г. Владимир |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А11-15287/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 19.07.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного предприятия "Государственный лазерный полигон "Радуга" (ИНН 3308000538, ОГРН 1023303353150) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.04.2018 по делу N А11-15287/2017, принятое судьей Степановой Р.К. по заявлению федерального казенного предприятия "Государственный лазерный полигон "Радуга" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области от 31.08.2017 N 24540.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области - Февралева И.С. по доверенности от 09.01.2018 N 03-07/00007 сроком действия до 31.12.2018 (т. 1 л.д. 213), Усманова Р.Р. по доверенности от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018 (т. 1 л.д. 212).
Федеральное казенное предприятие "Государственный лазерный полигон "Радуга", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год, представленной федеральным казенным предприятием "Государственный лазерный полигон "Радуга" (далее - ФКП "ГЛП "Радуга", Предприятие, налогоплательщик, заявитель) 30.03.2017.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на применение льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) для государственных научных центров.
По результатам проверки составлен акт от 14.07.2017 N 20183, на основании которого и материалов проверки заместителем начальника Инспекции принято решение от 31.08.2017 N 24540 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в сумме 432 775 руб.
Кроме того, указанным решением Предприятию доначислен налог на имущество организаций в сумме 8 655 499 руб. и пени в сумме 410 132 руб. 17 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 12.12.2017 N 13-15-02/147380, принятым по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, решение Инспекции утверждено.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Инспекции недействительным.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 18.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), Порядка присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (далее - Порядок N 939), Порядка присвоения статуса федерального научно-производственного центра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 (далее - Порядок N 983), постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.1993 N 1347 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ФКП "ГЛП "Радуга" в спорном периоде не распространяется льгота, предусмотренная пунктом 15 статьи 381 НК РФ.
Предприятие, не согласившись с решением суда, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
ФКП "ГЛП "Радуга", ссылаясь на наличие оснований для применения спорной льготы, указывает, что является научной организацией, имеет на балансе уникальное опытно-экспериментальное оборудование и располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, то есть соответствует критериям, предъявляемым законом к государственным научным центрам, и обладает статусом федерального научно-производственного центра.
По мнению Предприятия, для определения правомерности применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 НК РФ, не имеет значения разница в статусе и целях создания государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров.
Подробно доводы Предприятия приведены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании с доводами налогоплательщика не согласились, указали на законность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Предприятия.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей налогового органа, Первый арбитражный апелляционный не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (статья 56 Кодекса).
С 01.01.2015 вступила в силу поправка в пункт 15 статьи 381 НК РФ, в соответствии с которой от налога на имущество освобождается имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ "О внесении изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Порядка присвоения статуса федерального научно-производственного центра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 (далее - Порядок N 983) статус федерального научно-производственного центра может присваиваться предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, осуществляющим разработку, изготовление, испытания, ремонт и утилизацию важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также основных комплектующих изделий к ним в соответствии с государственным оборонным заказом и имеющим организационно-правовые формы федерального государственного унитарного предприятия либо акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности. Пунктом 2 Порядка N983 предусмотрено, что присвоение статуса центра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального космического агентства и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное космическое агентство и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации один раз в пять лет оценивают деятельность каждого центра, принимают согласованное с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации решение о целесообразности сохранения за конкретным предприятием или организацией статуса центра и вносят соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации (пункт 4 Порядка N 983).
Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 (далее - Порядок N 939). Названным документом установлено, что статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. Присвоение предприятию, учреждению, организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не влечет за собой изменения организационно-правовой формы (пункт 1). Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике, - далее Межведомственная комиссия (пункт 2).
На основании пункта 4 Порядка N 939 государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении предприятию, учреждению, организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра.
Руководители предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений, получивших статус государственного научного центра Российской Федерации, ежегодно представляют Межведомственной комиссии отчеты о деятельности руководимых ими центров (пункт 5 Порядка N 939).
Пунктом 6 Порядка N 939 установлено, что Межведомственная комиссия один раз в два года производит оценку деятельности каждого государственного научного центра Российской Федерации, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса и вносит соответствующие предложения в Совет Министров - Правительство Российской Федерации.
Таким образом, Порядком N 939 предусмотрена не только процедура присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, но также и процедура регулярного подтверждения (сохранения) этого статуса.
При этом статус государственного научного центра имеет исключительный характер, сохраняется за незначительным числом лиц, удовлетворяющих предъявляемым требованиям, за соблюдением которых осуществляется постоянный контроль (48 организаций согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 797-р, 43 организации согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 2660-р).
Согласно вышеуказанным распоряжениям Правительства Российской Федерации в перечнях научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации, ФКП "ГЛП "Радуга" не поименовано.
Таким образом, из указанных нормативных положений следует, что федеральные научно-производственные центры и государственные научные центры имеют различный порядок присвоения (сохранения) названного статуса, различные профили деятельности и задачи.
При решении вопроса о правомерности применения ФКП "ГЛП "Радуга" льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 НК РФ, следует исходить не из анализа видов осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а из наличия у налогоплательщика присвоенного в установленном порядке статуса государственного научного центра. В связи с чем налогоплательщик вправе применить спорную налоговую льготу по налогу на имущество организаций лишь при наличии документов, подтверждающих его статус государственного научного центра.
Таким образом, статус федерального научно-производственного центра, не равнозначен статусу государственного научного центра, и указанные выше нормы права не позволяют их "автоматически" отождествлять. Новая редакция пункта 15 статьи 381 НК РФ дает основания полагать, что наличие у налогоплательщика официально присвоенного (а не предполагаемого) статуса государственного научного центра с соблюдением нормативно установленной процедуры является непременным условием для предоставления льготы.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 659-р за ФКП "ГЛП "Радуга" сохранен присвоенный ранее статус научно-производственного центра.
Между тем ФКП "ГЛП "Радуга" не представило доказательств, что ему официально присваивался статус государственного научного центра, что оно поименовано в Перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о правомерности использования им спорной льготы со ссылкой на пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148, обобщившего практику применения пункта 15 статьи 381 НК РФ в редакции до Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ.
На основании изложенного суд обоснованно указал, что наличие у заявителя статуса, отличного от статуса государственного научного центра Российской Федерации, не дает права на применение льготы на основании пункта 15 статьи 381 НК РФ с 01.01.2015.
Поэтому суд первой инстанции правомерно отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных им требований.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба ФКП "ГЛП "Радуга" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению N 700 от 08.05.2018, подлежит возвращению Предприятию из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.04.2018 по делу N А11-15287/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного предприятия "Государственный лазерный полигон "Радуга" - без удовлетворения.
Возвратить федеральному казенному предприятию "Государственный лазерный полигон "Радуга" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 700 от 08.05.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.