город Самара |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А55-30777/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мешковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 1 марта 2018 года по делу N А55-30777/2016 (судья Каленникова О.Н.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, к акционерному обществу "РН-Транс", Самарская область, г. Новокуйбышевск, о взыскании 503 560 руб. 28 коп.,
третьи лица: акционерное общество "РНПК", Рязанская область, г. Рязань, общество с ограниченной ответственностью "БалтТрансСервис", г. Санкт-Петербург,
с участием:
от истца - представитель Пучкова М.Ю., доверенность от 11.09.2017 (до перерыва - 03.07.2018), представитель Ильина Н.Д., доверенность от 28.12.2016 (после перерыва - 05.07.2018), представитель Бегизардова Н.А., доверенность от 28.12.2016 (после перерыва - 10.07.2018),
от ответчика - представитель Федотов Д.Ю., доверенность от 01.01.2018 (до и после перерыва - 03.07.2018, 10.07.2018), представитель Свистун С.А., доверенность от 05.12.2017 (после перерыва - 05.07.2018),
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) в рамках дела N А55-26663/2016 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций, по причине, зависящей от грузополучателя в сумме 2 787 662 руб. 68 коп. Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2016 в отдельное производство выделено требование о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций, по причине зависящей от грузополучателя по поездам N 0821-691-2231 в сумме 408 020 руб. 40 коп., N 0982-001-2231 в сумме 6 842 руб. 82 коп., N 2200-222-2231 в сумме 10 754 руб. 52 коп., N 2200-649-2231 в сумме 61 869 руб. 76 коп., N 2200-567-2231 в сумме 11 441 руб. 28 коп., N 2200-563-2231 в сумме 2 778 руб. 90 коп., N 2200-563-2231 в сумме 1 852 руб. 60 коп., итого на сумму: 503 560 руб. 28 коп., рассмотренное в рамках настоящего дела. Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО "БалтТрансСервис". Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2017 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 127 637 руб. 06 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Законность принятого решения по делу в апелляционном порядке не проверялась. Постановлением арбитражного суда Поволжского округа от 10.11.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2017 по делу N А55-30777/2016 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением исковые требования удовлетворены.
С акционерного общества "РН-Транс" взысканы в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 503 560 руб. 28 коп.- плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций, по причине, зависящей от грузополучателя, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 674 руб. 70 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "РН-Транс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2018 г. в части взыскания с Ответчика платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования по поезду 0982-001-2231 по накопительной ведомости N 110117 от 11.01.2016 г. в размере 6842,82 руб. и принять новый судебный акт о частичном удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что АО "РН-Транс" в первой перевозке ООО "БалтТрансСервис" - ООО "БалтТрансСервис", когда вагоны были отставлены от движения на станции Стенькино-1, а также когда вагоны были направлены оператором подвижного состава на станцию Лесок - не участвовало. Заявитель просит учесть, что Ответчик не являлся грузополучателем задержанных в пути следования вагонов, а также не является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузополучателем своим локомотивом и не осуществлял погрузку грузов в указанные вагоны на путях необщего пользования в рамках спорной перевозки. Заявитель указывает на то, что Плата же за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций в пути следования начисляется Истцом в рамках уже оконченной перевозки, по тем вагонам, грузополучателем которых является ООО "БалтТрансСервис" и не может быть отнесена на ответственность АО "РН-Транс".
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал жалобу по доводам в ней изложенным, пояснил, что решение обжалуется лишь в части взыскания 6842,82 руб.
Представитель истца считал решение законным и обоснованном.
Поскольку от лиц, участвующих в деле не поступило возражений относительно проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с ч.1, ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о необходимости отменить обжалуемое решение, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Материалами дела подтверждается, что между ОАО "Российские железные дороги" (Перевозчик), Закрытым акционерным обществом "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (ЗАО "РНПК" (Пользователь), ЗАО "РН-Транс" (Грузовладелец), 26 мая 2015 года заключен договор N 2-12/143-07/4350015/0659Д. Между сторонами подписан протокол согласования разногласий от 23 сентября 2015 года.
