Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф01-5327/18 настоящее постановление оставлено без изменения
26 июля 2018 г. |
А79-14214/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (428020, г.Чебоксары, ул.П.Осипенко, д.7; ИНН 7711027436, ОГРН 1037739258040)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.05.2018
по делу N А79-14214/2017,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительным в части приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике от 13.10.2017 N П21-255/17,
при участии в судебном заседании представителей:
Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Сергеевой И.В. по доверенности от 17.07.2018 N 474 сроком действия один год, Волковой Н.Н. по доверенности от 18.12.2017 N 8/9 сроком действия один год,
Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике - Сорокиной А.В. по доверенности от 10.04.2018 N 43 сроком действия один год, Михайловой И.В. по доверенности от 14.06.2018 N 44 сроком действия один год,
и установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, заявитель или предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным пункта 2 приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Чувашской Республике, уполномоченный орган) от 13.10.2017 N П21-255/17. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган принять решение о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по травматологии и ортопедии, при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по лечебной физкультуре, медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.05.2018 Предприятию отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России настаивает на том, что у уполномоченного органа не имелось оснований для отказа в выдаче лицензии на право осуществления медицинской деятельности в части выполнения отдельных видов работ (услуг) в связи с несоответствием подпунктам "в", "г", "ж" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
По мнению заявителя, суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, должным образом не оценил представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Уполномоченный орган в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы, изложенные в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Предприятия и Уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что ФГУП "Чувашское ПрОП" Минтруда России (ОГРН 1022101146583) согласно выписке из ЕГРЮЛ 20.02.2017 прекратило свою деятельность путем его реорганизации в форме присоединения.
Лицензия ФГУП "Чувашское ПрОП" Минтруда России на осуществление медицинской деятельности N ФС-21-01-000469 от 25.12.2012, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, не подлежала переоформлению и ее действие было прекращено лицензирующим органом, о чем внесена запись в Единый реестр лицензий в связи с представлением сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности.
ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России 15.08.2017 обратилось в Территориальный орган Росздравнадзора по Чувашской Республике с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико -санитарной помощи в амбулаторных условиях по: 1) травматологии и ортопедии; 2) при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: лечебной физкультуре, медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии; 3) при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе временной нетрудоспособности.
На основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике от 16.08.2017 N П21-199/17 в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка полноты и достоверности содержащихся в указанном заявлении и документах сведений, а также на основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике от 08.09.2017 N П21-217/17 проведена внеплановая выездная проверка с 11.09.2017 по 06.10.2017 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу места нахождения обособленного подразделения "Чебоксарского филиала", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Осипова, д.7, с целью оценки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
По результатам проведенных мероприятий Территориальный орган Росздравнадзора по Чувашской Республике издал приказ от 13.10.2017 N П21-255/17 об отказе Федеральному государственному унитарному предприятию "Московское протезно-ортопедическое предприятие" ("Чебоксарский филиал") Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по травматологии и ортопедии, при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: лечебной физкультуре, медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии (пункт 2 приказа).
Не согласившись с пунктом 2 приказа Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике от 13.10.2017 N П21-255/17, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, приказом Минздрава РФ от 17.02.1993 N 23 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права, и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государственную систему здравоохранения составляют подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации, выданным Государственным учреждением Московская регистрационная палата 13.08.1992, к числу основных видов деятельности Предприятия отнесены, в том числе: Деятельность больничных организаций, Общая врачебная практика, Специальная врачебная практика, Деятельность в области медицины прочая.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.2.3 Устава ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, утвержденного приказом от 25.08.2009 N 639, для достижения целей Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке медицинскую деятельность, в том числе, лечебную физкультуру, медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапию.
Таким образом, являясь подведомственной федеральному органу исполнительной власти медицинской организацией, "ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России имеет федеральный статус и входит в федеральную систему здравоохранения.
Медицинская деятельность, осуществляемая организациями здравоохранения любой формы собственности, как государственными, так и муниципальными и частными, то есть организациями, для которых предоставление медицинских услуг является той целью деятельности, для которой они и создаются, подлежит лицензированию.
Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В силу пункта 46 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В пункте 2 части 7 статьи 14 Закона о лицензировании предусмотрено, что основанием отказа в предоставлении лицензии является, в том числе установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которое содержит лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - Положение N 291)
В соответствии с подпунктами "в", "г", "ж" пункта 4 Положения N 291 (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
в) наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";
у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;
ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.
Уполномоченный орган указывает, что в нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения N 291 в стационарном отделении травматологии и ортопедии на 25 мест, которое является структурным подразделением, отсутствует руководитель структурного подразделения, имеющий высшее профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием.
Суд первой инстанции установил, согласно пунктам 1, 2 должностной инструкции заведующего медицинским отделом заявителя (л.д. 32-34 Том 2) заведующий медицинским отделом относится к категории руководителей, совмещающий трудовые обязанности врача травматолога-ортопеда, что подтверждается записями в трудовой книжки Волковой Н.Н. (л.д. 125-128 Том 2).
Вместе с тем, Волкова Н.Н., осуществляющая согласно позиции заявителя руководство структурным подразделением (стационар на 25 мест), имеет высшее профессиональное образование - диплом о высшем профессиональном образовании по специальности "лечебное дело" (л.д. 25 Том 2), послевузовское профессиональное образование - удостоверение о прохождении интернатуры по специальности "Терапия" (л.д. 26 Том 2). Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Документы, подтверждающие наличие у Волковой Н.Н. дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам по специальности "травматология и ортопедия", в материалах дела отсутствуют.
Согласно приказу Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" специальность "Травматология и ортопедия" предполагает наличие высшего образования -специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Травматология и ортопедия", после прохождения которых указанные специалисты имеют право на занятие должности "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации".
Таким образом, для допуска к медицинской деятельности по специальности "Травматология и ортопедия" требуется подготовка в интернатуре либо в ординатуре по указанной специальности, что отсутствует у Волковой Н.Н.
Удостоверение о повышении квалификации от 2017 года (л.д. 30 Том 2) в объеме 288 часов не свидетельствует о наличии у Волковой Н.Н. подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Травматология и ортопедия".
Кроме того, в 2012 году действовавший на момент принятия Волковой Н.Н. на должность "заведующий медицинским отделом", совмещающий трудовые обязанности врача травматолога - ортопеда, приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации" также предусматривал получение специальности "травматология-ортопедия" как основной, подготовка по которой проводится через обучение в интернатуре или ординатуре.
Волкова Н.Н., являясь по основной специальности врачом-терапевтом, не могла получить специальность "травматология и ортопедия" через дополнительную подготовку.
Свидетельство о повышении квалификации от 2003 года (л.д. 121 Том 2) в объеме 630 часов также не подтверждает наличие у Волковой Н.Н. подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Травматология и ортопедия".
Согласно приказу Минздрава СССР от 20.01.1982 N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.
Период прохождения интернатуры - это период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки. Обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников.
Пунктом 20 вышеуказанного приказа было установлено, что врачам-интернам, после окончания интернатуры и сдачи выпускного экзамена по специальности, выдавалось удостоверение с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста (Приложение N 4).
Действующий на момент принятия Волковой Н.Н. на должность врача травматолога-ортопеда в 2002 году и на должность заведующей медицинским отделом пункт 38 приказа Минздрава РФ от 17.02.1993 N 23 "Об утверждении "Положения о клинической ординатуре" определил, что лицам, окончившим подготовку в клинической ординатуре, выдается удостоверение к диплому о базовом высшем медицинском образовании установленного образца (Приложение).
Клиническая ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в института усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации. Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года.
В настоящее время документом, свидетельствующим о прохождении ординатуры, является диплом об окончании ординатуры (Приложение N 1 к приказу Минздрава России от 06.09.2013 N 634н) - для лиц, поступивших на обучение по основным профессиональным образовательным программам ординатуры с 1 января 2014 года (пункт 2 указанного Приказа). Продолжительность обучения в ординатуре по специальностям будет составлять два года.
Таким образом, Волкова Н.Н. не является врачом травматологом-ортопедом по представленным образовательным документам, и, следовательно, не может рассматриваться в качестве заведующего стационарным отделением по профилю "травматология и ортопедия".
