г. Пермь |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А50-8955/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В.Г.,
рассмотрел, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу истца, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 мая 2018 года,
принятое судьей Вшивковой О.В., путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства
Постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2018.
по делу N А50-8955/2018
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (ОГРН 1025900509250, ИНН 5902292777)
к обществу с ограниченной ответственности "Продрезерв-Плюс" (ОГРН 1155958126543, ИНН 5902032680)
о взыскании финансовой санкции за представление неполных и (или) недостоверных индивидуальных сведений по форме СЗВ-М, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за май 2016 года 500 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (далее - заявитель, Управление) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственности "Продрезерв-Плюс" (далее - должник, ответчик) о взыскании финансовой санкции за предоставление неполных и (или) недостоверных индивидуальных сведений по форме СЗВ-М, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за май 2016 года 500 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2018 года в удовлетворении требований отказано, в связи с первоначальным представлением ответчиком индивидуальных сведений по форме СЗВ-М в установленный срок.
Управление, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить заявленные требования удовлетворить.
Управление несогласно с выводами суда об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, в виду реализации лицом права на исправление ранее поданных сведений индивидуального (персонифицированного) учета; вместе с тем в рассматриваемом случае были выявлены расхождения в представленных расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, производящими выплаты в иные вознаграждения физическим лицам РСВ-1 и форме СЗВ-М (исх.) за май 2016. Сведения по форме СЗВ-М с типом формы "отм" представлены с нарушением пятидневного срока для устранения расхождений, в связи с чем общество не может быть освобождено от ответственности по статье 17 закона N 27-ФЗ.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Общество письменный отзыв по возражениям управления не представило.
Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве страхователя с присвоением соответствующего регистрационного номера. 06 июня 2016 года ответчик представил в управление сведения по форме СЗВ-М за май 2016 года.
По результатам сверки данных раздела 6 РСВ-1 за отчетный период полугодие 2016 года и ежемесячной отчетности форм СЗВ-М за май 2016 года Управлением выявлены расхождения (ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М представлена на одно лицо генерального директора Захаренкову С. С., а в разделе 6 расчета РСВ-1 за спорный период это лицо не указано). Расхождения истец отразил в протоколе проверки, которое вместе с уведомлением об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 01 марта 2017 года направило ответчику, предложив устранить имеющиеся расхождения в течение 5 рабочих дней. Уведомление отправлено должнику 03 марта 2017 года, что подтверждается списком заказных почтовых отправлений (почтовый идентификатор 61400009016797).
16 мая 2017 года ответчик представил отчет по форме СЗВ-М за май 2016 года по форме "отменяющая" в отношении Захаренковой С. С.
06 июля 2017 года управление оформило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, зафиксировав в нем, что ответчик представил отчетность по форме СЗВ-М (отменяющая) за май 2016 года на 1 застрахованное лицо (Захаренкова С. С.) 16 мая 2017 года (при сроке представления 21 марта 2017 года), то есть с нарушением пятидневного срока. Указанный срок заявитель исчислил, применив установленный шестидневный срок для получения заказной корреспонденции и пятидневный срок для устранения ошибок (несоответствий).
14 августа 2017 года по результатам рассмотрения материалов проверки Управление приняло решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S19170030858, согласно которому привлекло ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ), в виде финансовой санкции 500 руб.
11 сентября 2017 года управление выставило требование об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства N 203S01170311120, предложив ответчику уплатить санкцию 500 руб. 00 коп. до 02 октября 2017 года. Требование направлено ответчику 12 сентября 2017 года, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьи 17 закона N 27-ФЗ
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии п. 2.2 ст. 11 федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) с 01.04.2016 года страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения представляются по форме "сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142) утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в соответствии с пунктом 4 которой в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам (письмо ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856).
Следовательно, СЗВ-М на учредителя необходимо представлять даже в случае, если единственный учредитель является директором организации без заключения договора (письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846).
При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (письма ПФР от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 N 08-22/6356).
Как указано ранее, первоначально отчет по форме СЗВ-М за май 2016 года ответчик направил своевременно 06 июня 2016 года, указав в нем застрахованное лицо Захаренкову С.С., которая, по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, является генеральным директором ответчика.
При этом как верно отмечено судом первой инстанции, необходимость устранять ошибки и (или) несоответствия в отчетности СЗВ-М за май 2016 года в виде исключения из нее сведений о генеральном директоре, отсутствовала.
То обстоятельство, что управление ПФР приняло оспариваемый ненормативный акт по не полностью выясненным обстоятельствам, свидетельствует о неправомерности такого решения управления ПФР.
Констатация в решении от 14.08.2017 нарушений без описания надлежащей объективной стороны правонарушения, установления виновных действий либо бездействия заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, а также без установления наличия у заявителя реальной возможности для соблюдения указанных норм, в данном случае не является достаточным основанием для привлечения заявителя к публичной ответственности.
Состав нарушения фонду надлежало установить применительно к нормативным требованиям в отношении сроков представления и реквизитов отчетности на момент первоначального представления отчетности с кодом "исхд", а не констатировать факт нарушения (надлежащего описания, исследования и установления которого из решения не усматривается) представления заявителем отменяющих сведений.
Вместе с тем наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Апелляционный суд отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.
Таким образом, привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Поскольку состав нарушений надлежащим образом не установлен, не доказан, не зафиксирован в решении управления, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, направление страхователем форме СЗВ-М с кодом "отмн" с нарушением срока, как указано заявителем в акте о выявлении правонарушения от 06 июля 2017 года, не образует состав правонарушения, требования о взыскании санкции за которое рассматриваются в настоящем деле.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена, отказ суда во взыскании с общества финансовой санкции является законным и обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с фонда государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2018 года принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 13 июня 2018 года), по делу N А50-8955/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8955/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ
Ответчик: ООО "ПРОДРЕЗЕРВ-ПЛЮС"