно не устанавливал ставки акцизов на ввозимые товары. Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 01.07.2016 N 1311 "О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учете их уплаты в доход федерального бюджета" (с учетом изменений, внесенных приказом ФТС России от 05.05.2017 N 736), установлены 1 января по 31 декабря 2017 включительно, а не с даты официального опубликования приказа ФТС России от 05.05.2017 N 736.
Из положений Федерального закона N 254-ФЗ следует, что указанные повышенные ставки акцизов следует применять к товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации в период с 01.05.2017.
В соответствии с гражданским законодательством наименование места происхождения товаров рассматривается как охраняемый результат интеллектуальной деятельности, который подлежит защите в силу его государственной регистрации. Положения гражданского законодательства не предусматривают порядок, основания и условия взимания акцизов на товары, а регламентируют правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности.
На основании ч. 1 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В соответствии с ч. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Учитывая тот факт, что положения НК РФ и Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" направлены, в том числе на снижение объема фальсифицированной винодельческой продукции, за счет стимулирования производства в Российской Федерации вин и игристых вин (шампанских), а также на полное прослеживание происхождения сырья для производства за счет декларирования объема собранного и использованного винограда, выдачи отдельной лицензии на производство вин защищенного наименования места происхождения, защищенного географического указания, маркировки отдельными видами федеральных специальных марок, которые выдаются только в случае подтверждения использования винограда для производства вин защищенного наименования места происхождения, защищенного географического указания - различия в ставках акцизов экономически обоснованы.
На основании ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. На основании ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Учитывая тот факт, что ч. 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, при определении терминов, имеющих значение для исчисления акциза в отношении товаров с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", раскрывающим понятия винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также требования к ввозу и вывозу алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что Центральной акцизной таможни было принято законное решение по результатам камеральной таможенной проверки от 01.09.2017 N 10009000/210/010917/Т000093/001 об изменении ставки акциза, взимаемого при таможенном декларировании товаров, является верным.
Заявителем не приведены основания незаконности решения, не указаны нормы законодательства, которые нарушены Центральной акцизной таможней при вынесении решения.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежали.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию Общества в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2018 по делу N А40-236462/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.