Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2018 г. N Ф08-9056/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 июля 2018 г. |
дело N А32-36678/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.03.2018 по делу N А32-36678/2017,
принятое судьей Данько М.М.
по заявлению индивидуального предпринимателя Носика Александра Викторовича (ИНН 232903727929 ОГРНИП 308232915500090)
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Администрации МО Гулькевичский район
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Носик Александр Викторович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии решения об отнесении земельного участка площадью 195001 кв. м с кадастровым номером 23:06:0101001:141, адрес (местоположение): Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, на территории Скобелевского станичного округа к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения (письмо от 25.05.2017 N 52-15784/17-33-12 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель в Гулькевичском районе"); об обязании принять решение об отнесении земельного участка площадью 195001 кв. м с кадастровым номером 23:06:0101001:141, адрес (местоположение): Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, на территории Скобелевского станичного округа к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемый отказ нарушает права предпринимателя, так как в силу положений Закона N 172-ФЗ, Закона Краснодарского края N 525-КЗ полномочия по отнесению земель к землям сельскохозяйственного назначения осуществляются органом исполнительной власти Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2018 действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (письмо от 25.05.2017 N 52-15784/17-33-12 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель в Гулькевичском районе") по отказу в принятии решения об установлении земельному участку площадью 195001 кв. м с кадастровым номером 23:06:0101001:141, адрес (местоположение): Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, на территории Скобелевского станичного округа категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, признаны незаконными. Указанным решением суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения установить земельному участку площадью 195001 кв. м с кадастровым номером 23:06:0101001:141, адрес (местоположение): Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, на территории Скобелевского станичного округа категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2018 отменить.
В апелляционной жалобе департамент приводит доводы о том, что у него отсутствуют полномочия на принятие решения об отнесении спорного земельного участка к землям определенной категории.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель указал, что в соответствии с действующим законодательством, полномочия по отнесению земель к землям сельскохозяйственного назначения осуществляются исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. В имеющихся правоустанавливающих документах отсутствуют сведения, указывающие на то, что спорный земельный участок, представленный заявителю, имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Носику Александру Викторовичу принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью 195001 кв. м с кадастровым номером 23:06:0101001:141, адрес (местоположение): Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, на территории Скобелевского станичного округа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.2015.
Категория земельного участка в установленном порядке не установлена и в государственный земельный кадастр не внесена.
Предприниматель обратился в администрацию муниципального образования Гулькевичский район с заявлением, которым просил принять решение об отнесении участка к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Письмом от 11.05.2017 N 1125/04 администрация сообщила о том, что в соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-К3 "Об основах регулировании отношений в Краснодарском крае" за установлением категории участка необходимо обратиться в высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края.
Предприниматель обратился с аналогичным заявлением в Администрацию Краснодарского края.
Письмом от 15.05.2017 N 52-15784/17-33-12 Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в отнесении земельного участка к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, сославшись на пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с которым разрешение указанного вопроса входит в компетенцию местной администрации.
Считая данный отказ незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1)земли сельскохозяйственного назначения; 2)земли населенных пунктов; 3)земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4)земли особо охраняемых территорий и объектов; 5)земли лесного фонда; 6)земли водного фонда; 7)земли запаса.
Как установлено в части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты (п. 3.1).
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируются: Земельным кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ ""О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и Законом Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-К3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (далее - Закон N 532-КЗ).
Частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Согласно части 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При этом отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона (ч. 15 ст. 14 Закона N 172-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 15 Закона N 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу приведенного Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
В иных, помимо предусмотренных частью 3 указанной статьи случаях, до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 15 Закона N 172-ФЗ).
В случае, указанном в части 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, процедура отнесения земельного участка к определенной категории определена порядком перевода земель из одной категории в другую и производится уполномоченным на это органом государственной власти или местного самоуправления. Следовательно, при определении уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления на отнесение земель к определенной категории, следует установить целевое использование земельного участка.
