г. Москва |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А40-255108/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова
судей: |
Т.Б.Красновой, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М.Бегзи |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АНО "Академия социального образования" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-255108/17, принятое судьей Дейна Н.В. (147-2079)
по заявлению АНО "Академия социального образования"
к Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
о признании незаконным приказа
при участии:
от заявителя: Зайнутдинов Д.Р. по дов. от 12.03.2018, Ахметшина Л.М. по дов. от 12.03.2018;
от ответчика: Леонова Е.В. по дов. от 25.12.2017, Балашов А.Е. по дов. от 15.01.2018
УСТАНОВИЛ:
АНО "Академия социального образования" (далее Академия) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Рособрнадзору об оспаривании приказов от 04.10.17 N 1655 и от 17.08.17 N 1402 и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением арбитражного суда от 04.04.2018 указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого приказа незаконным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на неполное выяснение обстоятельств по делу, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной в соответствии с приказом от 28.07.2017 N 1296 "О проведении плановой выездной проверки Частного образовательного учреждения высшего образования "Академия социального образования" (далее - Приказ от 28.07.2017 N 1296), был составлен акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 11.08.2017 N 273/3/К (далее - Акт проверки), в котором указаны выявленные несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
На основании Акта проверки и в соответствии с ч.9 ст.93 Федеральным законом "Об образовании в РФ" (далее Закон об образовании) приказом Рособрнадзора от 17.08.2017 N 1402 Академии было приостановлено действие государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального образования: 38.00.00 Экономика и управление, 40.00.00 Юриспруденция; высшего образования 37.00.00 Психологические науки (уровень бакалавриата), 38.00.00 Экономика и управление (уровень бакалавриата), 40.00.00 Юриспруденция (уровень бакалавриата), 44.00.00 Образование и педагогические науки (уровень бакалавриата), и установлен срок на устранение несоответствий, указанных в Акте проверки в части содержания и качества обучающихся - 1 месяц.
Между тем, Академия в установленный срок письмом от 13.09.2017 N 09-33/410 (вх. 07-55-1175 от 14.09.2017) уведомила Рособрнадзор об устранении несоответствий, указанных в Акте проверки в части содержания и качества обучающихся, и направила в Рособрнадзор пакет документов.
В силу ч.9 ст.93 Закона об образовании, а также п.п.59 - 73 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования", утвержденного приказом Минобрнауки от 06.07.2016 N 822 и разработанного с учетом изменений осуществления федерального государственного контроля качества образования, внесенных Федеральным законом от 31.12.2014 N 500-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Административный регламент), установлен порядок предоставления уведомления с приложением подтверждающих документов и процедуру проверки самих документов. Императивность нормы указывает, что до истечения срока устранения выявленного несоответствия Рособрнадзор должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов.
В течение тридцати дней после получения уведомления Рособрнадзор проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.
В соответствии с ч.9 ст.93 Закона об образовании Рособрнадзором была проведена проверка содержащейся в уведомлении информации об устранении Институтом выявленных несоответствий, и по результатам которой были составлены акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 20.09.2017 N 07-55-1175.
Согласно Акту по результатам проверки от 20.09.2017 Академия не устранила выявленные несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по образовательным программам среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения; высшего образования по направлению подготовки: 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата).
В соответствии с ч.9 ст.93 Закона об образовании в случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
В этой связи и в соответствии с полномочиями Рособрнадзора, установленными ч. 9 ст.93 Закона об образовании и п/п.6.6 п.6 Положения о службе, Рособрнадзором был издан приказ от 04.10.2017 N 1652 (копия приказа прилагается) о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Академии в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки:
- 38.00.00 Экономика и управление (среднее профессиональное образование);
- 40.00.00 Юриспруденция (среднее профессиональное образование);
- 37.00.00 Психологические науки (высшее образование -бакалавриат);
- 40.00.00 Юриспруденция (высшее образование - бакалавриат);
- 44.00.00 Образование и педагогические науки (высшее образование - бакалавриат).
Не согласившись с указанными приказами, посчитав их незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы Академия обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594 (далее - Положение о Службе), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Согласно п/п.5.2 п.5 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам принятие мер, предусмотренных ч. 9 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно п/п.6.6 п.6 Положения о службе Рособрнадзор в рамках своих полномочий приостанавливает в установленном законодательством Российской Федерации порядке действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
В соответствии с ч.1 ст.93 Закона об образовании государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Организацией, не было представлено надлежащих доказательств устранения выявленных нарушений.
Приведенные заявителем доводы о том, что в первом акте проверки конкретно не указаны способы устранения, не свидетельствуют о выполнении требований ответчика.
Вместе с этим суд первой инстанции отметил, что представлены общие документы без привязки к рабочим программам дисциплин.
Доводы о том, что ответчик имел возможность исследовать программы на сайте, несостоятельны.
В приказе от 28.07.2017 г. N 1296 указан перечень документов, представление которых обязательно для проверки нарушений. Указанные документы обязательны для устранения нарушений.
Таким образом, из представленных документов организацией заявителя невозможно установить устранение конкретных нарушений, перечисленных в акте от 20.09.2017 г. N 07-55-1175.
Ввиду изложенного, Рособрнадзор при издании оспариваемых приказов действовал в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Доказательств незаконности приказов не представлено, так как приказы вынесены уполномоченными должностными лицами в соответствии с действующим законодательством РФ.
Оспариваемые Приказы приняты уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в полном соответствии с законодательством Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку деятельность Академии не прекращалась.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.04.2018 по делу N А40-255108/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.