город Томск |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А45-3127/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В. |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Марченко Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адамант" (N 07ап-5574/2018), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от08.05.2018 по делу N А45-3127/2018 (судья Хорошилов А.В.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск (ОГРН 1095406025428, ИНН 5406541225) к обществу с ограниченной ответственностью "Адамант", г. Новосибирск (ОГРН 1165476151796, ИНН 5402022540) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Трофимов С.С., представитель по доверенности от 27.10.2017, паспорт;
от заинтересованного лица: Букарев А.В., представитель по доверенности от 20.06.2018, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федерального округу (далее - заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью "Адамант" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Адамант") на основании протокола от 23.01.2018 N 6-04-29/213ю2017 об административном правонарушении (далее - протокол).
Решением суда от 08.05.2018 (резолютивная часть объявлена судом 27.04.2018) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнением к жалобе, в которой просит отменить решение суда, отказать административному органу в удовлетворении заявленных требований. В обосновании доводов указывает на отсутствие события и состава административного правонарушения.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 6-04-29/133ю-2017 должностным лицом Управления произведен осмотр территории и здания, расположенных по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Даргомыжского, 8а, находящихся в пользовании ООО "Адамант" на основании договоров аренды от 31.12.2016 N 154-16 ЭР-А и N 155-16 ЭР-А, заключенными с ЗАО "Экран-развитие" ИНН 5402455688, сроками действия по ЗОЛ 1.2018 и 30.11.2017 соответственно, в ходе которого административным органом выявлены нарушения.
Уполномоченным должностным лицом заявителя, с участием уполномоченного представителя общества, извещенного надлежащим образом, с участием уполномоченного представителя, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении Общества передано на рассмотрение в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и определяя конкретную меру наказания, обоснованно исходил из доказанности состава правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ в действиях общества.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
Правоотношения в сфере оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Как следует из преамбулы указанного закона, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Согласно статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт представляет собой спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт- сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый; спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии. Как следует из пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Астория" на территории и в помещениях по адресу: г. Новосибирск, ул. Даргомыжского, 8А, в которых ООО "Адамант" осуществляло деятельность по производству алкогольной продукции, обнаружена алкогольная продукция (пивные напитки) и спиртосодержащая продукция, сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота, на которую не представлены.
По факту отсутствия сопроводительных документов должностным лицом управления 29.06.2017 вынесено определение N 6-04-29/133ю-2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в отношении ООО "Адамант".
29.06.2017 в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 6-04-29/133ю-2017 должностным лицом управления произведен осмотр территории и здания, расположенных по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Даргомыжского, 8а, находящихся в пользовании ООО "Адамант" на основании договоров аренды от 31.12.2016 N 154-16 ЭР-А и N 155-16 ЭР-А, заключенными с ЗАО "Экран-развитие", срок действия по 30.11.2018 и 30.11.2017, соответственно.
В ходе осмотра (протокол осмотра от 29.06.2017 N 6-04-29/133ю-2017, материал фотосъемки) территории и здания, расположенных по вышеуказанному адресу, установлено следующее.
На осматриваемой территории расположена спиртосодержащая продукция (жидкость со стойким запахом этилового спирта) в емкостях (еврокубы) и алкогольная продукция (пивные напитки): пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 30.05.2017, объем 0,5 л., количество 4560 шт.; пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 02.06.2017, объем 1,5 л., количество 5016 шт.; пивной напиток Mixon со вкусом апельсина, производитель ООО "Феникс", дата розлива 30.05.2017, объем 1,5л, количество 456 шт.; спиртосодержащая продукция, объемом 1000 л., количество 2 шт., наименование, производитель, дата розлива указаны согласно сведениям нанесенным на этикетку. При осмотре здания в одном из производственных помещений обнаружены две линии розлива, каждая из которых включает в себя сатуратор, автомат розлива, укупорочный автомат, этикетировочный автомат, группиратор, термотоннель. Линии розлива оснащены средствами измерения и учета объема готовой продукции (объемные и штучные счетчики), которые на момент осмотра находились в выключенном состоянии На двух линиях розлива на транспортерной ленте находилась алкогольная продукция в незавершенном производстве (на часть продукции этикетки не нанесены): согласно этикеткам, заправленным в этикетировочный автомат, алкогольная продукция является пивными напитками Mixon, производства ООО "Феникс" (г. Москва) со вкусом лимона емк. 0,5 л, дата розлива 23.06.2017 и со вкусом апельсина емк. 1,5 л, дата розлива 01.06.2017.
