город Ростов-на-Дону |
|
18 июля 2018 г. |
дело N А32-29164/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Кранодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2018 по делу N А32-29164/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Кранодар, заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 18.04.2017 N 1267 в части второго пункта.
Решением суда от 25.04.18г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано законностью оспариваемого пункта предписания, поскольку общество завысило размер платы для потребителей коммунальной услуги.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Жалоба мотивирована тем, что единственным основанием для выдачи предписания является нарушение обязательных правил, поскольку установленный норматив потребления отсутствовал, требования законодательства со стороны общества нарушены не были, следовательно, основание для выдачи предписания отсутствовало. Также податель жалобы полагает, что судом первой инстанции применен не подлежащий применению пункт 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (приложение к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации N 47 от 15.02.2011). Кроме того, общество указывает, что вывод о невозможности использования показаний общедомового прибора учета при начислении с 01.01.2017 платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, является необоснованным. Также суд применил не подлежащий применению пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, и не применил подлежащую применению часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила N 354).
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества на основании распоряжения от 29.03.2017 N 629л с целью рассмотрения обращения от 07.02.2017 N О75-4899.
В ходе проведения проверки установлено, что многоквартирный дом N 65 по улице 40 лет Победы в городе Краснодаре (далее - МКД) оборудован общедомовым прибором учета холодного и горячего водоснабжения.
Общество произвело начисление платы за январь 2017 и февраль 2017 года за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде, потребленный при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 65 по улице 40 лет Победы в городе Краснодаре, в полном объеме, исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и объемом потребления коммунальных услуг согласно индивидуальных приборов учета. Полученная разница распределяется между всеми жилыми помещениями, что подтверждается счетами-квитанциями, выставленными собственнику помещения N 101 за январь 2017 и февраль 2017.
В связи с выявленными нарушениями инспекция выдала обществу предписание от 18.04.2017 N 1267. В предписании инспекция указала на необходимость:
- произвести перерасчет размера платы за период январь 2017 по настоящее время за коммунальный ресурс холодная вода, потребленный при содержании общего имущества в МКД, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению, утвержденного приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края по состоянию на 01.11.2016, площади мест общего пользования в МКД и тарифа, установленного Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, с распределением полученного размера платы соразмерно доли собственника жилого (нежилого) помещения в праве общей собственности;
- произвести расчет размера платы за период январь 2017 по настоящее время за коммунальный ресурс горячая вода, потребленный при содержании общего имущества в МКД по двум компонентам: по компоненту холодной воды для горячей воды на содержание общего имущества в соответствии с пунктом 1 данного предписания, по компоненту тепловой энергии для горячей воды исходя из объемов, определенных по компоненту холодной воды для горячей воды на содержание общего имущества, норматива потребления тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды, полученного расчетным путем в соответствии с пунктом 58 Методических рекомендаций с распределением полученного размера платы соразмерно доли собственника жилого (нежилого) помещения в праве общей собственности по каждому компоненту;
- произвести перерасчет размера платы за период январь 2017 по настоящее время за коммунальный ресурс электроэнергия, потребленный при содержании общего имущества в МКД, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению, утвержденного приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края по состоянию на 01.11.2016, площади мест общего пользования в МКД и тарифа, установленного Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, с распределением полученного размера платы соразмерно доли собственника жилого (нежилого) помещения в праве общей собственности.
О выполнении указанного предписания инспекция предложила уведомить до 12.07.2017.
Заявитель, считая вынесенное предписание недействительным, обратился в суд.
В силу норм ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154, частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду и горячую воду, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, с 01.01.2017 в расходы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Таким образом, первоначальное включение расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения осуществляется с 1 января 2017 года (письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения").
При этом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета холодной и горячей воды, тепловой энергии, количество холодной воды и количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода. Соответственно, показания общедомовых приборов учета не могут учитываться при начислении с 01.01.2017 платы за коммунальный ресурс, потребленный при содержании общего имущества.
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный в Краснодарском крае по состоянию на 1 ноября 2016, определен Приказом региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае от 06.09.2012 N 4/2012-нп.
Норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляет 0,03 куб. метр в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.
Таким образом, при расчете платы за коммунальный ресурс ООО "ГУК-Краснодар" обязано было применить установленный норматив. В этом случае нормативный объем коммунального ресурса по квартире N 101 в МКД составил 0,03 куб. м, а размер платы 9,96 рублей в месяц.
Аналогичная ситуация и при расчете платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению.