В соответствии с п.1.1. договора Пользователь предоставляет Грузовладельцу во временное пользование железнодорожные пути необщего пользования для производства грузовых операций.
Пунктом 1.3. договора определено, что Грузовладелец оплачивает Перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом 3 договора. Грузовладелец обеспечивает погрузку, выгрузку грузов круглосуточно, а также в выходные и праздничные дни.
Общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается в соответствии с условиями договора от 14.03.2008 N 2-12/143.
Согласно п.2.4 договора уведомление о подаче вагонов передается Перевозчиком в адрес Грузовладельца по телефону. О готовности вагонов к уборке Грузовладелец передает Перевозчику уведомление по телефону с последующим письменным подтверждением.
В соответствии с пунктом 3.2 договора Грузовладелец уплачивает Перевозчику, в том числе: плату за пользование вагонами с момента фактической подачи на места погрузки, выгрузки до получения уведомления о готовности вагонов к уборке, а также за время ожидания их подачи по причинам, зависящим от Грузовладельца или Пользователя согласно Тарифному руководству N 2.
В материалы дела сторонами представлен также договор, подписанный между ОАО "РЖД" (Перевозчик), ЗАО "РНПК" (Пользователь), ООО "БТС" (Грузовладелец-1), ЗАО "РН-Транс" (Грузовладелец) 01 июля 2015 года N 2-12/143-08.
Договор подписан сторонами с протоколом разногласий.
Согласно п.1.1 договора в редакции протокола разногласий, Перевозчик производит подачу вагонов с путей станции Стенькино-2 до мест погрузки вагонов, принадлежащих Грузовладельцу-1 на праве собственности, аренды или ином законном основании, на железнодорожный путь необщего пользования Пользователя по станции Стенькино-2 в соответствии с условиями договора на подачу и уборку вагонов от 14.03.2008 N 2-12/143.
В соответствии с п.1.2. договора Перевозчик организует отправление для Грузовладельца груженых вагонов, принадлежащих Грузовладельцу-1 на праве собственности, аренды или ином законом основании с железнодорожного пути необщего пользования Пользователя.
Грузовладелец обязался оплачивать Перевозчику сборы и платежи за вагоны, принадлежащие Грузовладельцу -1, на праве собственности, аренды или ином законном основании, в соответствии с прейскурантом 10-01 Тарифное руководство N 3 (пункт 1.3. договора в редакции протокола разногласий).
Согласно п.2.1 договора Перевозчик производит подачу вагонов, принадлежащих Грузовладельцу-1, с путей станции Стенькино-2 для Грузовладельца на железнодорожный путь необщего пользования Пользователя.
Общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается в соответствии с условиями договора на подачу и уборку вагонов от 14.03.2008 N 2-12/143 (п.2.2.).
Уведомление о подаче вагонов передается Перевозчиком старшему диспетчеру отдела диспетчерского управления движением подвижного состава Грузовладельца по телефону с последующим письменным подтверждением (п.2.3.).
В соответствии с п.3.2 договора Грузовладелец, Грузовладелец-1 уплачивают Перевозчику, в том числе, а) плату за пользование вагонами с момента фактической подачи на места погрузки, выгрузки до получения уведомления о готовности вагонов к уборке и за время ожидания их подачи по причинам, зависящим от Грузовладельца, Грузовладельца-1, согласно Тарифному руководству N 2.
Порядок подачи вагонов, прибывших одновременно в адреса Грузовладельца, Грузовладельца -1 определяет начальник станции, с учетом размера подачи, мест погрузки, выгрузки, технологии работы станции.
В настоящем деле рассматриваются исковые требования в связи с тем, что в составе поезда N 0821-691-2231, N 0982-001-2231, N 2200-222-2231, N 2200-649-2231, N 2200-567-2231, N 2200-563-2231, N 2200-563-2231 на станцию Стенькино 2 прибыли порожние цистерны с просроченным сроком доставки, которые были задержаны на промежуточных станциях, о чем были составлены акты общей формы.