Кроме этого в вышеуказанном помещении обнаружена пустая ПЭТ тара, 12 коробок с пластиковыми крышками, 137 бобин с этикетками на пивные напитки в ассортименте, журнал начала и окончания смен, который содержит ежедневные записи с 16.10.2016 по 29.06,2017 (2 смены с 9:00 до 21:00 и с 21:00 до 9:00).
В следующем осматриваемом помещении находится линия розлива в нерабочем и разобранном состоянии (автомат розлива, укупорочный автомат, этикетировочный автомат - 2 шт.), пустая ПЭТ тара, а также готовая алкогольная продукция: пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 30.05.2017, объем 0,5 л., количество 2880 шт.; пивной напиток Mixon со вкусом апельсина, производитель ООО "Феникс", дата розлива 01.06.2017, объем 1,5л, количество 5472 шт. В другом помещении располагаются две емкости объемом 450 дал: одна емкость полностью заполнена жидкостью, вторая пустая.
При осмотре следующего помещения обнаружены 2 горизонтальные емкости объемом 1634 дал каждая (полностью заполненные жидкостью), два сироповарочных котла, система водоподготовки (включающая 2 колонны: угольная и катионитовая), неисправная вертикальная емкость (без люков), вертикальная емкость с водой. В этом же помещении на хранении находится сахар в количестве 28 мешков по 50 кг, красители (тартразин 2 шт. по 1 кг, синий блестящий 1 шт. по 1 кг), бензоат натрия 1 мешок по 25 кг, подсластитель 1 мешок по 25 кг, комплексная пищевая добавка нейтральней замутнитель 1 шт. по 20 кг, ароматизатор натуральный порошкообразный, улучшитель вкуса 1 коробка по 20 кг, ароматизаторы пищевые по 20 кг (тоник 1 шт., вишня 4 шт., клюква 1 шт., лимон 1 шт., кола 2 шт., мускат 1 шт., апельсин, 1 шт., ром 1 шт., джин 1 шт. (неполная), ананас 1 шт. (неполная), грейпфрут 1 шт.).
Таким образом, в ходе осмотра 29.06.2017 обнаружено основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, спиртосодержащая продукция (жидкость), сырье и вспомогательные материалы для производства алкогольной продукции, что свидетельствует о производстве ООО "Адамант" алкогольной продукции.
В развитие положений статьи 8 Закона N 171-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 утверждены Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила ЕГАИС).
В соответствии с пунктом 10 Правил ЕГАИС организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 Правил ЕГАИС, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 4 - 6, 8 - 18, 20, 25 и 30 пункта 6 Правил ЕГАИС, включая серийный номер, номер точки контроля (порядковый номер места оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции средствами измерения, указанный на схеме оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - средства измерения), наименование средства измерения и наименования проводимых технологических операций.
Административным органом при анализе информации, содержащейся в ЕГАИС установлено, что ООО "Адамант" не зафиксировано в ЕГАИС в группе организаций "Организации, осуществляющие производство пива" (зафиксировано в группе организаций "Грузополучатели розничной торговли"), а фактически установленные средства измерения не зафиксированы в ЕГАИС.
Согласно отчету, сформированному посредством SQL Server Reporting Services "ЕГАИС. ОптРозница, сведения о производстве алкогольной продукции ООО "Адамант" не фиксировало и не декларировало. Отчет об объемах производства этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции с 01.01.2017 по 07.07.2017", и декларация за 2 квартал 2017 года по форме приложения N 3 "Об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" к "Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N815.
При проведении осмотра документы, подтверждающие легальность производства и оборота обнаруженной готовой алкогольной продукции, Обществом не представлены. Производственные документы, документы на сырье, спиртосодержащую продукцию, материалы и оборудование в ходе осмотра также не представлены.