Согласно части 5 статьи 14 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Как верно установлено судом первой инстанции из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Муниципального образования Гулькевичский район, представленных заявителем, спорный земельный участок расположен на территориальной зоне "СХЗ 701" за границами населенных пунктов: Краснодарский край, Гулькевичский район, на территории Скобелевского станичного округа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.2015.
Постановлением N 698 от 02.10.1996 Носику А.В. для организации крестьянского хозяйства было предоставлено 39,8 га пашни, в том числе 19,5 га в пожизненное наследуемое владение.
Как следует из материалов дела, Носиком А.В. к заявлению о принятии решения об отнесении спорного участка к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения приложены правоустанавливающие документы, в том числе: копия Решения исполнительного комитета Гулькевичского районного совета народных депутатов Краснодарского края N 304/5 от 18.09.1991, копия архивной выписки из Решения исполнительного комитета Гулькевичского районного совета народных депутатов Краснодарского края N 335 от 16.10.1991, копия Постановления главы Гулькевичского района Краснодарского края N 698 от 02.10.1996, копия Постановления главы Гулькевичского района Краснодарского края N 1355 от 23.08.2000, копия свидетельства о государственной регистрации права от 12.08.2015 и выписка из ЕГРН, подтверждающие право заявителя на спорный земельный участок.
Согласно решению исполнительного комитета Гулькевичского районного совета народных депутатов Краснодарского края N 304/5 от 18.09.1991 Носику А.В. предоставлен был земельный участок 14.8 га, из них 14,8 га сельскохозяйственных угодий, пашни 14.8 га, постановлением главы Гулькевичского района Краснодарского края N 698 от 02.10.1996 Носику А.В. передано 1 га в общую совместную собственность, пожизненно-наследуемое владение 19,5 га и в аренду 9,2 га. пашни. Постановлением главы Гулькевичского района Краснодарского края N 1355 от 23.08.2000.
С учетом изложенного, из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок, переданный Носику А.В., находится за пределами границ населенного пункта.
Также, из представленных документов следует, что спорный земельный участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения (названное обстоятельство не опровергается и не ставится под сомнение участниками процесса).
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Таким образом, вне зависимости от собственника земель (муниципальные или земли субъекта федерации), в случае если участки земли относятся к землям сельскохозяйственного назначения, перевод земель из одной категории в другую осуществляется органом исполнительной власти субъекта.
При этом, статьей 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в порядке, установленном федеральными законами осуществляются: высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края - в отношении земель, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности; органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Так как спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, то действия по отнесению его к определенной категории осуществляет орган власти субъекта Российской Федерации - исполнительный орган государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с приведенными выше положениями части 12 статьи 14 Закона N 172-Ф земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Повторно изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что предпринимателем были представлены достаточные документы, подтверждающие цель предоставления земельного участка. Также, в материалы дела представлены Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО Гулькевичский район (запрос от 24.10.2017), согласно которым на территории зоны "СХЗ 701" нет территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд, отсутствуют зоны охраны памятников истории и культуры, а также, отсутствуют водоохранные зоны, территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований, препятствующих отнесению Департаментом имущественных отношений Краснодарского края спорного земельного участка к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, в данном случае, отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в отнесении земельного участка к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, со ссылкой на пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с которым разрешение указанного вопроса входит в компетенцию местной администрации, является неправомерным.
Заявленные Носиком А.В. требования о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившихся в отказе в принятии решения об отнесении земельного участка площадью 195001 кв. м с кадастровым номером 23:06:0101001:141, адрес (местоположение): Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, на территории Скобелевского станичного округа к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения (письмо от 25.05.2017 N 52-15784/17-33-12 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель в Гулькевичском районе"); об обязании принять решение об отнесении земельного участка площадью 195001 кв. м с кадастровым номером 23:06:0101001:141, адрес (местоположение): Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, на территории Скобелевского станичного округа к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2018 по делу N А32-36678/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36678/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2018 г. N Ф08-9056/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Носик Александр Викторович
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Гулькевичский район