На основании изложенного отклоняется как основанный на ошибочном понимании норм права довод подателя жалобы о том, что единственным основанием для выдачи предписания является нарушение обязательных правил, поскольку установленный норматив потребления отсутствовал, требования законодательства со стороны общества нарушены не были, следовательно, основание для выдачи предписания отсутствовало, а также довод о том, что вывод о невозможности использования показаний общедомового прибора учета при начислении с 01.01.2017 платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, является необоснованным.
Общество расчет платы за горячую воду производило по фактическим показаниям общедомовых приборов учета путем умножения объема потребленной холодной воды на тариф, умножения объема потребленной тепловой энергии для последующего производства горячей воды на тариф и суммирования полученных сумм.
Приказом от 27.11.2015 N 49/2015-т Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, исходя из стоимости компонента на тепловую энергию, руб./гкал и компонента на холодную воду, руб./м3.
При этом норматив по компоненту холодная вода равен 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.
Компонент на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в Краснодарском крае уполномоченным органом - Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае не установлен.
Согласно разъяснений Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае, в полномочия которого входит установление нормативов потребления на территории Краснодарского края, при начислении платы за услуги ГВС, необходимо руководствоваться письмом РЭК - Департамента от 22.01.2014 N 57-543/14-06 "О расчетах за горячее водоснабжение", в соответствии с которым с 01.01.2014 в случае отсутствия соответствующего общедомового прибора учета (теплосчетчика), при определении платы за горячую воду следует использовать величину количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, полученную расчетным путем по формуле, приведенной в пункте 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47.
В соответствии с данными Методическими рекомендациями рассчитывается количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. Формула расчета норматива тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, приведенная в пункте 58 Методических указаний, соответствует формуле N 31 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение).
Иной нормативный правовой акт, регламентирующий способ или порядок расчета данной величины, в спорный период отсутствовал.
С учетом изложенного отклоняется довод апелляционной жалобы общества о том, что судом первой инстанции применен не подлежащий применению пункт 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (приложение к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации N 47 от 15.02.2011), отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном понимании норм права.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги определен статьей 157 ЖК РФ и Правилами N 354.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 утверждены в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 30.06.2016 пункт 44 Правил N 354, в том числе абзацы первый и второй, изложены в следующей редакции:
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено определение размера платы за коммунальные услуги холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, на основании показаний такого прибора учета.
Когда определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, превышает установленный размер норматива потребления коммунальных услуг, то в силу абзаца второго пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ограничивается размером соответствующего норматива. Данное правило применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг, оно принято Правительством Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав потребителей от необоснованных платежей и соответствует действующему законодательству.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N АКПИ16-779 отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "е" пункта 2, подпунктов "а", "б", "и" пункта 3 изменений в акты Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
Прежняя редакция пункта 44 Правил N 354 возлагала обязанность по несению расходов на оплату объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, на исполнителя коммунальных услуг, однако, такой порядок не распространялся на случаи, когда исполнителем коммунальной услуги являлась ресурсоснабжающая организация.
Из изложенного следует, что законодатель прямо запретил распределять объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды и превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, на потребителей коммунальной услуги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 44 Правил N 354 в действующей редакции, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме такое решение не принималось.
Таким образом, судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы о том, что суд применил не подлежащий применению пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, и не применил подлежащую применению часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила N 354), ввиду неправильного понимания норм права.
Доказательств того, что общим собранием собственников МКД приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общие домовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, общество не представило.
Однако, как установлено инспекцией и подтверждено судом первой инстанции, общество завысило размер платы для потребителей коммунальной услуги.
Поскольку общество в нарушение пункта 29 Правил N 491 производило начисление платы за январь и февраль 2017 года за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде, потребленной при содержании общего имущества в МКД, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса определенного по показанию общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, административный орган предписал произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс по холодной и горячей воде исходя из норматива потребления, установленного уполномоченным органом, а также выполнить перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы путем снятия разницы между размерами платы, начисленной по показаниям прибора учета и исчисленной в соответствии с установленными нормативами.
Таким образом, выданное предписание направлено на устранение нарушений законодательства, допущенных обществом, содержит указание на период времени, за который необходимо осуществить перерасчет, предписание является исполнимым.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.04.2018 по делу N А32-29161/2017 по идентичному спору между теми же сторонами.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2018 по делу N А32-29164/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29164/2017
Истец: ООО "Городская управляющая компания-Кранодар, ООО "ГУК -Краснодар"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края