В связи, с чем на обнаруженную алкогольную и спиртосодержащую продукцию, на основании статьи 27.14 КоАП РФ должностным лицом управления наложен арест, согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 29.06.2017 N 6- 04-29/133ю-2016. Также арест наложен на продукцию находящуюся в 2 горизонтальных металлических емкостях объемом 1634 дал каждая (полные), и в одной емкости из полимерного материала объемом 450 дал (полная).
С целью обеспечения сохранности арестованной продукции и недопущения ее возвращения в нелегальный оборот, арестованная алкогольная и спиртосодержащая продукция передана на ответственное хранение представителю организации - начальнику производства Брагину Андрею Васильевичу. Арестованная алкогольная продукция хранится по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Даргомыжского, 8а, литер А26, а26, а26/1 и на прилегающей территории. Поскольку на выявленную алкогольную и спиртосодержащую продукцию не представлены документы, удостоверяющие легальность ее производства и оборота, имелись основания полагать, что обнаруженная алкогольная и спиртосодержащая продукция сомнительного качества и не соответствует требованиям государственных стандартов.
Действия ООО "Адамант" по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, а также отсутствие сопроводительных документов, указывали на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 и части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
По данному факту должностным лицом управления в отношении ООО "Адамант" 29.06.2017 вынесено определение N 6-04-29/133ю-2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, 30.06.2017 вынесено определение N 6-04-29/134ю-2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследованиям по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
30.06.2017 в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 6-04-29/134ю-2017 должностным лицом управления произведен осмотр территории и здания, расположенных по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Даргомыжского, 8а, находящихся в пользовании ООО "Адамант".
Согласно протоколу осмотра от 30.06.2017 N 6-04-29/134ю-2017, материалу фотосъемки, на осматриваемой территории и на пандусе здания расположены алкогольная продукция (пивные напитки) и спиртосодержащая продукция в емкости еврокуб. При осмотре установлено отсутствие одной емкости еврокуб со спиртосодержащей жидкостью, на которую был наложен арест согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 29.06.2017 N 6-04- 29/133ю-2016.
Согласно материалам фотосъемки, приложенным к протоколу осмотра от 30.06.2017 N 6-04-29/134ю-2017, на алкогольную продукцию нанесены этикетки, на которых указан перечень возможных изготовителей, каждому из которых присвоен цифровой код: "(1) ООО "Адамант", (2) ООО "Феникс", (3) ООО "Алко-Лайт"". На этикетке справа от даты розлива указан цифровой код изготовителя - "(2)". Таким образом, в соответствии с информацией, указанной на этикетке, производитель данных пивных напитков - ООО "Феникс" (г. Москва). Документы, подтверждающие легальность производства и оборота обнаруженной алкогольной продукции, в ходе осмотра обществом не представлены.
На основании статьи 26.5 КоАП РФ, в соответствии с положениями статьи 27.10 КоАП РФ, для проведения экспертизы на соответствие требованиям государственных стандартов из вышеуказанных партий алкогольной продукции и из емкости еврокуб должностным лицом административного органа было произведено изъятие образцов пивных напитков и спиртосодержащей продукции (пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 30.05.2017, объем 0,5 л., количество 5694 шт.; пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 02.06.2017, объем 1,5 л., количество 4558 шт.; пивной напиток Mixon со вкусом апельсина, производитель ООО "Феникс", дата розлива 01.06.2017, объем 1,5л, количество 4558 шт.), о чем составлен протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 30.06.2017 N 6-04-29/134ю-2017, при этом 07.07.2017 в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 6-04-29/133ю-2017 должностным лицом управления произведен повторный осмотр территории и здания, расположенных по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Даргомыжского,'8а, находящихся в пользовании ООО "Адамант".
