Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2018 г. N Ф08-7569/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 июля 2018 г. |
дело N А32-8204/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.05.2018 по делу N А32-8204/2018
по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭталонОптима"
о взыскании субсидии,
принятое судьей Дуб С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭталонОптима" (далее - общество) о взыскании 1395745 руб. субсидии.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 в удовлетворении исковых требований отказано, что мотивированно отсутствием обстоятельств, при которых наступает ответственность в виде возвращения субсидии. Предоставленная обществу субсидия использована по целевому назначению, цель ее предоставления достигнута, условия договора субсидирования обществом исполнены.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что общество грубо нарушило условия договора субсидирования, поэтому несет ответственность в виде возврата полученной субсидии. Поскольку переход права собственности на транспортное средство состоялось 26.05.2017, постольку по условиям договора отчетность должна была поступить в департамент не позднее 26.06.2017, однако поступила 28.12.2017.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в сентябре 2014 года общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к подпрограмме) (далее - порядок субсидирования), и предоставил документы по договору финансовой аренды (лизинга) от 04.06.2014 N АХ_ЭЛ/Мск-50783/ДЛ, заключенного с ОАО "Элемент Лизинг". Уполномоченный орган в соответствии с разделом 2 порядка субсидирования рассмотрел заявление ответчика на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также приложенные к нему документы.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" уполномоченный орган принял решение об утверждении списка субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который также было включено ООО "ЭталонОптима".
Департамент и общество заключили договор от 23.12.2014 N 68/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - договор субсидирования).
Субсидия в размере 1395745 руб. перечислена ответчику 29.12.2014 по платежному поручению N 392367 от 29.12.2014.
Поскольку по истечении 30 дней с момента окончания указанного договора отчетность, а именно документы, подтверждающие переход права собственности на предмет лизинга, в уполномоченный орган не поступили, постольку истец направил ответчику уведомление от 25.12.2017 N 333-8122/17-01-06 о возвращении субсидии в краевой бюджет в связи с нарушением условий ее предоставления.
В ответ на указанное уведомление истцу 28.12.2017 поступило письмо от ответчика (входящий номер N В-333/14186-28.12.17) с приложением следующих документов:
- копии акта приема-передачи автотранспортных средств от 26.05.2017 к договору купли-продажи N АХ_ЭЛ/Мск-50783/ДВ_ДЗ;
- копии договора купли-продажи транспортного средства от 26.05.2017 N АХ_ЭЛ/Мск-50783/ДВ_ДЗ;
- копии соглашения от 05.05.2017 о расторжении договора финансовой аренды (лизинга) от 04.06.2014 N АХ_ЭЛ/Мск-50783/ДЛ;
- копии паспорта самоходной машины и других видов техники ТС 780749;
- копии свидетельства о регистрации машины СВ 559924.
Поскольку общество направило отчетность с нарушением срока, предоставленную субсидию не возвратило в бюджет, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 1395745 руб.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска ввиду следующего.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Региональная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, выполняемая в 2014 году, утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Исполнителем мероприятий краевой целевой программы является министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 N40 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края" министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N933 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" переименован в Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" также регламентирован Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Порядок принят в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Законом Краснодарского края от 04.04.2008 N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае".
Подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказами уполномоченного органа:
- от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - приказ N 167);
- от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" государственная программа Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ N 168).
Как установлено в пункте 1.1 приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок) подпрограммы, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в министерство:
- копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке;
- копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора);
- копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование);
- копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке;
- копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.2 приказа N167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем.
В силу пункта 1.3 приказа N167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в министерство.
Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 настоящего пункта приказа, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 приказа N 167).
Согласно пункту 1.5 приказа N167 отчетная документация, указанная в пункте 1 настоящего приказа, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
Из материалов дела видно, что ООО "Элемент Лизинг" (лизингодатель) и ООО "ЭталонОптима" (лизингополучатель) заключили договор финансовой аренды (лизинга) от 04.06.2014 N АХ_ЭЛ/Мск-50783/ДЛ (договор лизинга), по условиям которого лизингодатель приобретает в собственность предмет лизинга (1000SR MAXTRAK ДРОБИЛКА КОНУСНАЯ, 2012 года производства, заводской номер машины PID100SRPOMCB6020, двигатель N JSC25727) и предоставляет его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на условиях договора лизинга и общих правил финансовой аренды (лизинга). Общая сумма договора лизинга, включая НДС (в валюте договора лизинга) составила 32988347 руб., включая НДС - 18% в размере 5032120 руб. 76 коп. В соответствии с пунктом 5.5.3 договора лизинга срок лизинга определен - 36 месяцев, начиная с даты акта приемки-передачи предмета лизинга в лизинг.
16 июня 2014 года ООО "Элемент Лизинг" на основании договора лизинга передало ООО "ЭталонОптима" по акту приема-передачи N АПП-038774 дробилку -1000SR MAXTRAK ДРОБИЛКА КОНУСНАЯ, 2012 года производства, заводской номер машины PID100SRPOMCB6020, двигатель N JSC25727.
Соглашением от 05.05.2017 договор лизинга, заключенный ООО "Элемент Лизинг" и ООО "ЭталонОптима", расторгнут ввиду досрочного выкупа обществом техники.
26 мая 2017 года ООО "Элемент Лизинг" и ООО "ЭталонОптима" заключили договор купли-продажи бывшего в эксплуатации по договору финансовой аренды (лизинга) транспортного средства, а также подписали акт приема-передачи транспортного средства от 26.05.2017 N АХ ЭЛ/Мск-50783/ДВ ДЗ.
По смыслу статьи 78 БК РФ возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, а также о ее выдаче лицу, не имеющему права на ее получение, в материалы дела не представлены. Общество после внесения сведений о переходе права собственности на транспортное средство (26.05.2017) предоставило 28.12.2017 в департамент необходимую отчетную документацию, что подтверждается сопроводительным письмом.
В данном случае нарушение обществом срока предоставления отчетности само по себе не является безусловным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество выполнило необходимые условия для предоставления субсидии. При этом, договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым предоставлена субсидия, не признан недействительным, условия договора лизинга, указанные в пункте 1.4. порядка субсидирования не изменялись, в договоре лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившего субсидию.
Таким образом, бюджетные средства использованы по целевому назначению.
Требование о сроках предоставления отчетности, на которое ссылается департамент, не относится к условиям предоставления субсидий, а относится к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанного требования не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии на основании пункта 1.11 порядка субсидирования.
Судебная коллегия полагает возможным отметить и то, что нарушение обществом установленного договором субсидирования срока представления отчетности при достижении цели субсидирования не влечет обязанности последнего возвратить субсидию, поскольку данная санкция будет несоразмерна последствия нарушения обязательств.
Департаментом не доказаны обстоятельства, предусмотренные нормами БК РФ, при которых лицо, получившее субсидию, обязано таковую возвратить, поэтому суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований департамента.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2017 г. по делу N А32-24428/2016, в определении Верховного Суда Российской федерации от 16 октября 2017 г. N 308-ЭС17-14238.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 по делу N А32-8204/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.