город Воронеж |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А14-2952/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Миронцевой Н.Д.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.04.2018 по делу N А14-2952/2018 (судья Домарева В.В), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Областная детская клиническая больница N 2" (ОГРН 1023601581915, ИНН 3650003371) о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Областная детская клиническая больница N 2" (далее - заинтересованное лицо, БУЗ ВО ОДКБ N 2) финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений за февраль 2017 года, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в размере 500 руб. (с учетом уточнения).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства согласно пункту 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что в случае представления страхователем дополняющих форм в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не были учтены при составлении основного отчета по форме СЗМ-М, к страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
БУЗ ВО ОДКБ N 2 зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже в качестве страхователя 08.07.1992 (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц).
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в отношении страхователя - БУЗ ВО ОДКБ N 2.
По результатам проверки выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица ответчика, выразившееся в несвоевременном представлении ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за февраль 2017 года.
Пенсионным фондом установлено, что отчет по форме СЗВ-М за февраль 2017 года был представлен ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 10.03.2017 и принят фондом в полном объеме.
Пенсионным фондом 10.03.2017 страхователю был направлен протокол проверки электронного документа (л.д. 44-50) со статусом "Документ принят".
БУЗ ВО ОДКБ N 2 представило отчет с исправленными сведениями по форме СЗВМ (тип формы "дополняющая") за февраль 2017 года 14.04.2017.
Указанный отчет был принят Пенсионным фондом, о чем 14.04.2017 страхователю был направлен положительный протокол входного контроля (л.д. 52).
По результатам проверки составлен акт от 14.06.2017 N 046S18170013704 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Из содержания акта следует, что ответчиком нарушен пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), так как первоначально сведения индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017 года представлены страхователем не в полном объеме. Дополнительно страхователем сведения по форме СЗВ-М представлены 14.04.2017 при сроке представления не позднее 15.03.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки 26.07.2017 года УПФР в г. Воронеже принято решение N N046S19170041405, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания 500 рублей штрафа.
Пенсионный фонд 22.12.2017 обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с БУЗ ВО ОДКБ N 2 финансовых санкций, предусмотренных ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в сумме 500 руб.
Арбитражным судом Воронежской области 28.12.2017 был выдан судебный приказ на взыскание с БУЗ ВО ОДКБ N 2 финансовых санкций в размере 500 руб.
От должника 23.01.2018 поступили возражения относительно исполнения судебного приказа от 28.12.2017 по делу N А14-24190/2017.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2018 по делу N А14-24190/2017 судебный приказ от 28.12.2017 был отменен (л.д. 27).
Неисполнение БУЗ ВО ОДКБ N 2 требования от 29.08.2017 N 046S01170269989 послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже 15.02.2018 в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Статьей 19 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные сведения предоставляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с действовавшей до 18.02.2017 Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), определяющей порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пункте 34 Инструкции N 987н закреплено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Одновременно в данном письме Пенсионным фондом разъяснено территориальным органам фонда, что в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
Аналогичные разъяснения содержит утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и действующая с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 766н).
Так, в пункте 37 Инструкции N 766н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 39 Инструкции N 766н указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установил суд первой инстанции, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017 года были представлены БУЗ ВО ОДКБ N 2 10.03.2017, то есть в установленный законом срок.
Однако в связи с допущенной ошибкой организация представила дополняющий отчет 14.04.2017. Ошибка была выявлена и исправлена БУЗ ВО ОДКБ N 2 самостоятельно.
Акт об обнаружении допущенного нарушения составлены Управлением Пенсионного фонда после получения дополняющих сведений по форме СЗВ-М.
Таким образом, БУЗ ВО ОДКБ N 2 до момента обнаружения пенсионным фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки были переданы необходимые корректирующие сведения.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к верному выводу, что допущенные заявителем ошибки при подаче сведений по форме СЗВ- М за отчетный период февраль 2017 года были самостоятельно устранены заявителем, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей (с учетом указаний контролирующего органа) и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанный подход отражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 21.08.2015 N 310-КГ15-9373, Постановлении АС ЦО от 07.02.2018 по делу NА83-5838/2017.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения Управления Судебного департамента в Воронежской области к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ у Управления Пенсионного фонда не имелось.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.04.2018 по делу N А14-2952/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок.
Судья |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.