В ходе осмотра помещения, где находится линия розлива в нерабочем и разобранном состоянии (автомат розлива, укупорочный автомат, этикетировочный автомат - 2 шт.), 07.07.2017 дополнительно была обнаружена готовая алкогольная продукция, которой не было на территории и в помещениях ООО "Адамант" при первичном осмотре, проводимом 29.06.2017: пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 23.06.2017, объем 0,5 л., количество 120 шт. При первичном осмотре 29.06.2017 (протокол осмотра от 29.06.2017 N 6-04-29/133ю-2017) в одном из производственных помещений обнаружены две линии розлива, на которых находилась алкогольная продукция в незавершенном производстве (на часть продукции этикетки не нанесены): согласно этикеткам пивные напитки Mixon, производства ООО "Феникс" (г.Москва), в том числе со вкусом лимона емк. 0,5 л. дата розлива 23.06.2017. При проведении повторного осмотра документы, подтверждающие легальность производства и оборота обнаруженной готовой алкогольной продукции, обществом не представлены. Производственные документы, документы на сырье, спиртосодержащие продукцию, материалы и оборудование в ходе осмотра также не представлены.
Кроме того, в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 6-04-29/134ю-2017, на основании статьи 26.5 КоАП РФ, в соответствии с положениями статьи 27.10 КоАП РФ, для проведения экспертизы на соответствие требованиям государственных стандартов из вышеуказанной партии алкогольной продукции и из емкостей со спиртосодержащей жидкостью должностным лицом управления было произведено изъятие образцов пивных напитков и спиртосодержащей жидкости, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 07.07.2017 N 6-04-29/134ю-2017: пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 23.06.2017, объем 0,5 л., количество 6 шт.; спиртосодержащая жидкость из емкости объемом 4500 л N 00000045, объемом 1,5 листа в количестве 2 шт.; спиртосодержащая жидкость из емкости объемом 16340 л N98 объемом 1,5 листа в количестве 2 шт; спиртосодержащая жидкость из емкости объемом 16340 л N711, объемом 1,5 листа в количестве 2 шт.
07.07.2017 в ходе осмотра (протокол осмотра от 07.07.2017 N 6-04- 29/133ю-2017/1, материал фотосъемки) было установлено отсутствие части арестованной и переданной на ответственное хранение начальнику производства ООО "Адамант" Брагину А.В. алкогольной, спиртосодержащей продукции и спиртосодержащей жидкости. Ответственный хранитель, начальник производства ООО "Адамант" Брагин А.В., пояснить место нахождения и причину отсутствия части алкогольной, спиртосодержащей продукции и спиртосодержащей жидкости отказался.
Имеющаяся в наличии алкогольная продукция и спиртосодержащая жидкость (за исключением находящейся в емкостях в помещениях ООО "Адамант", а также изъятой в рамках дела по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в отношении ООО "Адамант") была передана на ответственное хранение в ОАО "Росспиртпром" (акт приема-передачи от 07.07.2017 N у6-12578/05(2). Изъятые в рамках дела по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ образцы направлены для исследования в экспертно-аналитический отдел МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу согласно определению о назначении экспертизы от 18.07.2017 N 6-04-29/134ю-2017.
При проведении экспертизы представленных образцов экспертами экспертно-аналитического отдела МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу каждому образцу был присвоен идентификационный номер (шифр) пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 30.05.2017, объем 0,5 л., количество 6 шт. - 01206.520.0917; пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 23.06.2017, объем 0,5 л., количество 6 шт. - 01207.520.0917; пивной напиток Mixon со вкусом лимона, производитель ООО "Феникс", дата розлива 02.06.2017, объем 1,5 л., количество 2 шт. - 01208.520.0917; пивной напиток Mixon со вкусом апельсина, производитель ООО "Феникс", дата розлива 01.06.2017, объем 1,5л, количество 2 шт. - 01209.520.0917, спиртосодержащая жидкость из емкости еврокуб объемом 1000 л, объемом 0,5 листа в количестве 4 шт. - 01210.000.0917; спиртосодержащая жидкость из емкости объемом 4500 л N 00000045, объемом 1,5 листа в количестве 2 шт. - 01211.000.0917; спиртосодержащая жидкость из емкости объемом 16340 л N98 объемом 1,5 листа в количестве 2 шт. - 01212.000.0917; спиртосодержащая жидкость из емкости объемом 16340 л N711, объемом 1,5 листа в количестве 2 шт. - 01213.000.0917.
