Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2018 г. N Ф07-13887/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А56-88832/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца: Кацура В.К., по доверенности от 01.01.2018
от ответчика: Ильина К.С., по доверенности от 11.04.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9192/2018) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2018 по делу N А56-88832/2017 (судья Грачева И.В.), принятое
по иску ООО "Нюанс Базэл"
к Санкт-Петербургской таможне
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нюанс Базэл" (далее - истец, Общество, ООО "Нюанс Базэл") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургской таможне (далее - ответчик, Таможня, таможенный орган) о взыскании 927 480 руб. 35 коп. излишне уплаченных таможенных платежей и 35 040 руб. 96 коп. процентов за несвоевременный возврат данных платежей за период с 26.08.2017 по 08.02.2018 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ)).
Решением суда от 14.02.2018 взыскано 927 480 руб. 35 коп. излишне уплаченных таможенных платежей и 33 897 руб. 50 коп. процентов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - о полном отказе в иске.
В обоснование своих возражений Таможня указывает на отсутствие направления Обществом в качестве приложений к заявлениям N N 50 и 51 от 21.03.2017 документов в обоснование излишней уплаты таможенных платежей, а также иных правоустанавливающих документов. Кроме того, Таможня указывает на пропуск срок подачи Обществом заявления от 11.05.2017 и пропуск общего трехлетнего срока исковой давности, поскольку истец знал или должен был знать о нарушении своих прав на возврат излишне уплаченных таможенных платежей с 20.08.2014.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений). Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва (с учетом дополнений).
В составе суда по основаниям и в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена отсутствующих по уважительной причине судей Лопато И.Б. и Семеновой А.Б., судьями Сомовой Е.А. и Протас Н.И., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.06.2014 Общество обратилось в Таможню с просьбой внести изменения в декларации на товары (далее - ДТ) N 10210190/250314/0004708 и N 10210190/010414/0005105 в связи с неверным указанием стоимости товаров, в результате чего произошла переплата по таможенным платежам в размере 927 480 руб. 35 коп.
В 30-ти дневный срок, установленный пунктом 16 Порядка внесения изменений, и (или) дополнений в сведения, указанные в деклараций на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок), Общество не получило ответа на заявление о корректировке таможенных деклараций.
Таможня не отрицает, что в указанный срок такого решения либо письменного отказа в просьбе истца не выносилось.
09.03.2017 Общество обратилось в Таможню (вх. N 6120) с досудебной претензией от 15.02.2017 исх. NNB-06 с требованием "погасить образовавшуюся задолженность" в размере 709 336 руб. 91 коп.
14.03.2017 в ответ Таможней было сообщено, что Таможней была осуществлена проверка средств, формирующих лицевой счет Общества в электронных базах данных, находящихся в ведении Таможни, и в соответствии с этой проверкой за период с 04.03.3014 по 12.03.2017 по состоянию на 13.03.2017 остаток средств на лицевом счете ООО "НЮАНС БАЗЭЛ" отсутствует. Письмом от 14.03.2017 исх.N 19-24/07716 в возврате денежных средств было отказано.
Затем 20.03.2017 Таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10210190/250314/0004708 и N10210190/010414/0005105, запрос на корректировку которых был направлен истцом 20.06.2014.
22.03.2017 Петродворцовым таможенным постом были оформлены поданные таможенные представителем корректировки ДТ к ДТ N N 10210190/250314/0004708, 10210190/010414/0005105. В результате данных корректировок на лицевом счете Общества в Таможне возникла переплата в размере 927 480 руб. 35 коп.
21.03.2017 Общество подало два заявления о возврате авансовых платежей на общую сумму 927 480 руб. 35 коп., одновременно с которыми была представлена карточка с подписями и оттиском печати.
29.03.2017 Таможней в адрес Общества направлен возврат заявлений на возврат авансовых платежей в связи с необходимостью представления дополнительных сведений, в числе которых был документ, подтверждающий полномочия подписанта, в перечень документов, подтверждающих полномочия подписанта, была включена выписка из ЕГРЮЛ.
20.04.2017 Общество подало заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или иных денежных средств в размере 927 480 руб. 35 коп. (вх. от 11.05.2017). Одновременно с этим документом был подан ряд документов, с учетом письма Таможни от 29.03.2017, в том числе выписка из ЕГРЮЛ по ООО "НЮАНС БАЗЭЛ", подтверждающая полномочия подписанта заявления.
16.05.2017 Таможня направила в адрес Общества извещение об оставлении заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или иных денежных средств без рассмотрения с требованием предоставить дополнительные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, помимо, представленной выписки из ЕГРЮЛ.
18.05.2017 Таможня уведомила Общество, что выявленные по результатам проверки его лицевого счета денежные средства в размере 927 480 руб. 35 коп. будут зачислены в качестве авансового платежа на счет Общества в Едином ресурсе лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России (далее - ЕЛС).
Одновременно таможня уведомила истца о возможности обращения в таможенный орган за возвратом авансовых платежей в размере 927 480 руб. 35 коп.
Общество согласилось с зачислением данных средств на ЕЛС в качестве авансового платежа.
17.07.2017 Таможня направила в адрес Общества уведомление о том, что средства в размере 927 480 руб. 35 коп. не могут быть зачислены на ЕЛС, так как являются излишне уплаченными средствами.
25.07.2017 Общество, руководствуясь требованиями письма Таможни от 16.05.2017, подало заявление о возврате излишне уплаченных средств.
03.08.2017 Таможня отказала истцу в возврате излишне уплаченных средств в связи с истечением срока их возврата.