Причиной нарушения сроков доставки вагонов на станцию Стенькино-2 послужила задержка вагонов в пути следования на промежуточных станциях в связи с занятостью путей необщего пользования вследствие нарушения ответчиком технологических норм погрузки-выгрузки вагонов.
Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса РФ.
Статьями 39, 119 Устава, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам N 127-т/1 от 29 апреля 2015 года "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12, тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "Российские железные дороги".
Согласно пункту 1.2 распоряжения ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" причинами неприема вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, являются, например:
- занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения;
- занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования,
- занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей,
- занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии с положениями статьи 119 УЖТ РФ, разделом 3 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, акты общей формы являются надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт, продолжительность и причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
Согласно пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, представлены акты общей формы.
В данных актах указаны номера вагонов, наименования груза, причина задержки; отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема).
Однако, в актах имеется отметка о подписании актов представителем ответчика с возражениями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности довода ответчика по вагонам N N 57935041, 54092002, 51626125, которые шли в адрес грузополучателя ООО "БалтТрансСервис" и не шли под погрузку АО "РН-Транс" в рамках спорной перевозки.
Но, как указывалось выше, в материалы дела был представлен акт общей формы N 1/223 от 10.01.2017 г. с разногласиями по поезду 0982-001-2231, в котором указано, что вагоны 57935041, 54092002, 51626125 были задержаны на станции Стенькино-1 09.01.2016 г. по причинам, зависящим от ответчика и прибыли на станцию назначения Стенькино-2 10.01.2016 г.
В тот же день 10.01.2016 г. указанные вагоны по транспортной железнодорожной накладной ЭК925834 от 10.01.2016 г. грузоотправителем ООО "БалтТрансСервис" были перенаправлены в отстой на станцию Лесок по своим заявкам, т.е. под погрузку к АО "РН-Транс" в рамках спорной перевозки поданы не были.
Т.е. АО "РН-Транс" в данной перевозке ООО "БалтТрансСервис" - ООО "БалтТрансСервис" (когда вагоны были отставлены от движения на станции Стенькино-1, а также когда вагоны были направлены оператором подвижного состава на станцию Лесок) не участвовало.
В материалы дела представлены документы из программы, свидетельствующие об отсутствие погрузки в вагоны 57935041, 54092002, 51626125 в январе 2016 года.
В контррасчете, на который сослался суд первой инстанции вагоны 57935041, 54092002, 51626125 не указаны.
В соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Ответчик не являлся грузополучателем задержанных в пути следования вагонов, а также не является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузополучателем своим локомотивом и не осуществлял погрузку грузов в указанные вагоны на путях необщего пользования в рамках спорной перевозки.
Плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций в пути следования начисляется Истцом в рамках уже оконченной перевозки, по тем вагонам, грузополучателем которых является ООО "БалтТрансСервис" и не может быть отнесена на ответственность АО "РН-Транс".
ООО "БалтТрансСервис", являясь оператором собственного подвижного состава, самостоятельно распоряжается прибывшими в его адрес вагонами.
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что вагоны N N 57935041, 54092002, 51626125, следовавшие в адрес ООО "БалтТрансСервис", в последующем были предоставлены под погрузку именно ответчику, истцом в материалы дела представлено не было.
В связи с чем, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания 6842,82 руб. В остальной части решение не обжаловалось.
На оснований изложенного, суд апелляционной инстанции делает вывод о необходимости отменить обжалуемое решение, исковые требования подлежат удовлетворению лишь в части.
Государственная пошлина по иску и жалобе относятся на стороны в соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 1 марта 2018 года по делу N А55-30777/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "РН-Транс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" плату за время нахождения вагонов в размере 496 717 руб. 46 коп., 6 582 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в пользу акционерного общества "РН-Транс" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30777/2016
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: АО "РН-Транс"
Третье лицо: ОА "РНПК", ОАО "РЖД" филиал, ООО "БалтТрансСервис"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-39395/18
13.07.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5335/18
01.03.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30777/16
10.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26620/17
04.09.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12769/17
09.08.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10194/17
26.05.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30777/16