В соответствии с экспертным заключением от 28.09.2017 N 155 экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу и протоколами испытаний от 28.09.2017 с N 01206.520.0917 по 01209.520.0917, от 28.09.2017 с 01210.000.0917 но 01213.000.0917, установлено следующее: 1)предоставленные на испытание образцы NN 01206.520.0917 - 01209.520.0917 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" по физико-химическим показателям в части ценообразования (высота пены, пеностойкость), массовой доли двуокиси углерода и органолептическим свойствам. Органолептические свойства образцов NN 01206.520.0917 - 01208.520.0917 определяет ароматизатор, а не типичные для пивоваренной продукции хмелевые и солодовые тона, обусловленные особенностями сырья для этого типа напитков. Органолептические свойства образца N 01209.520.0917 определяет краситель и ароматизатор, а не типичные для пивоваренной продукции хмелевые и солодовые тона, обусловленные особенностями сырья для этого типа напитков; 2)предоставленные на испытание образцы NN 01206.520.0917 - 01209.520.0917 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52700-2006 "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия" по физико-химическим показателям в части массовой доли двуокиси углерода. 3)предоставленные на испытание образцы NN 01206.520.0917 - 01209.520.0917 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51074-2013 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования". Пункт 3.1 настоящего документа обязывает производителя (продавца) предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В образцах предоставлена недостоверная информациях для потребителя в части наличия в составе напитка пива, как основного компонента. Также выявлены недостоверные сведения при указании содержания этилового спирта. На этикетках образцов NN 01206.520.0917 - 01209.520.0917 заявлено содержание этилового спирта 6,7 % об, при фактическом его содержании 6,2 %, 6,2 %, 6,3 %, 6,3 % соответственно; 4)предоставленные на испытание образцы NN 01206.520.0917 - 01209.520.0917 не соответствуют определению термина "Пивной напиток", установленному Законом N 171-ФЗ, поскольку в их составе отсутствует пиво; 5)предоставленные на испытание образцы NN 01206.520.0917 - 01210.520.0917 являются спиртосодержащей продукцией с объемной долей этилового спирта: образцы 01206.520.0917 и 01207.520.0917 - объёмная доля этилового спирта 6.2%, образцы 01208.520.0917 и 01209.520.0917 - объёмная доля этилового спирта 6,3%, образец 01210.000.0917 - объёмная доля этилового спирта 14,1%; 6)предоставленные на испытание образцы NN 01211.000.0917 - 01213.000.0917 не являются спиртосодержащей продукцией вследствие полного отсутствия в составе образцов этилового спирта; 7)предоставленные на испытание образцы NN 01210.000.0917 - 01213.000.0917 не могут служить сырьём для изготовления пивных напитков в соответствии с ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" и Федеральным законом N 171-ФЗ, поскольку в их составе отсутствует пиво. 8)предоставленные на испытание образцы NN 01210.000.0917 - 01213.000.0917 не могли служить сырьём для изготовления представленных на экспертизу пивных напитков, поскольку в их составе отсутствует пиво.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что под видом пивных напитков, производство и оборот которых не требует лицензии и маркировки, ООО "Адамант" осуществляло производство и оборот спиртосодержащей продукции (фальсифицированной алкогольной), подлежащей лицензированию в порядке, установленном Законом N 171-ФЗ.
В связи с изложенным, и в соответствии со статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ в отношении ООО "Адамант" 05.12.2017 было вынесено определение N 6-04-29/213ю-2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, а именно: производство и оборот спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
05.12.2017 в рамках производства по делу об административном правонарушении N 6-04-29/213ю-2017 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, должностными лицами административного органа был проведен осмотр производственных и складских помещений, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Даргомыжского, 8а, в ходе которого были обнаружены две линии розлива, каждая из которых включает в себя: сатурационная установка, автомат розлива, укупорочный автомат, этикетировочный автомат, группиратор, термотоннель. Указанные линии розлива оснащены средствами учета объема производства алкогольной продукции (объемные и штучные счетчики). Также средства учета объема производства оснащены техническими средствами передачи информации в ЕГАИС. В смежном помещении (далее по тексту - помещение N 2) располагаются две емкости из полимерного материала синего цвета объемом 450 дал каждая (обе емкости практически пустые) с жидкостью (водой) без характерного запаха этилового спирта. В третьем помещении (далее по тексту - помещение N 3) расположены 2 горизонтальные емкости (танки лагерные) объемом 1634 дал и 1614 дал каждая, заполненные примерно на 1/3 с жидкостью (водой) без характерного запаха этилового спирта. Кроме того, в помещении N 3 находятся один сироповарочиый котел, система водоподготовки (включающая 2 колонны: угольная и катионитовая), желтая вертикальная емкость с водой. Кроме того, в помещении N 3 хранится следующая продукция: сахар в количестве 5 мешков по 50 кг., лимонная, кислота в количестве 24 мешка по 25 кг., ароматизаторы пищевые по 10 кг. (ваниль 1 шт., груша 1 шт., колер Е150 1 шт, тархун 1 шт.), ароматизаторы пищевые по 25 кг. (вишня 3 шт, карамель 3 шт), замутнитель в количестве 2 шт. по 25 кг, улучшитель вкуса в количестве 1 шт. по 25 кг. При проведении осмотра какой-либо деятельности ООО "Адамант" по производству пивных напитков не обнаружено.