Не согласившись с указанным отказом таможенного органа, истец обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в ДТ после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Таможня не спорит, что для признания таможенных платежей излишне уплаченными таможенный орган должен был произвести по заявлению Общества корректировку таможенной стоимости товаров.
Из материалов дела следует, что уплата таможенных пошлин, налогов была осуществлена 19.02.2014, 10.02.2014.
20.06.2014 Общество обратилось в Таможню с просьбой внести изменения в ДТ N 10210190/250314/0004708 и N 10210190/010414/0005105 в связи с неверным указанием стоимости товаров, в результате которого произошла переплата по таможенным платежам в размере 927 480 руб. 35 коп.
Только 20.03.2017 Таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10210190/250314/0004708, 10210190/010414/0005105, запрос на корректировку которых был направлен еще 20.06.2014.
Общество обратилось за возвратом денежных средств с заявлениями, поступившими в Таможню 24.03.2017 вх.N N 7671, 7672.
Повторно Общество обратилось в Таможню с заявлением от 20.04.2017 (поступило в Таможню 11.05.2017 вх.N 12185).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, указан в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Пункт 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не раскрывает, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, должны быть приложены к заявлению.
По смыслу указанной правовой нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
Такие документы были приложены Обществом к заявлениям от 24.03.2017 вх.N N 7671, 7672, от 11.05.2017 вх. N 12185.
При непосредственном изучении всех документов, представленных таможенному органу и имевшихся у него, следует представление необходимых документов для возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Довод таможенного органа о пропуске общего срока исковой давности при подаче Обществом настоящего заявления в суд подлежит отклонению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно статье 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Начало течения общего срока исковой давности определяется моментом, когда у правомочного лица возникло основание для обращения в суд за принудительным осуществлением своего права (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 N 5-В09-9).
Согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Абзац 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" устанавливает, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.
В настоящем иске следует исходить из момента нарушения прав Общества, с которого у истца появилось реальное основание и право на обращение с иском в суд.
Настоящий иск подан в электронной форме 01.11.2017.
Только 20.03.2017 Таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10210190/250314/0004708, 10210190/010414/0005105, запрос на корректировку которых был направлен еще 20.06.2014.
Апелляционный суд учитывает, что письмом от 18.05.2017 Таможня предложила ООО "НЮАНС БАЗЭЛ" возвратить находящиеся на счете Таможни денежные средства, принадлежащие ООО "НЮАНС БАЗЭЛ", в размере 927 480 руб. 35 коп. Таким образом, 18.05.2017 таможенный орган фактически подтвердил свой долг перед ООО "НЮАНС БАЗЭЛ" в письменном виде, указанное в соответствии с пунктом 2 статьи 206 ГК РФ возобновляет течение срока исковой давности. В отзыве на иск таможенный орган также подтверждает, что только с 22.03.2017 у Общества возникла сумма излишне уплаченных таможенных платежей в размере 927 480 руб. 35 коп., в результате оформления поданных от 20.06.2014 заявлений на внесение изменений в ДТ N N 10210190/250314/0004708, 10210190/010414/0005105.
В объяснениях, направленных в апелляционный суд, таможенный орган отмечает, что Обществом вместе с заявлениями N N 50,51, 85 не прикладывались протокол, устав и образец подписи лица, подписавшего заявление.
Между тем таможенным органом не представлено документов, подтверждающих, что заявления N N 7671, 7672, 12815 действительно были поданы без положенных документов, в то время как в тексте самих заявлений эти документы указаны в качестве приложений. Акт об отсутствии документов, перечисленных в качестве приложений к заявлениям, таможенным органом в материалы дела не представлен.
Устав организации и протокол не указаны в перечне обязательных документов, прилагаемых согласно Закону N 311-ФЗ к заявлению на возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Факт уплаты Обществом таможенных платежей, подлежащих возврату как излишне уплаченных, в размере 927 480 руб. 35 коп. подтверждается материалами дела.
Спора по определению суммы возврата таможенных платежей не имеется (Акт сверки на указанную сумму подписан сторонами 05.06.2018). Иных законных препятствий к возврату по статье 147 Закона N 311-ФЗ судом не установлено.
Неопределенности в идентификации платежных документов, оснований и суммы возврата Таможня не обосновывает, в этой связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Также Обществом заявлено требование о взыскании с Таможни процентов за несвоевременный невозврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 35 040 руб. 96 коп. за период с 26.08.2017 по 08.02.2018.
Согласно пункту 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из анализа указанной нормы права следует, что проценты подлежат начислению только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата, установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311- ФЗ. При этом в случае нарушения указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата, а на сумму излишне взысканных таможенных платежей - со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей.
Ввиду изложенных выше обстоятельств и неправомерного удержания таможенным органом суммы излишне уплаченных Обществом платежей, на основании пункта 5 статьи 147 Закона N 311-ФЗ истец имеет право взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных денежных средств с учетом учетной ставки банковского процента (ставки рефинансирования ЦБ РФ).
В данном случае право Общества на получение процентов применительно к части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности вынести в установленный срок решение о возврате денежных средств.
В результате перерасчета суда первой инстанции сумма процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных денежных средств, подлежащая взысканию с таможенного органа за период с 31.08.2017 (дата поступления вх.31.07.2017 в Таможню) по 08.02.2018 составила 33 897 руб. 50 коп.
Сумма и период начисления процентов, указанные в расчете суда, Таможней не оспорены. С произведенным судом перерасчетом процентов Общество не спорит. Указание в решении суда о взыскании процентов по 02.08.2018 вместо 08.02.2018, при указании точной суммы взыскания, носит характер технической ошибки.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2018 по делу N А56-88832/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88832/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2018 г. N Ф07-13887/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "НЮАНС БАЗЭЛ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