Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 октября 2018 г. N Ф05-15908/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А41-4432/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от ОАО "Куйбышево": Арепьева Е.О., по доверенности от 05.05.2017;
от Администрации городского округа Истра Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от ГК "Российские автомобильные дороги": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 мая 2018 года по делу N А41-4432/18, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению ОАО "Куйбышево" к Администрации городского округа Истра Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, ГК "Российские автомобильные дороги", о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Куйбышево" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Истра в предоставлении в собственность земельного участка, принадлежащего ОАО "Куйбышево" на праве постоянного (бессрочного) пользования, с кадастровым номером 50:08:0000000:162094, состоящего из 13 контуров, общей площадью 481 460 +/- 20 584 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево", а также об обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Куйбышево" земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162094, состоящего из 13 контуров, общей площадью 481 460 +/- 20 584 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево", и направить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, ГК "Российские автомобильные дороги".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 мая 2018 года по делу N А41-4432/18 исковые требования ОАО "Куйбышево" удовлетворены.
ОАО "Куйбышево" направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Куйбышево" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:0010101:366 общей площадью 1109550+/-3082 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево".
Земельный участок предоставлен ОАО "Куйбышево" на основании Постановления Главы Администрации Истринского района Московской области от 25.11.1992 N 1995/23 "Об утверждении площадей, передаваемых совхозу "Куйбышево" в собственность, бессрочное пользование и аренду и выдаче свидетельства".
Из земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010101:366 22.03.2017 образованы три самостоятельных участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, состоящий из 3 контуров, общей площадью 343819+/-7523 кв.м.; с кадастровым номером 50:08:0000000:162094, состоящий из 13 контуров, общей площадью 481460+/-20584 кв.м.; с кадастровым номером 50:08:0000000:162096, состоящий из 6 контуров, общей площадью 284271+/-10400 кв.м.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет в установленном законом порядке.
С целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162094 на право собственности общество 31.03.2017 обратилось в МФЦ Истринского муниципального района с заявлением от 29.03.2017 N 77 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162094 в собственность за плату.
Рассмотрев заявление Общества, Администрация письмом от 05.06.2017 N М502- 3180726395-5669815 сообщила о том, что вопрос предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162094 был рассмотрен Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области и принято решение об отказе в согласовании проекта с учетом информации Комитета лесного хозяйства Московской области о наложении границ и Главархитектуры Московской области об ограничении оборотоспособности земельного участка, а также сведений ЕГРН о пересечении границ земельного участка с границами иных земельных участков.
Сообщением от 18.09.2017 N 4995, 4996, 4997 Администрация повторно сообщила обществу об отсутствии возможности предоставления в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162094 ввиду ограничения его оборотоспособности до устранения наложения границ земельного участка на земли лесного фонда.
Полагая отказ Администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162094 необоснованным, не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ОАО "Куйбышево", общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
Общество не относится к лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ (органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным; казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий).
Пунктами 1 и 2 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно которому при обращении с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 ЗК РФ заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
Указанные документы были представлены обществом при обращении в МФЦ с заявлением о предоставлении участка в собственность. В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Тем самым, пунктом 2 статьи 3 Вводного закона предусмотрена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012.
Из данного пункта статьи 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление.
При этом установленная им дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление, в связи с чем после 01.07.2012 указанные лица по-прежнему вправе требовать переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2015 N 305-КГ14-7532.
Материалами дела подтверждается, что общество владеет испрашиваемым в собственность земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Соответственно, в соответствии с действующим законодательством, общество имеет право на переоформление в собственность земельных участков, предоставленных ему (его правопредшественнику) ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Принимаемые межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области решения являются предварительными. Как указывалось выше, отказ в согласовании представления спорного земельного участка в собственность заявителя обусловлен выявленным пересечением границ истребуемого земельного участка и земель лесного фонда со ссылкой на информацию Комитета лесного хозяйства Московской области и Главархитектуры Московской области.
Как указаывалось выше, в обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что спорный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного обществу в постоянное (бессрочное) пользование, и образованный земельный участок поставлен в предусмотренном законом порядке на кадастровый учет с включением в ЕГРН всех необходимых сведений о земельном участке, в том числе о характерных точках границы земельного участка с указанием координат точек, при этом, заявитель ссылается на недоказанность заинтересованным лицом обстоятельств, свидетельствующих о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, с учетом содержащейся в письме филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 09.11.2017 N 32-30/2632 информации о том, что при проведении анализа данных в отношении земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162094, пересечений с границами земель лесного фонда не выявлено.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В связи с изложенным, бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии пересечения границ заявленного обществом к выкупу земельного участка с землями лесного фонда, возложено на Администрацию, принявшую оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обоснованный наличием такого пересечения границ.
В своей апелляционной жалобе Комитет указывает, что факт пересечения границ спорного земельного участка и земель лесного фонда подтверждатеся сведениями Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Между тем, данные, содержащиеся в информационных системах не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N201-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Администрацией либо Комитетом лесного хозяйства Московской области о назначении по делу судебной экспертизы не заявлялось.
Также таких ходатайств не было заявлено и в суде первой инстанции.
Исходя из изложенного,суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 мая 2018 года по делу N А41-4432/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
И.О. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.