Таким образом, 05.12.2017 при проведении осмотра (согласно протоколу осмотра N 6-04-29/213ю-2017) производственных и складских помещениях ООО "Адамант" было установлено наличие технологическое оборудования, которое было обнаружено при проведении осмотра 30.06.2017 в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 6-04-29/ 134ю-2017.
В целях недопущения использования ООО "Адамант" технологического оборудования для осуществления деятельности, подлежащей в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, лицензированию, должностным лицом управления был наложен арест, согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 05.12.2017 N 6-04- 29/213ю2017, а именно: сатурационная установка, производитель Nagema, модель, номер не установлены в количестве 1 шт.; сатурационная установка производитель QHS, марка (модель) - QHS-5000, номер не установлен в количестве 1 шт.; фасовочно-укупорочная машина (Автомат розлива на 24 головки с укупорочной установкой), производитель Ленпродмаш, марка (модель) ЛПМ2-600КП, номер не установлен в количестве 1 шт.; автомат розлива на 12 головок, производитель не установлен, марка (модель) QSJ-5040A, номер не установлен в количестве 1 шт.; машина этикетировочная, производитель г. Санкт-Петербург, Ленпродмаш, марка (модель) ЛПМ6-6, номер - 122, в количестве 1 шт.; машина этикетировочная, производитель г. Челябинск, Ленпродмаш, марка (модель) не установлена, номер - 4037, в количестве 1 шт.; укупорочный автомат, производитель г. Ростов-на-Дону, марка (модель) УК-2400, номер - 27, в количестве 1 шт.; емкость из полимерного материала синего цвета, 450 дал, производитель Казахстан, ТО "Пласт-Инжиниринг" марка (модель) не установлено, номер - не установлен, в количестве 2 шт.; горизонтальная емкость (танки лагерные) объемом 1634 дал, производитель Рижский опытный завод "Латпищемаш", марка (модель) номер не установлены, в количестве - 2 штуки; сироповарочный котел, производитель, марка (модель) номер - не установлены, в количестве - 1 штука; колонна угольная, производитель, марка (модель) номер - не установлены в количестве - 1 штука; колонна катионитовая, производитель, марка (модель) номер - не установлены в количестве - 1 штука; желтая вертикальная емкость производитель, марка (модель) номер - не установлены в количестве - 1 штука. С целью обеспечения сохранности арестованного технологического оборудования, оно было передано на ответственное хранение начальнику производства ООО "Адамант" Брагину А.В. и хранится по адресу: Новосибирск, ул. Даргомыжского, 8а.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Совершение обществом указанного правонарушения подтверждается материалами административного дела и не опровергнуто обществом в порядке статьи 65 АПК РФ со ссылками на конкретные доказательства.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения ввиду того, что алкогольная продукция им не производилась, приводился в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, как противоречащий материалам дела.
При этом, то обстоятельство что на момент осмотра деятельность по производству спиртосодержащей продукции обществом не велась не свидетельствует о том, что общество не производило изъятую алкогольную продукцию.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что оборот - это в том числе закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки, розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона.
Исходя из вышеуказанного, основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, имеются.
