Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 г. N 09АП-30135/18
г. Москва |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А40-61770/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей: Каменецкого Д.В., Захарова С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дресвянской Е.А., Меньшиковой И.А., Чумакова А.В. на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2018 по делу N А40-61770/17, принятое судьей Н.Е. Девицкой (122-478),
по заявлению 1) Дресвянской Е.А.; 2) Меньшиковой И.А.; 3) Чумакова А.В.,
к 1) Московскому областному УФАС России, 2) ФАС России,
третье лицо: Комитет по тарифам и ценам Московской области,
о признании незаконными бездействий,
при участии:
от заявителя: 1-2) не явились, извещены; 3) Чумаков А.В. паспорт 46 06 057629,
от ответчиков: 1) Махора Е.В. по дов. от 16.02.2018, 2) Лапухин Д.В. по дов. от 20.11.2017,
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Дресвянская Е.А., Меньшикова И.А., Чумаков А.В. (заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Московского областного УФАС России (Управление), выразившееся в оставлении заявления без рассмотрения, а также бездействие ФАС России в непринятии мер к Московскому областному УФАС России.
Решением от 16.06.2017 Арбитражный суд города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 16.11.2017 Арбитражный суд Московского округа отменил решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 по делу N А40-61770/2017, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В Постановлении от 16.11.2017 Арбитражный суд Московского округа указал, что к полномочиям федерального антимонопольного органа отнесено антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Указанное заявление антимонопольным органом подлежало рассмотрению в рамках осуществления полномочий в области тарифного регулирования, так и судами на предмет проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении указанных полномочий. При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует устранить допущенное нарушение и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Заявитель Чумаков А.В. в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнил требования, просил считать основанием заявления в том числе новый акт ФАС России от 05.05.2017 N ЦА/30539/17.
Решением от 17.04.2018 Арбитражный суд города Москвы по делу N А40-61770/17, в удовлетворении требований Дресвянской Е.А. Меньшиковой И.А., Чумакова А.В. отказал полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Дресвянская Е.А., Меньшикова И.А., Чумаков А.В. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании Чумаков А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель УФАС России по Московской области в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ФАС России поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дресвянская Е.А. и Меньшикова И.А., представитель Комитета по тарифам и ценам Московской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие Дресвянской Е.А. и Меньшиковой И.А., Комитета по тарифам и ценам Московской области,.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дресвянская Е.А., Меньшикова И.А., Чумаков А.В. коллективно обратились в Управление регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы РФ с заявлением (вх. от 08.08.2016 N 6921эп)., в которой просили проверить обоснованность тарифа на тепловую энергию, установленного для МУП "Теплосеть" (г. Домодедово, Московской области), в том числе в части применения к многоквартирному дому, где они проживают, и по итогам рассмотрения вынести соответствующее предписание.
Спорный тариф был установлен распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016 - 2018 годы".
Заявители в своей жалобе в антимонопольный орган ссылались на ч. 1 ст. 12.1 федерального закона "О теплоснабжении", которым предусмотрено, что задачами государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений, связанных с неправомерностью и необоснованностью установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом; а также на положения п. 5.3.1.26. Положения о Федеральной антимонопольной службы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331), в соответствии с которыми федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по контролю за обоснованностью установления и изменения цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Заявители в своем обращении делали ссылку на нормативный правовой акт (распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18 декабря 2015 г. N 166-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016 - 2018 годы"), который утвердил необоснованную, по их мнению, тарифную ставку и приложили его в электронном отправлении.
Рассмотрение жалобы было передано в Управление федеральной антимонопольной службы по Московской области.
По итогам рассмотрения в ответе заместителя руководителя УФАС России по Московской области А.А. Азаренко (исх. N 05/АА/13235 от 22.08.2016) говорится, что жалоба оставлена без рассмотрения в виду отсутствия описания нарушения антимонопольного законодательства и ссылок на нормативные правовые акты, а также надлежащим образом оформленных документов.
Данный ответ заявители посчитали бездействием и обжаловали его в вышестоящий административный орган - Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС РФ) также через Управление тарифного регулирования.
В ответе заместителя руководителя ФАС РФ В.Г. Королева (исх. N ВК/66141/16 от 26.09.2016) цитируются положения ст. 44 федерального закона "О защите конкуренции", а также рекомендуется обращаться в суд.