Она не имеет послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) профессионального образования, необходимого для назначения на должность по специальности "Травматология и ортопедия", а также не имеет стажа работы по специальности не менее 5 лет, что является нарушением подпунктов "в" и "г" пункта 4 Положения N 291.
Нарушение, предусмотренное подпунктом "ж" пункта 4 Положения N 291, в данном случае выразилось в том, что при намерении осуществлять специализированную медико-санитарную помощь в стационарных условиях в стационарном отделении травматологии и ортопедии на 25 мест не предусмотрены должности заведующего отделением, младшей медицинской сестры по уходу за больными, медицинской сестры перевязочной; при намерении осуществлять первичную специализированную медико-санитарную помощь по травматологии и ортопедии в амбулаторных условиях не соблюдены Правила, устанавливающие порядок организации деятельности кабинета травматологии и ортопедии, который является структурным подразделением медицинской организации: не предусмотрена должность медицинской сестры.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, оказываемая стационарно, предусматривает ее оказание в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
В соответствии с пунктом 3 приказа Минздрава России от 12.11.2012 N 901н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия" медицинская помощь может оказываться, в том числе, стационарно.
Пунктом 11 указанного Приказа установлено, что специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается врачами травматологами-ортопедами в стационарных условиях и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Чебоксарский филиал ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России госпитализирует инвалидов, в том числе с тяжёлыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нуждающихся в протезировании, в стационар круглосуточного пребывания, который выделен в структуре предприятия.
Заявитель ошибочно считает, что в условиях стационара Предприятие не осуществляет медицинскую деятельность, и не учитывает, что само по себе наличие стационара является отдельным видом оказания медицинской помощи.
По медицинским показаниям в стационаре проводится предварительная подготовка больных и инвалидов к протезированию (ортезированию) с использованием лечебной физической культуры, средств физиотерапии, массажа, что подтверждается Положением о Чебоксарском филиале ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее - Номенклатура), действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений, массаж (массаж лица, шеи, рук, волосистой части головы, ног, общий массаж) отнесен к простым медицинским услугам класса "А". Таким образом, массаж является медицинской услугой сам по себе.
Аналогично складывается ситуация с применением законодательных норм в сфере охраны здоровья в отношении таких работ (услуг) как лечебное дело и физиотерапия.
Физиотерапия и лечебное дело входят в перечень медицинских услуг Подраздела класса "В" (от 001 до 069) Номенклатуры.
Из содержания пункта 5.2 Номенклатуры следует, что специальность "Физиотерапия" относится к подразделу 008 класса "В" перечня медицинских услуг, представляющих собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, вышеуказанное подтверждает, что Чебоксарский филиал ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России осуществляет в стационаре именно медицинскую, а не иную деятельность.
Вместе с тем, согласно штатному расписанию, утвержденному приказом управляющего Чебоксарским филиалом ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России от 21.02.2017, стационар на 25 мест, который является обособленным структурным подразделением Предприятия, включает в себя только врача травматолога-ортопеда, палатных медицинских сестер, процедурную медицинскую сестру, медицинскую сестру по массажу, физиотерапии, инструктора по лечебной физкультуре.
В штатном расписании не предусмотрены ставки заведующего отделением (стационар на 25 мест), младшей медицинской сестры по уходу за больными, медицинской сестры перевязочной, в кабинете травматологии и ортопедии при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: по травматологии и ортопедии не предусмотрена должность медицинской сестры, что является нарушением подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Указанные рекомендуемые штатные нормативы, утвержденные приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 901н, не распространяются только на медицинские организации частной системы здравоохранения, в то время как заявитель является юридическим лицом федеральной формы собственности.
Довод заявителя о соответствии структуры штатного расписания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях также является несостоятельным, юридически ошибочным, опровергается установленными обстоятельствами и собранными по делу доказательствами.
Заявитель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере здравоохранения, зная о необходимости соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении данного вида деятельности, в частности, выполнения требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, не исполнило требования вышеназванных нормативных правовых актов надлежащим образом, следовательно, у уполномоченного органа имелись основания для издания оспариваемого приказа в части пункта 2.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемый пункт 2 приказа Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике от 13.10.2017 N П21-255/17 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Предприятию в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба заявителя по делу признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.05.2018 по делу N А79-14214/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.05.2018 по делу N А79-14214/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.