Кроме того вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.12.2017 по делу N А45-32353/2017 о привлечении ООО "Адамант" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, установлен факт того, что ООО "Адамант", осуществляет производство и оборот алкогольной продукции (пивных напитков), которая не соответствует ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", ГОСТ Р 51074-2013 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", кроме того, пивные напитки не соответствуют определению термина "Пивной напиток", установленному Федеральным законом N 171-ФЗ, нарушило обязательные требования к такой продукции и связанные с ней требования к процессам производства, хранения и реализации, установленные пп. 13.2 п. 13 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ, Техническим регламентом TP ТС 021/2011 и Федеральным законом N 29-ФЗ, а также ввело в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии преюдициального значения решения суда N А45-32353/2017 противоречат части 2 статьи 69 АПК РФ и отклоняются судом. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод о том, что общество представляло административному органу сопроводительные документы, также материалами дела не подтверждается и кроме того в рамках дела N А45-29254/2017 установлено, что общество в ходе предпринимательской деятельности осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
С доводом о том, что суд первой инстанции, отказав в проведении экспертизы, нарушил статью 65 АПК РФ в части нарушения права ООО "Адамант" на доказывание в арбитражном процессе, коллегия согласиться не может.
Суд апелляционной инстанции, исследовав экспертное заключение, считает, что заключение соответствует требованиям ст. 82, 83, 86 АПК РФ. Заключение основано на материалах дела, выводы являются ясными и полными, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности, соответственно, правовых оснований не доверять заключению эксперта у суда первой и апелляционной инстанции не имеется. Доказательств некомпетентности привлеченного судом эксперта, нарушений законодательства экспертом и иных злоупотреблений при проведении экспертизы в материалах дела не имеется. Данное заключение является надлежащим и допустимым доказательством по делу, выводы заключения дополнительно аргументированы ответами эксперта на поставленные перед ней вопросами. Нарушений порядка назначения экспертизы, предусмотренного статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно принято экспертное заключение в качестве допустимого доказательства и судом обоснованно отказано ООО "Адамант" в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях заинтересованного лица события вменяемого административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений действующего законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в материалы дела не представлено.
Вина ООО "Адамант" подтверждается протоколами осмотра от 30.06.2017 N 6-04-29/134ю-2017, от 05.12.2017 N 6-04-29/213ю-2017, протоколом ареста товаров и иных вещей от 29.06.2017 N 6-04-29/133ю-2016, протоколом ареста товаров и иных вещей от 05.12.2017 N 6-04-29/213ю-2017, экспертным заключением от 28.09.2017 N 155, иными материалами дела N 6-04-29/134ю-2017, N 6-04-29/213ю-2017.
Учитывая то, что Обществом не приняты достаточные меры для соблюдения требований, установленных Федерального закона N 171-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно установил наличие события и состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в действиях общества.
Содержание протокола об административном правонарушении от 16.02.2018 соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе о времени события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др. Протокол составлен уполномоченным должностным лицом Управления.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено. Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат:
- этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции,
- автомобильный транспорт, используемый для перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также используемый для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте.
С учетом фактически установленных обстоятельств дела и императивных положений, закрепленных в статьи 25 Закона N 171-ФЗ, суд первой инстанции принял обоснованное решение о конфискации технологического оборудования, арестованного на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 05.12.2017 N 6-04- 29/213ю-2017, переданного на хранение начальнику производства общества с ограниченной ответственностью "Адамант" Брагину Андрею Васильевичу, по адресу: г.Новосибирск, ул.Даргомыжского, 8а. в установленном законом порядке.
Довод апеллянта о том, что конфискация технологического оборудования приведет к невозможности осуществления деятельности, не подтверждены доказательствами. Доказательства того, что конфискация повлечет за собой для общества необратимые последствия и приведет фактически к банкротству и невозможности дальнейшего нормального осуществления своей деятельности отсутствуют.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Оснований для применения штрафа ниже низшего предела в порядке ч. 3. 2 статьи 4.1 КоАП не установлено.
В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию заинтересованного лица в суде первой инстанции, были рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по сути, направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального и процессуального права. С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. По правилам статьи 204 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьей 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3127/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3127/2018
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2018 г. N Ф04-4939/18 настоящее постановление изменено
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "АДАМАНТ"