Также на обращение Заявителей от 12.04.2017 ФАС России письмом от 05.05.2017 N ЦА/30539/17 дан ответ, в котором сообщалось следующее: Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N190-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения. По Московской области таким органом является Комитет по ценам и тарифам Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 1), в адрес которого целесообразно обращаться по вопросам установления тарифов и проверки соблюдения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Комитетом по ценам и тарифам Московской области расчет тарифов на тепловую энергию на 2016 год для МУП "Теплосеть" осуществлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Также в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, предметом проверок при осуществлении государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В Московской области таким органом является Государственная жилищная инспекция в г. Красногорск-7 (бульвар Строителей, д. 4 корп.1, г. Красногорск-7, Московская область, 143407).
Заявители, полагая, что в данном случае имеет место бездействие УФАС по МО, выразившееся в оставлении жалобы без рассмотрения, а также бездействие ФАС России, в нерассмотрении по существу жалобы заявителей на бездействие нижестоящего должностного лица, обратились в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе, Федеральная антимонопольная служба является правопреемником Федеральной службы по тарифам (пункты 2, 3 Указа).
В главе 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" закреплены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, сущность и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), способы установления тарифов в сфере теплоснабжения, основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, положения о государственном контроле (надзоре) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В части 5 статьи 4 Закона о теплоснабжении предусмотрены полномочия федерального антимонопольного органа, к которым относятся: (1) антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения; (2) согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены, выдача предписаний об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Соответственно, поскольку в силу закона, к полномочиям федерального антимонопольного органа отнесено антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 4 статьи 4 Закона) указанное заявление как антимонопольным органом подлежало рассмотрению в рамках осуществления полномочий в области тарифного регулирования, на предмет проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении указанных полномочий.
Так, при обращении в суд, как и при обращении в антимонопольный орган, заявители ссылались на пункт 2 статьи 12.1 Закона о теплоснабжении, которым установлено, что государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор), на пункт 5.3.1.26 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утверждено Правительством РФ от 30 июня 2004 годаN 331, в соответствии с которым Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по контролю за обоснованностью установления и изменения цен в сфере теплоснабжения.
Дресвянской Е.А. Меньшикова И.А.; Чумаков А.В. ссылаются на уклонение органов тарифного регулирования от рассмотрения заявления об обоснованности тарифов.
Так, Московское областное УФАС России является государственным органом, осуществляющим контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Управление является территориальным органом ФАС России. Полномочия территориального органа установлены Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", в соответствии с которым у Управления отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за обоснованностью тарифов.
При наличии указанных обстоятельств, УФАС по Московской области, рассмотрело обращение Заявителей на наличие признаков антимонопольного законодательства и письмом от 22.08.2016 N 05/АА/13235 оставило обращение без рассмотрения.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в данном случае незаконное бездействие Управления, выразившееся в оставлении без рассмотрения обращения (жалобы) заявителей по поводу проверки обоснованности тарифа на тепловую энергию, установленную для МУП "Теплосеть", отсутствует.
По результатам рассмотрения жалобы Заявителей на бездействие Московского областного УФАС России, ФАС России дан мотивированный ответ письмом от 26.09.2016 N ВК/66141/16, что в данном случае не может признаваться бездействием.
В случае наличия разногласий между потребителем, регулируемой организацией и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении тарифов в сфере теплоснабжения потребитель вправе обратиться с заявлением в Федеральную антимонопольную службу.
Срок подачи заявления, порядок и правила рассмотрения разногласий определены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями" (окончание действия документа - 11.05.2018, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.04.2018 N 533).
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления ФАС России вправе отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в том числе в сфере теплоснабжения.
Таким образом, Заявители были вправе обратиться в ФАС России либо с заявлением о разногласиях или с заявлением о рассмотрении спора в досудебном порядке, либо с заявлением об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
При этом в соответствии с пунктом 5 Порядка рассмотрения вопросов, связанных с отменой решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органом местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, и перечня документов, необходимых для рассмотрения заявления об отмене, утвержденного приказом ФСТ России от 11.10.2004 N 111-к, для рассмотрения вопроса об отмене решения заявителем подается следующий перечень документов: заявление об отмене решения, копия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления), об отмене которого просит заявитель; иные документы, представляемые заявителем по своему усмотрению.
Таким образом, в случае оспаривания порядка формирования тарифа Заявители должны были подать заявление о разногласиях, об отмене тарифного решения.
При этом, в своем обращении от 12.04.2017 (per. ФАС России N 54514/17) Заявители жаловались на утвержденный тариф для МУП "Теплосеть" на 2016 год.
На обращение Заявителей от 12.04.2017 ФАС России письмом от 05.05.2017 N ЦА/30539/17 дан ответ, в котором сообщалось следующее.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган регулирования) в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) и принятыми в целях его реализации нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.
По Московской области таким органом является Комитет по ценам и тарифам Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 1), в адрес которого целесообразно обращаться по вопросам установления тарифов и проверки соблюдения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регулирования при утверждении тарифов проводит экспертизу экономической обоснованности представленных предложений регулируемых организаций и учитывает их региональные и технологические особенности осуществления деятельности.
Различие в стоимости услуг регулируемых организаций, обусловлено объемами реализации услуг по теплоснабжению (обратно-пропорциональная зависимость - чем больше объем реализации, тем, как правило, ниже тариф), расположением объектов теплоснабжения, протяженностью сетей, уровнем энергоемкости используемого оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, другими причинами и особенностями технологического процесса конкретной регулируемой организации.
Также на размер тарифов на тепловую энергию значительное влияние оказывают затраты, связанные с видом используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива выше стоимости природного газа), загрузка котельных, а также способ выработки тепловой энергии (если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки электрической и тепловой энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже, что также влияет на размер тарифа).
Информация о тарифах в сфере теплоснабжения, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) подлежит обязательному раскрытию, в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570, на официальном сайте органа регулирования в сети "Интернет", в средствах массовой информации и по письменным запросам заинтересованных лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено ограничение вносимой гражданами платы за коммунальные услуги путем установления на долгосрочный период Правительством Российской Федерации индексов изменения в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации) и органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации.
Данный Федеральный закон направлен на регулирование отношений, связанных с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги и предусматривает установление долгосрочных индексов изменения размера платы граждан по субъектам Российской Федерации и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям.
При этом, установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.
Согласно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее -предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 43 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 N 2464-р в среднем по Московской области на 2017 год утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 4,0% и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям Московской области от величины указанного индекса на 2017 год в размере 2,1%, с учетом того, что в первом полугодии 2017 года рост платы граждан за коммунальные услуги не предусмотрен.
Таким образом, максимальная величина изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Московской области может составлять 6,1%, за исключением согласования представительными органами муниципальных образований Московской области предельного индекса, превышающего индекс Московской области более чем на величину отклонения по Московской области.
По представленной информации Комитета по ценам и тарифам Московской области постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 02.10.2014 года N 4451 МУП "Теплосеть" присвоен статус Единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) с зоной деятельности на территории городского округа Домодедово.
В соответствии с пунктом 12 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808, ЕТО при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения, а также заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей (пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", в случае если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.
Комитетом по ценам и тарифам Московской области расчет тарифов на тепловую энергию на 2016 год для МУП "Теплосеть" осуществлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, на основании представленных организацией документов, обосновывающих затраты, подтвержденные платежными документами, результатами выполненных работ и услуг, данными статистической отчетности, договорами на предоставление товаров и услуг, сценарных условий функционирования экономики и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, исходя из размера необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема производства услуг.
МУП "Теплосеть" эксплуатирует 57 котельных, в том числе работающих на дизельном топливе - 2, на твердом топливе 3. Протяженность тепловых сетей - 192,0 км., износ объектов теплоснабжения - порядка 65%.
При прочих равных условиях размер тарифа на тепловую энергию, выработанную на газовом топливе, существенно ниже тарифа на тепловую энергию, выработанную на другом топливе.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от N 166-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы" для МУП "Теплосеть" установлены тарифы на тепловую энергию с календарной разбивкой (с НДС): с 01.01.2015 - 2 269,55 руб/Гкал, с 01.07.2016 - 2 346,69 руб/Гкал.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Также в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, предметом проверок при осуществлении государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В Московской области таким органом является Государственная жилищная инспекция в г. Красногорск-7 (бульвар Строителей, д. 4 корп.1, г. Красногорск-7, Московская область, 143407).
Также ФАС России письмом от 05.05.2017 N ЦА/30539/1 сообщило, что в соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Российской Федерации предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки и определены региональные стандарты (по регионам Российской Федерации) максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Гражданам, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают региональные стандарты, необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации в рамках Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761.
Как правомерно установлено судом, из представленных ответчиком доказательств, плата граждан за коммунальные услуги в городском округе Домодедово в 2016-2017 г.г. не превышает средней Московской области.
Таким образом, факт бездействия соответчиков не нашел своего объективного подтверждения в судебном заседании, кроме того, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
При этом Заявителями пропущен срок для обжалования Письма ФАС России от 05.05.2017 N ЦА/30539/17.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Письмо ФАС России было направленно заказным письмом, что подтверждается распечаткой из электронной системы документооборота ФАС России (почтовый идентификатор 12599311150702).
Письмо было получено 23.05.2017, что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП "Почта России".
Таким образом, срок на обжалование Письма ФАС России истек 24.08.2017.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности заявителями факта нарушения его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2018 по делу N А40-61770/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.